Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так (Мф. 20: 25-26)
В последнее время на народном Портале РНЛ ведутся жаркие дискуссии о социалистических формах. Кажется, народ уже сыт «бандитским капитализмом». Предполагается, что наш народ в большинстве своем православный (что на деле не подтверждается, но об этом ниже) и потому было бы разумно и справедливо вернуться к социализму, но не в безбожной, а в евангельской православной форме. Противники говорят, любой социализм безбожен и утопичен, и некоторые из них подкрепляют это ссылками на Св.Отцов. Другие говорят в защиту, что общая собственность (принцип социализма) - христианский принцип. На нем построена и общинная жизнь наших монастырей. И в наших монастырях не только вместе молятся, но и трудятся. И это коренится в Евангелии - «ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья» (Мф. 23: 8). Среди братьев не может быть конкуренции.
Господь воскрес в духовном теле. Значит, наша христианская жизнь осуществляется не только духовно (в молитве), но и телесно в общем, на благо братьев труде. И наши монастыри очень успешны в хозяйственном отношении. В них царят порядок и лепота. Чего не скажешь о нашей жизни в миру, хотя его населяет якобы большинство православных. Повсюду разруха - лопаются трубы, обваливаются дома, умирают деревни. Можно долго перечислять негативные, неправославные стороны нашей жизни. Почему на еретическом Западе, в целом, порядок? Идеология западной Закулисы антихристианская, но заботы о ближнем и уважения к нему там странным образом больше, чем у нас, православных. Никто об этом научно не думал. А надо бы разобраться, почему наше православие, будучи добрым деревом, не приносит добрые плоды?
Продолжая мысль о православном монастырском «социализме» (где, кстати, плоды добрые), нужно подчеркнуть, что этот принцип абсолютно добровольный. У нас либерально настроенные люди часто говорят о свободе, данной Богом человеку. Но эта свобода дана только на один раз, чтобы выбрать одну «партию» - Божию или его противника. Выбрав Бога, мы становимся добровольными рабами Божиими. Т.е. жертвуем своей свободой ради Бога и Его заповедей. Это особенно видно в монастыре, где человек ради Бога всем жертвует - и имуществом, и семьей, и удовольствиями (вместо них аскеза), и личной свободой, подчиняясь полностью настоятелю, братии, уставу и т.д. Можно сказать, что устроение монастырской жизни «тоталитарное», это даже «тюрьма» - полный отказ от мира, но это всё добровольно, ради Бога, ради Его Царства, которое не от мира сего, ради спасения души.
При Сталине вся страна была огромным монастырем, живущей аскетически и под строгим надзором верховного «игумена» - скромного Вождя народов, в заштопанной шинели, спящем под ней на деревянной лавке. Коммунистический кодекс был списан с Библии, средства производства, земля и ее ископаемые были общественными. Религия, по закону, не запрещалась. В стране высокая нравственность, что подчеркнул нацистский врач, осматривавший наших угнанных молодых женщин в Германию. Что страну с такой нравственностью невозможно победить, потому что большинство женщин были девственницы. Остается только радоваться такому «монастырю», но он со страшным треском разваливается. А Божии монастыри (которые не были коммунистами разрушены) пережили даже троцкистские гонения. А все дело в том, что коммунистический «монастырь» был из под палки, недобровольным, кровавым. Пусть никто при этом не подумает, что я поддерживаю антисоветизм. Потому что многие сознательно, добровольно приняли сталинский социализм. И даже Патриарх Тихон говорил, что коммунистические идеалы не противоречат Евангелию.
