itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Необходимость «антирепинки»

Обращение к художникам о потребности систем образования и воспитания, отвечающей православной и патриотической направленности

Иван Грозный 
0
800
Время на чтение 5 минут

От редакции: Этот текст мы получили от нашего постоянного автора, доцента Санкт-Петербургского университета Георгия Васильевича Зазулина, который хорошо знает автора, решившего укрыться под псевдонимом. Тема репинского пасквиля на первого Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного постоянно оказывается в поле общественного внимания. Последний случай - нападение посетителя Третьяковки на картину, вызывающую негативное отношение к личности Царя и искажающую исторические события. Автор письма предлагает оригинальный способ борьбы с репинской фальсификацией, и не только с ней.

Если сказать пять слов «Иван Грозный и его сын», в сознании даже исторически образованного, православного и патриотичного человека первым делом предстанет образ, созданный Репиным. «Карамзиновского Грозного» блестяще ниспроверг русский историк Игорь Яковлевич Фроянов в своей «Драме русской истории». Однако «репинский Грозный» в сфере чувственно-визуальных конструктов остаётся безусловным монополистом подобно тому, как «Князь Серебрянный» монополизировал образ первого русского Царя (читай, самодержавия) в сфере чувственно-вербальной. Среди причин, по которым созданные живописные полотна на тему Грозного не могут полемизировать равновесным образом с «Сыноубийцей» Репина, помимо наличия долговременной медийной, финансовой и прочей поддержки у списка с вампира Фюссли, по нашему мнению, наличествуют факторы «генетического» характера:

1) Большинство «полемических» полотен, хотя и не пишут Царя «воющим зверем» и ночным кошмаром, всё же находятся вполне в русле собственно репинской тенденции: они пишут «недозверя», страстного человека - вплоть до одержимости (страстью гнева или блуда - по вкусу художника). В этом смысле репинский образ являет собой крайнюю степень означенной линии, а, значит, - имеет максимальный потенциал воздействия на зрителя, что вплотную примыкает к следующему пункту.

2) Меньшая часть «полемических» полотен представляет собой изображения «просто человека в сложной жизненной ситуации». Живописцы, увлекаясь психологичностью и «жизненностью" портрета, как ни странно, уничтожают этот самый психологизм. Философия и поэтика «маленького человека», середнячка обращает «жизненность и реализм в серость и посредственность, когда речь идёт о лицах и событиях экстраординарных. Вероятно, не ошибёмся, если скажем, что репинский образ вовсе не реалистичен: таких выпрыгивающих из орбит глаз не бывает у людей, что и понятно, - Репин писал не человека. Не лежит и кровь чёрным сгустком, но льётся светлой струёй. Да, и посохи с собой люди в гневе не таскают, чтобы театрально выставить на обозрение. В общем, имеем мы дело отнюдь не с реалистически - жизненным полотном, а с символически-аллегорической постановкой с инфернальным прототипом в образе «Царя», чем и объясняется сила воздействия.

Нелепо сражаться дубинками против танков: аналогичным образом, нелепо противопоставлять символике, мифу и инфернальному миру - матрёшку, балалайку и «просто хорошего человека в трудной жизненной ситуации». Следовательно, адекватным симметричным ответом инфернальному искусству может быть только изображение лиц не от мира сего. Они не должны быть жизненными и настоящими в обывательском, повседневном и «середняцком» смысле. Таких лиц здесь нет (за исключением единиц аскетов). Короче говоря, хотя мы и не предлагаем всем живописцам писать иконы, а всем писателям - жития, полагаем, что, если возникает необходимость противопоставления инфернальному искусству, следует озадачиться, в первую очередь, списыванием иконописных ликов, а не натуральным рисованием, и при наличии достаточной техники у живописца, - его формально реалистическая (академическая) работа возымеет колоссальный эффект.

Мы далеки от того, чтобы оценивать техническое мастерство Ильи Глазунова, но, по нашему мнению, сила воздействия его полотен на массового зрителя объясняется тем, что он в некотором смысле отразил означенную закономерность. Понятно, что притча во языцех «глазуновские глаза» в реальной жизни не встречается, однако именно эти глаза воздействуют потрясающе, если отложить в сторону «профессиональный снобизм» и воспринимать глазуновские работы по-детски.

