У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг уединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.
Л.Фадеев, муз. Д.Тухманов, исп. Игорь Тальков
Сентябрь. Воскресный день с семьёй на даче. Солнечное не по-осеннему жаркое утро. После утреннего правила я собрался на Божественную литургию в храм Николая Чудотворца, что в восьми километрах от нашего садоводческого товарищества.
В эту церковь я езжу на службу летом и ранней осенью на велосипеде по грунтовой дороге. Дорога проходит через поля, заросшие дикими травами, крапивой, лопухами и снытью. Она идет вдоль неглубокой лесной речки под названием Большая Дубна, извиваясь и повторяя её контур. Эту дорогу когда-то проложила уборочная техника. Мне нравятся велосипедные поездки на службу в храм, стоящий на краю леса рядом с сельским кладбищем вдали от населённых мест.
Эти дачные места окружены лесом и маленькой речкой, в которой живут бобры и всякая рыба: щуки, окуни и плотва. С семьёй не редко выходим в лес за грибами. Когда-то, гуляя вдоль границы леса и поля, случайно набрели, на разрушенный храм без купола, с обезглавленной колокольней. Вокруг храма тогда была заросшая, заброшенная территория, похожая на старое запущенное кладбище. Жутковато было смотреть на это место. В самом храме ни окон, ни дверей. Остались одни стены, расписанные надписями снаружи и изнутри. Войдя внутрь, увидели валявшийся на земле мусор.
В такой глуши в лесу, и вдруг - старый заброшенный храм. Откуда и зачем он появился здесь вдали от больших дорог и селений? Оказалось, что недалеко от храма приблизительно в двух километрах расположен святой источник. Из устного предания узнал, что на этом месте в ХV веке людям явилась икона святой Параскевы Пятницы. Из земли забил источник кристально чистой воды. Потом в честь этого события срубили деревянную церковь, просуществовавшую до начала XIX века. И в 1839 году церковь была разобрана. На её месте стараниями помещика Андрея Петровича Хметьевского построена новая каменная церковь святителя Николая Чудотворца с приделами Благоверного князя Александра Невского и святого мученика Иоанна Воина. Благодетель, построивший этот храм, являлся дворянином и офицером. Принимал участие в войне 1812 года. Князь Голицын, командующий ополчением, посылал его курьером к генерал-фельдмаршалу М.И.Кутузову, доверяя ему важные поручения. Войну с Наполеоном дворянин Андрей Петрович Хметьевский закончил в чине подпоручика, с монаршим благоволением - медалью в память войны 1812 года. Но на этом его служение Отечеству не прекратилось. Он продолжил государственную службу. Целых одиннадцать лет был предводителем дворянства в Покровском уезде. Имел награды: ордена св. Владимира IV степени и св. Анны II степени.
Последние годы жизни Андрей Петрович провёл во Владимире, тяжело болел и нуждался в деньгах. Видно, это был честный человек - пример для современных руководителей. Происходил он из древнего дворянского рода, известного с XV века. C этого благочестивого человека и гражданина началась история храма. К сожалению, А.П.Хметьевский не оставил потомков. Историческая память о нём как о строителе храма должна сохраниться. Надо знать историю своей малой родины и тех мест, которые нам дороги.
Ещё, как мы узнали позднее, в храме с 1922 по 1930 годы служил новомученник иерей Николай Поспелов, расстрелянный на Бутовском полигоне НКВД. Церковь в 1930 году была закрыта и разорена. В этих местах, где мы обнаружили храм, когда-то находилось село Житенино. Закрылся храм, и Житенино исчезло, превратившись в урочище. Только старый погост и разрушенная обитель напоминали о том, что здесь когда-то была жизнь.
...Однажды мы на машине поехали на рыбалку, на песчаные карьеры рядом с бывшей воинской частью. Наши знакомые по дачным участкам сказали, что там хорошо клюёт карась. Подъезжая к месту рыбалки, мы вновь встретили тот заброшенный храм.
