На вопрос, могут ли быть талантливыми произведения искусства, созданные во имя отрицания Бога и разгула самых низменных страстей в человеческих душах, ответ давно уже дан. Могут. Но это таланты, отданные на откуп бесам. Именно по такому пути пошло западное искусство, начиная с эпох Возрождения и Просвещения. Литературовед Михаил Михайлович Дунаев, автор уникального учебного пособия «Православие и русская литература», убедительно противопоставил два типа культуры – сотериологический (от греческого «сотерио», спасение) и эвдемонический (от греческого «эвдемония», счастье).
Суть второго – пристальное внимание к земным сокровищам, безудержная погоня за радостями и наслаждениями. Даже бесы в западной традиции умны, обаятельны и услужливы, готовы помочь человеку: достаточно вспомнить роман Ален Рене Лесажа «Хромой бес», где бес Асмодей, который ввёл в мир роскошь, распутство, азартные игры, устраивает личное счастье студента Клеофаса. Сходная роль отводилась театральным и книжным образам Мефистофеля.
В девятнадцатом веке эвдемоническое искусство, идя по стезе атеиста Вольтера, окончательно заклеймило Бога. Наиболее известными продолжателями разрушительной тенденции стали Джордж Байрон, воспевший в своей поэме богоборца Каина, и Шарль Бодлер, автор цикла стихов «Цветы зла».
Бог для Бодлера – синоним угнетения. Поэт обращается за помощью к сатане, который может успокоить его душу «под древом познанья». Тема смерти, кладбищ, могильных червей, разрушающих гниющее тело, не раз возникала во всех разделах «Цветов зла», где исходом являлась только смерть.
Эвдемоническое искусство успешно перекочевало в двадцатый век, поначалу найдя своё воплощение в прозе ряда эмигрантов, покинувших Россию. Яркий тому пример – роман Владимира Набокова «Лолита». Это антирусское и антиправославное в своей сущности произведение, герой которого воспылал бесовской страстью к малолетней «нимфетке», породило целую волну педофилии во всём мире и в России. Именно безбожная культура делает людей нелюдями, толкает их на преступления. Ныне тысячи «нимфеток», стали лёгкой добычей для педофилов.
Ожесточённая борьба безбожного искусства с православной культурой, основанной на вере в Бога, началась далеко не вчера, а ещё несколько столетий тому назад. Но особенно обострилась она за последние двадцать семь лет. Приверженцы сокровищ земных объявили всякое тяготение к духовному, возвышенному – косностью и отсталостью. За примерами далеко ходить не надо. Ярый «друг русского народа», Владимир Познер, в своей книге «Утраченные иллюзии» пишет: «Как не повезло России в том, что главной религией в свое время было выбрано Православие, религия “темная” и “закрытая”». Он высказал типичное убеждение всех либералов, что великими могут быть только страны с высоким жизненным уровнем населения, с его богатством и комфортом.
Умышленно или неумышленно эти люди не хотят понять, что Россия – не такая страна, как все прочие. Что у неё свой заданный Богом путь – быть духовно-нравственным центром всего мира, центром человеколюбия, справедливости, доброты. И что все наши беды кроются не в «ошибочном» принятии Православия, а в отступлении от него. Фёдор Михайлович Достоевский провиденциально утверждал: «Если Бога нет, то всё позволено». В конце девятнадцатого века философ Владимир Соловьёв дал ёмкую формулировку особенности русского пути: «Наука не может стать высшей целью человеческой жизни: высшая цель – нравственная».
Но пока что верх прочно держит культура либералов с их оголтелой русофобией, а правящий режим огромными финансовыми вливаниями усердно поддерживает квазикультуру.
В соцсетях я нашла гневную статью неравнодушного человека, о том, как семьдесят подписантов в защиту Серебренникова готовы были заплатить шестьдесят миллионов под залог. Посмотрите его «спектакли», пишет автор: «Мужики в лифчиках, с резиновыми фаллосами в трусах, голые актеры бегают по сцене... Для чего это затеяно? Развратить нашу молодежь до самой последней стадии? Но вот у меня вопрос: почему наше царство-государство даёт на это миллионы рублей?»
А вот письмо, полученное от подруги: «Буквально недавно, в Перми, я начала знакомиться с новым опусом Алексея Иванова “Тобол”. Увы, прочитала пока семьдесят страниц, но главный положительный герой еще не появился. Зато образ русских отвратителен. Русские в романе – мародеры, пьяницы, насильники, осквернители капищ. Они отталкивают от себя. Русская цивилизация называется “дикой”. В то время как другие народы – остяки, шведы, бухарцы – показаны с симпатией. Алексей Иванов уверяет, что он – свободный художник. Но разве это так? Отнюдь. Свои миллионы и поездки, в частности, в Лондон, он зарабатывает на том, что создает отрицательный образ России и русских».
Искусство «цветов зла» уже привело западный мир к легализации однополых «браков» и прочих содомских грехов, к ослаблению всякой воли к сопротивлению злу, к «похищению Европы» и засилью мигрантов. Подлинная вакханалия зла на наших глазах разыгрывается в Америке, где всё чаще слышны выстрелы в школах и колледжах, а недавняя бойня в Лас-Вегасе, устроенная 64-летним Стивеном Пэддоком, буквально, потрясла весь мир. На этот убийственный, смертоносный путь Запад упорно толкает Россию, уничтожая её сотериологическую, спасительную культуру. Выстрелы зазвучали уже и в наших школах, наряду с избиением школьниками учителей. Это очень страшная тенденция, как и подростковый суицид, навеянный безбожным искусством.