3) «Полемические» полотна имеют стартовый деффект в дискуссионном смысле (возможно, потому что не мыслились в полемическом контексте): выбор сюжета произволен или вовсе отсутствует. Необходимо сказать, что с символической и эмоциональной точек зрения репинский выбор - безукоризнен, так как 1) отсылает к базовому инстинкту размножения через тематику «отец-сын», 2) отсылает к базовому инстинкту самосохранения через тематику смерти, 3) имеет три ключевых плана с органически совмещёнными линиями: межличностный (Иван Иоаннович и Иоанн Васильевич), политический (Царь и царевич) и духовный (Царь Иоанн Васильевич и царевич Иван Иоаннович). Отметим также заметную репинскую «хитрость»: в его картине не просто присутствует вампир из ночных кошмаров, но наблюдается собственно акт каннибализма - «царь» не имеет рта; место рта занимает голова «царевича», что в сочетании с тематикой «сыноубийства» и неестественно вытянутым и вылупленным лицом «царя», словно тот пытается проглотить удава, неизбежно помещает наше подсознание в мифы Древней Греции и реалии животного мира. Разумеется, закамуфлированный акт людоедства и, тем более, пожирания собственного ребенка - оказывает неизгладимое воздействие на зрителя. Чтобы нейтрализовать это манипулятивное влияние, необходимо задать сочетание аналогичного сюжета (смерть/умирание сына в присутствии отца) с такой системой координат, в которой невозможно малейшее допущение подобной отсылки, - и исторически, и религиозно.

Ввиду вышеозначенного хотелось бы просить уважаемых живописцев учесть, как настоятельную необходимость создания «наших» живописных образов и «антирепинок», так и перечисленные выше возражения относительно уже созданных произведений. Автор сего «многословного послания» художником не является, техники не имеет и сам «посягнуть на гения» не может. Однако в качестве своего рода «генератора идей» предлагает художникам сюжет-схему «Ивана Ивановича отравили», суть которого в дублировании всех трёх отсылок репинской работы, но с обратным знаком и с наших позиций, где Царь полярен репинскому зверю и, при том, не от мира сего - не середнячёк в нестандартной ситуации, но нестандартный человек в ситуации ДЛЯ НЕГО - стандартной (жизнь Иоанна Васильевича была полна трагических потерь, причем он знал тех, кто убивал дорогих ему людей, и поступал со злодеями милосердно).

Сюжет-схема с некоторыми основными символическими элементами (автор просит художников рассмотреть, возможно ли кому-то из них, приняв во внимание сказанное выше и обозначенное ниже, каким-нибудь образом осуществить сюжет и создать картину с использованием представленной структуры).

Данная схема не соответствует исторической точности в следующих элементах: 1) каменная кладка - в оригинале белая и прямоугольной формы; 2) занавесь - домысел; 3) стены красного цвета в столовой - в спальне царевича автор не знает какие; 4) окна - выше, чем в слободе; 5) костюм царя - не имеет такого ворота, рукавов и застёжек, похож на стёганку; 6) навершие посоха - распятие с изображением Христа; 7) в книге - на левой странице другой образ, а на правой странице - текст мельче и предваряется объемным узором.

Предупреждение (важно): Если вдруг данная схема попадётся на глаза не-художнику, который решит, что это и есть картина, предупреждаем о НЕДОПУСТИМОСТИ публикования схемы без статьи где бы то ни было под видом картины настоящего художника (которая, надеемся, будет создана), поскольку таковая публикация опорочит идею создания «антирепинки» и даст повод нашим оппонентам высмеивать идею, отвратит от неё художников в силу того, что автор схемы художником НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, и любому художнику очевидны авторские ляпы. Поэтому повторим: публикация или распространение схемы-сюжета «Ивана Ивановича отравили» без всей статьи и вне её - запрещается. Нарушителя автор вызовет в суд с иском.

А художников крайне просим озадачиться означенной темой и далеко не только в контексте проблематики Репина и Иоанна Васильевича.

С почтением, Платон Орбелиани

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Грозный
Антисталинизм и русофобия
К пониманию Сталина и советской политики
06.02.2024
Иоанн Грозный и Мещёра
Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле?
28.01.2024
Канон русского мировоззрения
Что это такое и зачем он нужен?
23.01.2024
Убийство святителя Филиппа стало коллективным злодеянием
По слову Первосвятителя, эта трагическая страница в истории Средневековой Руси не смыта никаким покаянием
22.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.02.2024 22:13
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Vladislav
26.02.2024 21:53
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Константин В.
26.02.2024 21:31
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
26.02.2024 21:30
Сталин с позиций великодержавного прагматизма
Новый комментарий от prot
26.02.2024 20:58
Славянофильство и «Третий Рим»
Новый комментарий от Константин В.
26.02.2024 20:42