Реноме у Владислава Суркова незавидное. Каждый готов бросить в политтехнолога камень. При этом всякий не прочь порассуждать на тему «Если бы Сурковым был я». Помните, как в «Литературке»: «Если бы директором был я». Сурков, как принято думать, некогда был идеологом Кремля. Теперь, как принято думать, является директором по проблеме ДНР-ЛНР и по теме «Украина-Россия» в целом. Претензий к нему у всех немало: не всё хорошо и на Донбассе и в отношениях «Украина-Россия». Понятно, - «не всё хорошо» это эвфемизм к слову «швах». Война продолжает убивать и калечить. Это факт, это швах, это дрова (если не устраивает слово «швах»).
Но вот новый этап. После статьи Суркова «Одиночество полукровки (14+)» в него полетел град всего, что летает. Повод дал - кости перемыли. О многом сказано, основное - здесь и рядом.
Анатолий Степанов замечает, что к статье Суркова «нужно всерьёз присмотреться», предполагая, что статья «претендует на то, чтобы заложить тренд новой идеологии России после 2014 года». Присмотримся.
Владислав Юрьевич, представляется, сказал на самом-то деле то, чего давно ждали, что давно бы хотели услышать и увидеть - хоть и в Конституции! Но не из тех уст прозвучало, не в тех лексических конструкциях было выражено. Возможно, и невнятно, но было сказано о прекращении Россией «многократных и бесплодных попыток стать частью Западной цивилизации». «Сенсация» заявления, собственно, в том, что это прозвучало из Кремля, из-за зубцов и красивых башен... Пути Господни неисповедимы. Что послужило причиной? Отступать стало некуда. Позвонки меж лопаток Суркова ощутили нечто - и камни возопили, в данном случае кремлёвские камни: время пришло. Так сложилась политическая конъюнктура в мире. Сурков так Сурков. Дух дышит, где хочет... Русской историей движет Промысл Божий через тех, кто пригоднее для исполнения Его воли. Ведь и Храм Христа Спасителя, заметим, восстанавливали не те, кто собирал для этого деньги (их украли), а те, у кого не воруют, это было важным условием в этом вселенском деле.
Об особости России говорено прежде множество раз. Можно припомнить великого Николая Данилевского. Он растолковывал, констатируя, полтора века тому назад: «Дело в том, что Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т.д.»... Говорил Достоевский, говорили другие. Кто-то яростно оспаривал. Владимир Соловьёв, например, которого упорно называют великим мыслителем. Он видел предназначение святой Руси, ещё и «единственно возможное», в том, чтобы православие и католичество «не исключали друг друга», чтобы «оставаясь православным, быть вместе с тем католиком, и оставаясь католиком - быть православным». Апокалипсис им предсказывался из Азии. Александр Блок через годы вслед за ним мысленно распинался перед Западом: «Пока не поздно - старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем - братья!» Оба оказались (во всяком случае, как мы видим ныне) не пророками. Взвинченный ХХI век со всей резкостью сфокусировал наш взгляд, показал, что никак нельзя «оставаясь православным, быть вместе с тем католиком», несмотря на все экуменистические искушения. Дело не только в догматических расхождениях, дело в последствиях, порождённых древними европейскими ересями. Папа Римский в 2016 уверял, что «мы должны извиниться... не только перед геями». Не только - список открыт, далее что угодно, самое звериное, пещерное. Но от этого открестился ещё св. Владимир-Креститель! Папских посланников отправил прочь: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Отцы не приняли, знали об эпохе порнократии на папском престоле. Были и другие причины. Но факт таков. Чистоты и святости русская душа хотела.
Через век (уже после красной болезни) о необходимости отгородиться от Запада ради возврата к русскости говорил Александр Солженицын. О России как об особой цивилизации накануне киевских событий, 8 сентября 2014, говорил Святейший, Патриарх Кирилл:
«...самое главное, что отличает Россию от других стран, это её история, её традиция и система ценностей, которые в этой стране по милости Божией сохранились».
И ещё: «Русский мир - это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами - и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную».
Мы знаем имена европейцев, американцев, азиатов, людей востока, знаем и полукровок, выросших в своих традициях и Божией благодатью приведённых в русское православие. Некоторые стали наставниками и духовными учителями русских. На помощь святой Руси, которой, как мы понимаем, ещё суждено исполнить грандиозную миссию, призываются Божией волей разные люди.
Говорят, Сурков далёк от православия... Ну да, иначе б не отстучал на клавиатуре дробь, назвав Византию «азиатским Римом». Как знать, что с ним будет потом! Впрочем, спасение его души - его личное дело. К слову, лексика и образный ряд, которые он использует при построении текста статьи, вполне понятны «креативному классу», это их язык. И это плюс (не однозначный, можно б без рэперского матерка). Между делом он вбрасывает, через запятую, весть о Третьем Риме. Может, не зная предмета. Может, и знает, как и то, для кого пишет: «Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима...»
У Леонида Бородина есть великий роман «Третья правда». Это не правда красных и не правда белых, но Божия правда.
Олег Мономах, публицист
3. Ответ на 2., М.Е.:
2. Мостовому
1. Re: Апология Суркова