Украинский церковный кризис и церковный раскол XVII века

Пермский историк Алексей Ощепков пытается обнаружить параллели

0
1374
Время на чтение 3 минуты
События, которые сейчас происходят с Украинской Церковью, имеют, несомненно, очень сильные параллели с известными событиями церковного раскола второй половины XVII века. И тогда, и сейчас события развиваются вокруг Малороссии. 

Но, если тогда Римская курия посредством умелых действий ордена иезуитов пыталась втянуть Россию в борьбу с Османской империей и параллельно поставить Русскую Церковь в состояние скрытой унии, то сейчас Запад ставит целью разорвать, похоже, уже единственную связь, которая объединяет Русский мир в единое целое. 

Удар именно по Украинской Православной Церкви Московского Патриархата не случаен. Казалось бы, вместо того, чтобы начинать евхаристическое общение с неканоническими структурами, можно было, к примеру, больший упор сделать на греко-католиков (кстати, отец Степана Бандеры и был униатским священником). Но униаты составляют обособленное меньшинство, что не вызовет желаемого резонанса в украинском обществе. Поэтому нужно бить по Православию. 

С одной стороны, из самой логики событий последних лет вытекает, что УПЦ МП, как последний оплот Русского мира, должны попытаться выдавить с Украины, да и разговоры про автокефалию велись уже после 1991 года. Но касалось это немногих горячих голов. С другой стороны, заметно, что карту с автокефалией западные кукловоды начали разыгрывать совсем недавно и, можно сказать, «с места в карьер». Ведь еще на празднике в честь 1030-летней годовщины Крещения Руси Порошенко стоит рядом с митр. Онуфрием, предстоятелем УПЦ МП. Но тут приходит разнорядка...

Если вдуматься, то чисто формально, разрывая евхаристическое общение с Константинополем, РПЦ МП идет на беспрецедентный шаг, хотя не надо забывать, что подобное уже случалось относительно церковной ситуации в Эстонии. Не надо забывать, что Константинопольский Патриархат уже давно - марионеточная структура. Он еще задолго до 1453 года был зависимой структурой. Достаточно вспомнить ту же Ферраро-Флорентийскую унию. 

И уж в чем точно нельзя упрекнуть РПЦ МП, так во вмешательстве в чужую каноническую территорию. После грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года, несмотря на просьбы, Московский Патриархат не зашел на каноническое пространство Грузинской Церкви. А во время гражданской войны на Украине РПЦ заняла очевидный нейтралитет, подчеркивая, что ее паства - по обе стороны фронта. И это несмотря на явные симпатии государства и народа к Республикам Донбасса. Даже после возвращения Крыма в состав России Патриархия не вывела Крым из-под юрисдикции УПЦ МП. Это факт еще раз свидетельствует, что церковный и государственный аппарат у нас не являются единым целым, как это часто пытается представить либеральная оппозиция. 

Поэтому, в данном вопросе все попытки обвинить РПЦ МП в каких-то имперских амбициях беспочвенны. 

Вопрос теперь в том, какие последствия для православного мира это будет иметь? Рискну предположить, что и внутри самой РПЦ МП могут начаться серьезные брожения. Т.к. нет полноценного единства и с РПЦЗ, еще помнятся старые обиды, среди духовенства встречается разное отношение к политике Российского государства последних лет. Поэтому, вполне возможно, что разное отношение к украинской автокефалии может раздробить Русскую Церковь на два лагеря.

Как кажется лично мне, в РПЦ МП сейчас нет единого духовного мировоззренческого стержня, она не является тем, чем была Русская Церковь для Руси, России, с Х по XVII века. Вместе с событиями раскола XVII века в церковную среду пришла та же модель ученичества у Запада, собственной вторичности, когда и богословие, и богослужение через тех же малороссов подстраивались под западную, латинскую канву. 