Тогда я и подумал, что на рыбалку можно ездить на велосипеде через поля по грунтовой дороге. В тот вечер у нас были поклёвки. Ловили на червя и хлеб. Клевала одна мелочь, которую даже стыдно было брать домой.
Но меня почему-то стало тянуть в эти места. И я стал ездить на велосипеде по дороге, любуясь полями и берёзовой рощей на краю леса.
Как-то раз, проезжая рядом с храмом, я увидел на куполе деревянный покосившийся темно-серого цвета восьмиконечный крест. И был слегка удивлён. Неужели у храма появился хозяин? На душе радость и надежда, что храм начнут восстанавливать. Этот появившийся деревянный крест еще несколько лет стоял на куполе храма.
Но потом вокруг всё стало резко меняться и преображаться. На храме появились строительные леса. Начался его ремонт. Выросла кирпичная ограда и другие постройки. Прошло несколько лет, и я решил поехать туда на службу. Очень хотелось побывать на Божественной Литургии и познакомиться с настоятелем этого возрождённого храма.
И вот я уже вхожу через ворота на огороженную территорию. Большого количества людей в первый мой приезд не было. Подойдя к бородатому мужчине, я узнал от него, что настоятель болен и службы не будет. Был воскресный день. С собой у меня оказалась просфора из московского храма. Просфору передал этому мужчине для настоятеля с пожеланием скорейшего выздоровления.
В следующий приезд я уже участвовал в Божественной Литургии. Настоятель храма игумен Гермоген поправился и служил. Радостная, благодатная служба. Во время службы как бы стирались границы между душами людей, и мы все в эти моменты становились одним целым, как в первые века христианства.
По молитвам строителя храма, помещика Андрея Петровича Хметьевского, новомученника иерея Николая Поспелова, Господь возродил заброшенный храм.
Шло время, в моей жизни многое изменилось. Однако, несмотря на жизненные обстоятельства, пребывая на даче, всегда стремлюсь в храм Николая Чудотворца. Чтобы участвовать в Божественной Литургии. Увидеть батюшку игумена Гермогена, услышать его голос и его проповедь.
Теперь уже восстановлена колокольня. Построен ещё один зимний храм. В старом храме установлен красивый четырёхъярусный иконостас с позолоченными царскими вратами. Подъезжая на велосипеде, всегда останавливаюсь и издалека любуюсь храмом, окруженным деревьями. Любуюсь шпилем колокольни, устремлённым ввысь. Среди леса церковь с колокольней кажется островом спасения и Божественной благодати. Местом, связующим нас с небом.
...Солнечный сентябрьский день, посвященный дню знаний и детям, которые многочисленной гурьбой приходят сюда. Закончилась Божественная Литургия. Мы все вместе выходим на улицу для водосвятного молебна. Счастливые лица детей и взрослых. Кажется не только солнце, но и вся природа улыбается вместе с нами. Все заботы и треволнения исчезли. Батюшка служит молебен, церковный хор поёт песнопения. Потом настоятель окропляет всех святой водой. Не жалеет воды. Вода попадет даже на тех, кто стоит далеко позади. Потом для всех будет угощение и просветительские душеполезные встречи. Может быть, так собирались верующие в первые века христианства, когда было духовное единение всех.
Было на Руси время лихолетья и безбожия. Казалось, нить, связующая века и наших предков, безвозвратно прервана. Заброшенный храм, разрушенная деревня Житенино канули в небытие.
Но эта служба и дети, участвующие в ней, мы сами, прошедшие эпоху безверия, сейчас молимся Богу с настоятелем игуменом Гермогеном. Восстанавливаем духовную связь с нашими благочестивыми предками в воссозданном и обновлённом храме и его преобразившихся окрестностях.
Василий Владимирович Белянин, Москва
2. Ответ на 1., СТРОИТЕЛЬ:
1. Re: Дорога к храму