Коммунисты сами понимали, что без «сознательности» социализм невозможен. И все было направлено на то, чтобы эту сознательность воспитать, создать «нового человека», который откажется от злых страстей, стяжательства, собственности и будет жить по квазибиблейским законам в мире, дружбе народов, приращивая, тем не менее, свои потребности. Хотя подчеркивалось, что они должны перерасти в дальнейшем в духовные. Красивая сказка, но полностью утопическая, как показала жизнь. Если из монастыря небрежного монаха, разрушающего его устои, можно выгнать или он сам уйдет, то что делать социалистическому государству с такими? Лишать их Родины, выгонять на сатанинский Запад? Во многих случаях коммунисты так и поступали. Вспомним, например, «философский пароход». А в ГДР, когда начался массовый исход на рекламно «привлекательный» Запад, напротив, решили возвести стену. Хотя в ГДР, я там был, весь наш дефицит лежал доступно на прилавках. Казалось бы, чего им не хватает! Но пока дьявол со своими слугами не брошен в серное озеро, он будет соблазнять Адама неограниченной свободой и красивой рекламой, чтобы погубить через материю.
«Православный социализм» в масштабах всей страны мог бы состояться, если б всё ее население было истинно православным. Но такого не может быть. Мало того, Господь сказал: придя, найду ли веру на земле (Лк. 18: 8). К тому же в каждом новом поколении совершенно невозможно предвидеть, какие родятся люди. И если Св.Отцы и сам Господь предсказали растущую апостасию, и что дети будут убивать родителей, то можно предположить, что верующих будет с каждым поколением всё меньше. Уже сегодня мы видим знаки апостасии и в самой Православной Церкви - и в Константинополе, и на Украине, и у нас.
Но действительно, многим невыносимо современное положение в стране, которая балансирует как бы в пустоте, без ясных духовных целей. Разговоры только о товарообороте, о технологическом прорыве (куда?), инвестициях и нефтяных трубах. Понятно, что и Великому Петру приходилось обжигать православным боярам благочестивые бороды, чтобы укрепить заспанную страну западными прорывными технологиями, чтоб спасти ее от агрессивного и жадного до наших ресурсов Запада. Так же и сегодня. В этом страшном противоречии, по причине борьбы Бога и дьявола, вынуждены мы существовать.
России Запад говорил, будь «демократической», со «свободным рынком», «правами человека», тогда мы тебя полюбим. Вот «правочеловеки» сидят с Главой государства за одним столом, в стране неистовствует «свободная рука рынка», на ТВ безчинствует «демократическая» мерзость, но нас всё равно не любят и объявили врагом номер один. А все потому, что мы хоть и не особенно православные, а всё же против власти антихриста на Земле. Хотя тоже как-то странно, живем ведь по его принципам. Хищнический и уничтожающий природу - и природу человека капитализм явно не от Бога. А в нашем Правительстве говорят, если нас исключают из мирового капитализма, то мы будет строить наш национальный капитализм, суверенный. Прямо по извращенному Ленину, капитализм в отдельно взятой стране. Но это тоже утопия. Потому что мамона, мотор капитализма, не имеет родины.
Что же нам делать среди всех этих утопий - и государственного социализма и такого же капитализма? Какой выход? Потому что какими бы мы ни были плохими православными, терпеть этот безпредел больше нет сил. Единственный выход, и о нем уже упоминал один из участников дискуссий на форуме РНЛ, это создание добровольных христианских общин - как на земле, так и на предприятиях. Предприятий с коллективной собственностью в России я, к сожалению, не знаю. Но нужно выходить на этот путь - общинный, коллективный, кооперативный, артельный и т.п., чисто русский, но, главное, добровольный! Все остальное - опасные утопии!
Адриан Послушник, публицист, Германия
19. Re: Что же нам делать среди всех этих утопий?
18. Ответ на 14., Адриан Послушник:
17. Re: Что же нам делать среди всех этих утопий?
16. Ответ на 13., Коротков А. В.:
15. Ответ на 8., Адриан Послушник:
14. Ответ на 8., Адриан Послушник:
13. Ответ на 8., Адриан Послушник:
12. Ответ на 7., рудовский:
11. Ответ на 1., Сергей Абачиев:
10. Ответ на 3., Инна Михайловна: