«Экстремисты могут воспользоваться проседанием политических систем»

У центральноазиатских государств нет понимания нависшей экстремистской угрозы

0
927
Время на чтение 6 минут
Министр по делам религий и гражданского общества Казахстана Нурлан Ермекбаев в целях принятия совместных мер в области профилактики экстремизма на религиозной почве предложил создать международный консультативный совет ведомств стран Центральной Азии, регулирующих религиозную деятельность, сообщает «Интерфакс-Религия».

«От всех нас - государственных, научных и религиозных деятелей - требуется объединение усилий против религиозного экстремизма. Такой совет позволил бы выработать эффективный механизм взаимодействия в региональном формате. Единство в принятии и реализации решений окажется сильнее действий деструктивных сил», - сказал Н.Ермекбаев на международной конференции «Ислам в современном светском государстве» в Бишкеке.

Н.Ермекбаев также поднял проблему распространения идей деструктивных религиозных течений в Центральной Азии, обозначив направления борьбы с проявлениями радикализма.

«Еще в досоветский период у наших народов сформировались общие религиозные традиции, базирующиеся на принципах добра, толерантности, уважения позиции человека, вне зависимости от его отношения к религии. В этой связи крайне важно сохранить и адаптировать наше духовное наследие и использовать его в современных условиях. Только светское общество способно обеспечить равноправие религий в многоконфессиональной среде», - отметил он.

В конференции приняли участие руководители уполномоченных органов по делам религий из 19 стран, представители авторитетных международных организаций и известные зарубежные эксперты-исламоведы. 

Инициативу министра по делам религий и гражданского общества Казахстана Нурлана Ермекбаева проанализировал в интервью «Русской народной линии» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Андрей Грозин:

Необходимо консолидировать усилия стран региона. Каждая несчастная семья – несчастна по-своему. С каждым годом для всех центральноазиатских государств проблема религиозного экстремизма становится актуальнее. В отличие от Киргизии в Узбекистане с экстремистами поступают весьма жестко. Взгляните на списки центральноазиатских государств запрещенных экстремистских организаций и обнаружите, что самый короткий список у киргизов, в который, к примеру, не входит экстремистское движение Джамаат Таблиг. В России и в центральноазиатских республиках эта организация внесена в список экстремистских движений. Наблюдается непоследовательный подход – где-то более жесткий, а где-то либеральный. Казахстанский чиновник прав: необходима некая региональная унификация подходов к религиозному экстремизму. Ведь даже понятие «религиозный экстремизм» различно в столицах центральноазиатских республик. 

Обратите внимание на взаимоотношения Астаны с салафитами и ваххабитами. Тот же казахстанский чиновник не более полугода тому назад говорил, что жесткий запрет салафитских и ваххабитских движений – не метод Казахстана, дескать, надо предлагать гражданам более привлекательную идею и т.д. Он применил стандартную риторику, дескать, нельзя всех записывать в экстремисты, а необходим дифференцированный подход. Иначе, если затягивать гайки, то сорвет крышку котла. Отчасти, он прав, поскольку одной дубиной, как в Узбекистане, проблему экстремизма не решить. Еще в начале ХХI века в Узбекистане сломили и уничтожили исламистское подполье. После экстремистского мятежа в Андижане узбекские спецслужбы уничтожили подполья в Андижанской и Ферганской областях. Кстати, в Узбекистане самый длинный список из осужденных за политический и религиозный экстремизм. Еще три-четыре года тому назад тематика «Исламского государства» (ИГИЛ – запрещенная организация в России. – РНЛ) определенным образом послужила спусковым клапаном – часть узбекских экстремистов переместилась в ИГИЛ. Кого-то сравняли с землей военно-космические силы России, кого-то убила Сирийская армия, а кого-то проиранские ополченцы. Оставшиеся в живых узбекские террористы начинают тянуться на историческую родину. Эти единичные поползновения уже фиксируются спецслужбами Узбекистана. На последнем заседании Совета безопасности стран-членов ОДКБ Рашид Нургалиев обозначил проблему «возвращенцев», которые могут создать «спящие» ячейки исламистских группировок. Он не открыл Америки, ибо региональные эксперты начали бить тревогу еще два года тому назад, когда наметился спад роста ИГИЛа, и появились первые признаки его уничтожения. Эксперты призывали к достойной встрече остатков недобитков. 

