Большинство россиян (78%) сохранили обычный режим питания во время Великого поста, который в этом году начался у православных верующих 18 февраля и завершится Пасхой 8 апреля, сообщили «Интерфаксу» в «Левада-центре».
В ходе опроса, проведенного 23-27 марта среди 1600 человек в 136 населенных пунктах РФ, выяснилось, что 6% россиян собираются поститься только последнюю неделю перед Пасхой.
Еще 11% респондентов постятся частично (например, стараются не употреблять спиртных напитков и ограничить себя в еде). Полностью соблюдает пост 2% россиян.
По данным опроса, большинство россиян (89%) так или иначе собираются отмечать Пасху. Красить яйца будут 64% респондентов; покупать или печь куличи - 40% и 25% соответственно; пойдут в гости или будут принимать их у себя - 25% и 22%; поедут на кладбище - 17%. Освящать куличи будут 19% россиян, готовить творожную Пасху - 12%, пойдут к всенощной - 5%, а 6% просто сделают подарки близким.
Итоги опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:
Этот опрос я не назвал бы беспристрастным, поскольку здесь под видом опроса навязывается определенное представление о Пасхе. И Пасха как праздник Воскресения Христова сводится к куличам, творожным пасхам, пасхальным яйцам, к вопросу: красить или не красить, по сути, только к внешней бытовой стороне праздника. Тогда как отношение к Пасхе требует иных вопросов и вопрошаний.
Принципиальный вопрос - собираются ли праздновать Пасху. 89% - меня эта цифра впечатляет. Это даже больше процентов, чем количество православных, которое выяснял тот же «Левада-центр». У него выходило 60-70% православных. А вот Пасху празднуют почти 90%. Здесь либо противоречие в вопросах, либо Пасху празднуют даже неправославные. Это ставит проблему - что такое православный человек в России. Вот это требует определенного размышления.
Что касается такого низкого процента постящихся, то, мне кажется, он необъективен. Могу как пастырь сказать, что многие люди подходят, особенно в конце Поста, и говорят: «Простите, не постился, можно ли причаститься?», или «Постился, но не твердо, не строго», или «Постился, но не весь Пост». И таких людей огромное количество. В этом смысле число в какой-то степени постящихся исчисляется уже в десятках процентов. Человек по-своему смирению и скромности, совершая нестрогий пост, не считает, что он постился. И, думаю, что на вопрос «Левада-центра» он ответил, что не постился, тогда как мог поститься частично, либо какое-то время, либо не очень строго, либо позволяя себе вкушать по болезни молоко. Надо учесть большой процент пожилых людей, которым благословляется послабление поста, и они тоже могли сказать, что не постятся.
Поэтому 2% - это, конечно, заниженная цифра, иначе практически во всех магазинах, и во многих кафе и столовых не было бы особых отделов постной пищи. Неужели это делается для двух процентов населения? Мне кажется, что это свидетельствует о том, что рынок более объективен, чем «Левада-центр», и более точно реагирует на потребности общества. Если бы не было постящихся или их было бы 2%, как нас уверяет «Левада-центр», то, поверьте, не было бы ни отделов постной пищи в магазинах, ни меню постной пищи в кафе. Было бы просто экономически нерентабельно реагировать на запросы 2% населения. Очевидно, что надо спросить не у «Левада-центра», а у людей, которые занимаются торговлей, и они скажут нам, сколько людей пользуются услугой постных товаров.
Нужно учитывать, что «Левада-центр» преподносит эту цифру как некий приговор - так мало постящихся. Но ведь в самой Церкви заложено то, что Пасха открыта для всех: для постящихся и не постящихся. Каждую Пасху мы читаем Огласительное слово Иоанна Златоуста: «Придите все». И те, кто постился весь пост, и те, кто трудился весь день, призываются работники двунадесятого часа, те, кто пришел только в последний час. Они все равно для нас тоже наши пасхальные чада, пасхальные христиане.
Пасха Христова не сводится только к Великому посту. Даже если человек не постился, Пасха Христова все равно для него открыта. И он может попоститься в последнюю седмицу Великого поста, может попоститься в последние три дня. Все равно Господь отверзает Свои объятия. На Пасху поется: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем».
Здесь такая тонкая духовная материя, которая очень трудно поддается формализации. Красят яйца или не красят? Сколько процентов? Думаю, что Пасха - главный праздник нашего народа. Это праздник его души. Это праздник, в котором выражается смысл нашего бытия. Как сказал апостол Павел: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15, 14). Перефразировав эти богомудрые слова апостола, можно сказать: «Если Пасхи не будет на Руси, то и сама Русь становится тщетной».
Думаю, что врата адовы не одолеют Пасху, и Господь воскресает. Сила Пасхи столь же непобедима, как и сила приходящей весны. Неслучайно Пасху называют весной духовной.
2. Re: Антипасхальная диверсия «Левады-центра»
1. Re: Антипасхальная диверсия «Левады-центра»