Сейчас Россия волею самой истории отторгается от уже открыто недружелюбного к нам Запада. В умах большинства идут поиски СВОЕГО пути. Поэтому, модель вторичности себя изжила, необходимо взращивать, реанимировать собственную духовную основу. Быть может, то, что Президент не так давно встретился с митр. Корнилием (Титовым), предстоятелем Старообрядческой Церкви, является звеном этой же цепи? Напомню, что была это первая встреча с главой старообрядцев лидера Российского государства с XVII века.

Алексей Ощепков, историк, Пермское отделение «Русского Собрания»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 4., Русский Сталинист:

после грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года, несмотря на просьбы, Московский Патриархат не зашел на каноническое пространство Грузинской Церкви. А во время гражданской войны на Украине РПЦ заняла очевидный нейтралитет, Это факт еще раз свидетельствует, что церковный и государственный аппарат у нас не являются единым целым, как это часто пытается представить либеральная оппозиция. Этот факт свидетельствует о том, что аппарат РПЦ НЕ поддерживает Путина. Наверное.Эти факты свидетельствуют, что Русская Церковь, в отличие от некоторых, в своей деятельности руководствуется не сиюминутной текущей политической ситуацией.

Вы не заметили слова АППАРАТ- не путать с епископатом и Церковью.. Который, как раз и "руководствуется не сиюминутной текущей политической ситуацией"- а именно полуоккупацией России.
влдмр / 28.10.2018, 12:28

4. Ответ на 3., влдмр:

после грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года, несмотря на просьбы, Московский Патриархат не зашел на каноническое пространство Грузинской Церкви. А во время гражданской войны на Украине РПЦ заняла очевидный нейтралитет, Это факт еще раз свидетельствует, что церковный и государственный аппарат у нас не являются единым целым, как это часто пытается представить либеральная оппозиция. Этот факт свидетельствует о том, что аппарат РПЦ НЕ поддерживает Путина. Наверное.

Эти факты свидетельствуют, что Русская Церковь, в отличие от некоторых, в своей деятельности руководствуется не сиюминутной текущей политической ситуацией.

3. Re: Украинский церковный кризис и церковный раскол XVII века

после грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года, несмотря на просьбы, Московский Патриархат не зашел на каноническое пространство Грузинской Церкви. А во время гражданской войны на Украине РПЦ заняла очевидный нейтралитет, Это факт еще раз свидетельствует, что церковный и государственный аппарат у нас не являются единым целым, как это часто пытается представить либеральная оппозиция.

Этот факт свидетельствует о том, что аппарат РПЦ НЕ поддерживает Путина. Наверное.
влдмр / 27.10.2018, 17:20

2. Ответ на Алексей Ощепков

...Рискну предположить, что и внутри самой РПЦ МП могут начаться серьезные брожения... Как кажется лично мне, в РПЦ МП сейчас нет единого духовного мировоззренческого стержня, она не является тем, чем была Русская Церковь для Руси, России, с Х по XVII века...

Единство сильно нарушено. Православный народ против нарушения канонов во всех областях - экуменическое общение, участие в ВСЦ, неканонические действия архиереев и священников в отношении брака - "разводы", признание венчания "не действительным", и многое-многое другое, что разделило Церковь на её "верхушку" и бесправных прихожан.
NNXX / 27.10.2018, 08:56

1. Слава Богу!

Слава Богу, еще один трезвый голос! Подстраивание под греков и украинцев в 17 веке, как видим, не привело ни к чему хорошему. А принесло беды и страдания своему русскому верующему народу. Сказывается и сейчас. Давно нужно покаяться всей Церкви перед старообрядцами и вернуться в свой дом.
савл / 27.10.2018, 08:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Ощепков
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Россия и англосаксы
Перспективы мира и конфронтации между Россией и англосаксонским Западом
18.10.2024
Крестопад, или Добро должно быть с кулаками
О пределах толерантности в вопросах веры
16.10.2024
Популярная музыка в эпоху массового Интернета и Искусственного интеллекта
В продолжение статьи  Александра Г. Рубио «Упадок Рок-музыки» в издании Chronicles Magazine.
14.10.2024
Национальная и цивилизационная идентичность
О межцивилизационной сути украинского конфликта
09.10.2024
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Последние комментарии
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2024 21:30
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 21:29
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52