Конечно, нельзя с водой выплеснуть и ребенка. Люди попали в исламистскую клоаку по разным причинам. Надо понимать, что не все бегали с автоматом и резали головы. В интернете множество пропагандистских видеороликов ИГИЛ, снятых в пик его расцвета, на которых показывались как целыми казахстанскими семьями с детьми и стариками переселялись на территорию халифата для жизни по заповедям последних праведных халифов. Для исламистских проповедников не является проблемой задурить голову религиозно безграмотным жителям постсоветской Азии, которая являла собой вербовочный потенциал «Исламского государства», когда оно было на пике своего влияния. По самым скромным оценкам, из центральных азиатских республик в ИГИЛ отправилось пять-десять тысяч человек. Повторю, что не все люди ехали в «Исламское государство» резать головы неверным. Кто-то поверил исламистской пропаганде, поэтому необходим дифференцированный подход, для которого нужны общие правила. 

Казахстанский чиновник прав: необходимо вырабатывать единую стратегию для центральноазиатского региона для противодействия экстремистскому движению, маскирующемуся под религию. На мой взгляд, к этому необходимо идти, но опять-таки, это предложение из серии: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. 

Я не вижу у центральноазиатских государств общего понимания нависшей экстремистской угрозы над политической системой, обществами и государственными институтами. Пока еще не было серьезных террористических актов, повлекших за собой тревогу в обществе и политической элите, но все идет к тому, что через год-два произойдут страшные события. Налицо отрицательная динамика, которая дополнится «возвращенцами» из ИГИЛ. Кураторы закрывают проект «Исламское государство» на территории Ирака и Сирии, поэтому появится нечто подобное, но в другом обличии в иных местах. Авторитетные российские и западные эксперты рассматривают Центральную Азию как одну из потенциально угрожаемых зон для ребрендинга ИГИЛ. Однако страны и лидеры региона пока не осознают нависшую опасность, поэтому необходимо определенное время и, к сожалению, удары по государственной системе и обществу. Только в этом случае можно говорить о возможной консолидации центральноазиатских республик. Пока работает тактика: кто в лес, а кто по дрова; умри сегодня ты, а завтра я. Это не злонамеренность политических элит, а не дальновидность, недостаточная квалификация и профессионализм, вовлеченность в сугубо конъюнктурные политические процессы – день простоять, да ночь продержатся. Например, вся Киргизия живет грядущими выборами, которые пройдут 15 октября, а проблемы экстремизма и экономики отступают на второй план. Киргизы рассуждают в таком духе: выберем мы нового главу государства, тогда и решим все проблемы. 

Но надо ждать пока президент войдет в курс дел и успокоится новый кабинет министров, сложатся отношения главы государства с премьер-министром, который по новой конституции становится политически равнозначным с президентом. Подобную картину можно наблюдать во всех остальных центральноазиатских государствах. Откровенно говоря, в Казахстане на протяжении многих лет живут в ожидании предстоящего транзита верховной власти. Вся повседневная жизнь руководителей, в том числе силового блока, во многом подчинена подготовки позиции личных, групп, ведомств в преддверии ожидаемых, но постоянно откладывающихся изменений. 

Год тому назад в Узбекистане умер Ислам Каримов. Теперь в этой республике заново выстраивается новая политическая конфигурация, создаются новые политические элиты. Еще большой вопрос, как изменения скажутся на поддержке уровня безопасности. Может быть, сохранится преемственность или появятся новые угрозы в связи со сменой политической элиты, руководства страны. Транзитный период в Казахстане, Узбекистане и Киргизии в силу объективных обстоятельств наблюдается снижение эффективности управляемости. Поэтому экстремисты могут воспользоваться проседанием политических систем. Кстати, только в Казахстане есть министерство по делам религий и гражданского общества, которое было создано относительно недавно. Появление министерства свидетельствует о том, что в Казахстане, несмотря на определенный раздрай, присутствует стратегическое понимание, что вопросы религии должны находиться под контролем. Иначе, зачем создавать министерство по делам религии и общественного согласия?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Валентинович Грозин
«Казахстан прогибается в сторону Запада»
О решении Астаны отказаться от членства в БРИКС
17.10.2024
«Американцам нет смысла поддерживать авантюру Зеленского»
В ответ на разрешение Киеву бить по территории РФ дальнобойным оружием Москва усилит прокси-группировки на Ближнем Востоке
18.09.2024
Качели с многовекторностью Средней Азии нам обеспечены на 10 лет
О приостановке обслуживания карт «Мир» в Киргизии и лавировании среднеазиатских республик
08.04.2024
«Люди из ГУР, СБУ осуществляли черновую работу»
Андрей Грозин о теракте в «Крокусе»
26.03.2024
«Записывать Эрдогана в пророссийские или протурецкие политики — глупость»
Украина для лидера Турции один из множества столов, на которых ему, претендующему на роль возродителя новой Османской империи, приходится играть
19.07.2023
Все статьи Андрей Валентинович Грозин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06