В Интернете довелось мне прочесть очень талантливо написанную повесть «Золотое детство», автор которой является убеждённым хулителем Бога. Привожу небольшой отрывок из неё: «То, что находилось в комнате, вынудило забыть об убийстве оловянных гвардейцев – в углу стояло настоящее пианино. Я подошел к инструменту, приподнял крышку и ударил по клавише. Утонув в затухающей волне, я забыл цель визита и стал музицировать двумя руками. Ко мне присоединился Валерка. Дом замер в ожидании катастрофы.
При первых аккордах бюстик Петра Ильича ожил и пополз по гладкой поверхности пианино. Казалось, что он пританцовывает и хочет что-то сказать. В советах мы не нуждались, на нас снизошло вдохновение. Одну мелодию сменяла другая, еще более красивая и торжественная. Валерка играл то обыкновенно, то демонстрировал редкое мастерство и выбивал мелодию кулаками, а потом и вовсе подключил задницу.
– Может, ноты поставим? – предложил он, утирая пот.
– На кой ляд они нам? С ними только неучи играют!
Я поплевал на руки и с остервенением продолжил музицировать. В самый разгар концерта, когда озарения сходили одно за другим, в квартиру ворвалась разгневанная сестра Валерки. Шлепая толстыми губами, она предприняла попытку задуть вспышку гениальности. Что тут скажешь? Посредственные люди всегда завидуют одаренным и стараются нагадить им любым способом. Валерка возразил. Бюст Чайковского полетел в сестрицу со скоростью света, ударился об косяк и закатился под полку с обувью. Сестра исчезла так же неожиданно, как и появилась. Играли мы великолепно. По батареям азартно барабанили соседи. Подыгрывая нам, они стремились присосаться к чужой славе самым примитивным образом. Из небытия нарисовался Валеркин папаша: человек невоспитанный, далекий от искусства. Он пинком придал сыну такое ускорение, что тот преодолел земное притяжение. В воздухе пахнуло грозой. Шементом накинув пальтишко, я выскочил из квартиры. По дороге к дому внутренний голос подсказывал мне: “Музыка – твое призвание, Сашка. Скажи родителям, пусть купят рояль!”
Хлебая щи, я крутанул ручку радио. Из динамика хлынула шестая симфония Шостаковича. Стало очевидно, что до нас с Валеркой Дмитрию Дмитриевичу ой как далеко!».
Нетрудно заметить, что юмор и ирония в тексте служат лишь средством эстетизации хулиганства подростков, как и их стремление сравняться со взрослыми в курении, выпивке и драках. Цели и смыслы повести диаметрально расходятся с высокими смыслами русской биографической и автобиографической литературы о детстве.
Вспомним хотя бы «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова и «Лето Господне» Ивана Шмелёва. На этих замечательных книгах воспитывались многие поколения русских людей.
О доминирующей роли культуры в жизни русского народа во всеуслышание сказал писатель Василий Дворцов в статье
«Ликвидация культуры»:
«Ведь культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое, настоящее и будущее самобытие, вне своей культуры народ просто не существует. И национальная культура естественно противостоит перерождению народа в унифицированное общество потребления. Ликвидация культуры – это ликвидация нации. Поэтому в ликвидацию национальных культур глобалисты вкладывают суммы, порой превышающие бюджеты покоряемых на данном этапе стран. Здесь настоящая война, на которой нет места обидам и истерикам.
А теперь? Что теперь? Так как же так получилось, что на сегодня русские в России практически не имеют никаких возможностей для развития своей культуры, и, прежде всего, – академической, высокой, классической. Мы лишены своих театров, своих оркестров, лишены экрана и эстрады, мы давно уже не надеемся, что наши романы и симфонии, поэмы и песни дойдут до наших читателей и слушателей».
Действительно, на основе россиянского культурного стандарта производить полноценного человека невозможно. Русские писатели, публицисты и учёные единодушны в том, что наше будущее будут определять не столько производители материальных благ, сколько производители идей и смыслов, мировоззрений и идеологий, владеющих сознанием масс.
Благодаря Православию и созданному на его основе сотериологическому искусству, у нас есть великое зодчество, иконопись, литература, живопись, музыка: всё это духовное богатство необходимо сохранить для грядущих поколений. О подлинных пастырях, несущих своим прихожанам слово Божие, была написана прекрасная книга епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы», где с добрым юмором воссозданы правдивые истории из жизни её героев, чередующиеся с мудрыми притчами. Книга стала бестселлером и выдержала несколько изданий. Читательское одобрение вызвал роман покойного писателя Валерия Залотухи «Свечка» о трудном, выстраданном пути человека к истинным сокровищам.
Победить ополчившийся на нас западный мир и фанатиков игиловцев (ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная на территории России. – РНЛ) мы сможем при одном условии, – если станем лучше их прежде всего в духовном плане, если, по словам ведущих публицистов, будем лидерами в возрождении жизненных идеалов и нравственных ценностей нашего народа. Только подлинное искусство способно вернуть народу утраченный священный смысл бытия, утраченную веру и способность к созидательному, творческому труду.
Галина Чудинова, член Союза писателей России, Пермь
1. Re: Плоды цветов добра и зла в искусстве