От нового рационализма – до информационной войны против Церкви

На наших глазах рождается новый рационалистический соблазн, не отвергающий бытия Божия, но равнодушный к Его воле и агрессивно творящий свою волю

0
816
Время на чтение 3 минуты
Тридцать лет спустя после прекращения государственного преследования веры мы видим, как по информационным полям все шире разливается река негатива, направленного против Церкви. И если с воинствующими безбожниками, ярыми атеистами все ясно – то как понять людей, которые «верят, но в Церковь не ходят», «ходили, но разочаровались» - и теперь переливают из пустого в порожнее, выкапывая, а то и выдумывая компромат на иерархов и священников?

Мы переживаем время, в чем-то подобное эпохе Константина Великого. Прекратились гонения. В храмы хлынули потоки людей. Казалось бы, молись и благодари Бога. Но именно после издания равноапостольным Императором Миланского эдикта из мирских селений в пустыни потянулись аскеты. Люди, стремившиеся к бескомпромиссно чистой жизни по вере, больше не находили для себя места в городах – хотя те и стали безопасными для их жизни...

Дело в том, что приходя в Церковь, многие из нас еще на долгие годы – а то и на всю жизнь – сохраняют образ мысли и установки, усвоенные за годы неверия. Мы можем прекратить совершать грубые грехи, даже следить за своими помыслами, не допуская явного превозношения и гнева... И не замечать, что по-прежнему точкой отсчета для нас является не Бог, а человек, что критерии оценки действительности мы черпаем не в учении святых отцов, а во фрейдистской психологии... Что мы не только живем по этим установкам, но и навязываем их окружающим. Когда число носителей мирского образа мыслей в Церкви превышает некую критическую массу, начинаются нестроения. Особенно это опасно в эпоху фейсбука и твиттера, когда каждый может транслировать свое мнение о чем угодно на весь мир, привлекая к себе единомышленников. А ведь известно, что сторонников «духа века сего» и среди ходящих в храмы людей всегда было больше, чем тех, кто водится смиренной и глубокой верой, распиная в себе «ветхого человека». 

И вот – в православных интернет-изданиях появляются заголовки типа «Что Церковь может дать молодежи» или «Нужна ли исповедь, чтобы быть порядочным человеком». А на всевозможных форумах обсуждается что-то вроде: «Стоит ли ходить в храм, если там...» (далее – по вкусу: требуют поститься, священник недостаточно аскетичен и образован, архитектура не та и т.д. и т.п., доводы найдутся всегда). Кто-то заявляет, что ему не нужна исповедь: «Зачем рассказывать незнакомому мужчине свои проблемы», кто-то – утверждает, что верующим не обязательно начинать брачную жизнь лишь после Венчания: «Это слишком личное, Церковь не может в это вмешиваться». У людей исчезает вертикаль. Они видят в Церкви лишь человеческую организацию – быть может, приятную им, но не имеющую права претендовать на место в их жизни большее, нежели отвели ей они сами. И если она нарушает эту незримую черту: строгим ли обличением принятого в обществе греха, противлением ли показу безнравственного фильма – поднимается возмущенный крик и гвалт, словно на растревоженном птичьем базаре. 

Но позвольте, господа! Вы выбираете не фитнес-клуб и не группу по интересам – а потому, может быть, стоит не судить Церковь, а для начала решить для себя: существует ли Бог? Основал ли Он эту Церковь? Призывает ли идти в нее? – А если да, то что ожидает ослушников? И если тех, кто не отозвался на призыв «придти на брачный пир» или, придя, не сменил ветхие одеяния своих привычек на выданную Хозяином чистую ризу покаяния, ждет вечный «плач и скрежет зубовный» - то какое значение может иметь, нравится ли нам интерьер пиршественной залы, приятны ли соседи по столу и исполняемые для гостей мелодии? Звучит жестко – но такова истина. 

Церковь – это не земная организация, а Богочеловеческий организм, Глава которого – Сам Христос, костяк – церковная иерархия, а все мы – малые клеточки. И потому – даже если кто-то из нас (неважно, мирянин, священник или архиерей) согрешает – Церковь остается святой. Грешник судится Богом – а корабль Церкви водится Небесным Кормчим. Оказавшиеся вне этого корабля утонут в житейском море, оставшиеся на нем – спасутся милостью Небесного Отца, если будут искренне стараться строить свою жизнь и образ мыслей по Его учению. 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что один усвоенный умом ложный помысл о вере может погубить человека. Нашим современникам как-то «неудобно» думать, что Милосердный Бог способен попустить кому бы то ни было отправиться на вечные муки. Авось, и спасутся все как-то: и те, кто вовсе не веровал, и те, кто веровал не так... Но от этого и начинается отступление: потому что вместо необходимого условия спасения вера и жизнь по ней становятся делом вкуса. А потому – люди не только бесконечно решают, стоит ли им «заморачиваться», беря на себя ярмо жизни во Христе, но и начинают судить и пытаться поучать Церковь: мол, это стоило бы исправить, а то и вовсе вредно с точки зрения современной психологии. Так рождается соблазн нового рационализма, не отвергающего бытия Божия, но равнодушного к Его воле и агрессивно творящего волю свою...

Алина Сергейчук, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алина Сергейчук
«Если ты берёшься за строительство храма, ты обречён на успех»
Беседа со старостой строящегося храма прп. Сергия Радонежского в Гольяново В.А. Ивановым
17.02.2023
Подвиг схимонаха Пересвета
Память 20 сентября
18.09.2022
Прибавление ума
Рассказ
04.09.2022
Может быть нравственность без веры, но веры без нравственности нет
Беседа с насельником Пафнутьева-Боровского монастыря
02.09.2022
Все статьи Алина Сергейчук
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32