Материалом, определяющим и раскрывающим главную идею номера, является опубликованная в разделе «История и современность»
статья митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) (Петрозаводск) «Не умолкает славянская служба или "Дуб – русский!"», посвященная 200-летию со дня рождения известного деятеля Русской Православной Церкви архимандрита Антония (Капустина)».
«С середины XIX века Палестина стала объектом пристального внимания западных стран. Пруссия и Франция, протестанты и католики решили упрочить здесь свое положение. И это им во многом удавалось, так как православные в Османской империи составляли этно-конфессиональное меньшинство. Требовалось усиление позиции Русской Православной Церкви. Первая Русская Духовная миссия в Палестине под руководством архимандрита Порфирия была больше ознакомительной и представительской. Но именно она заложила основы просветительской деятельности для следующих миссий. 1 сентября 1865 года на место Начальника Миссии прибыл назначенный митрополитом Московским Филаретом архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин)», - пишет автор во вступительной части статьи, в которой на примере жизни и миссионерской деятельности архимандрита Антонина раскрывает значение и роль Российского государства в его борьбе за влияние и усиление позиций Русской Православной Церкви на ближнем Востоке.
В этом же разделе - «История и современность» - публикуется отрывок из историко-литературного повествования санкт-петербургского писателя, постоянного автора журнала «Родная Ладога» Николая Коняева (Санкт-Петербург) «Последний путь Государя». Накануне 100-летия Октябрьской революции, автор, осмысливая её трагические последствия, пишет: «Завершая династию, Николай II пошел по пути страстотерпца Бориса. Командуя дружиной своего отца, равноапостольного князя Владимира, Борис, несмотря на очевидное превосходство в силе, отказался от войны за великокняжеский престол с братом Святополком, пожертвовал собою ради предотвращения разорительной для страны междоусобной войны...
Конечно, как справедливо отмечал Иван Александрович Ильин, Николай II, стремясь избежать гражданской войны, согласился на отречение, и в результате народ вел гражданскую войну без Государя и не за Государя...
Понимал ли это последний русский Император?
Как свидетельствуют записи в его дневнике и свидетельства близких, понимал».
Еще один материал, связанный со 100-летней годовщиной русской революции – статья Елены Шаляпиной (Санкт-Петербург) «Царь Православный», посвящена взаимоотношениям Государя Николая II с Русской Православной Церковью; опубликована под рубрикой «Царский путь».
Раздел завершается публикацией хорошо знакомых нашему читателю авторов исторических и краеведческих очерков -
Никиты Шевцова и Елены Наумовой (Москва), она называется
«Сквозь метель, вслед за шутом Балакиревым…». Творческая командировка исследователей в Эстонию привела к неожиданному открытию:
«Как в эстонской глубинке мог появиться монумент в честь одного из предводителей пугачевского восстания»? Уже потом, изучив документы, мы узнали, что национального героя Башкортостана не казнили после поражения восставших, а отправили на вечную каторгу в каменоломни возле крепости Рогервик… Его могила не сохранилась. Выкованный из меди памятник-бюст Салавату Юлаеву был установлен в Палдиски в 1989 году».
В разделе «Мировоззрение» публикуются материалы трёх авторов, первый из которых русский-аргентинский писатель-историк Игорь Андрушкевич (Буэнос-Айрес, Аргентина), предваряя свою статью «Коренная идея России» русской поговоркой «Без корня и полынь не растет», утверждает:
«…Таким образом, высшая форма человеческого общежития — политическая или государственная жизнь — требует для своего зарождения и дальнейшего существования наличия объединяющей и ориентирующей коренной идеи. Достоевский по этому поводу говорит: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических...» (Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1880).
Эта коренная идея может иметь сложный и многогранный характер».
Созвучно предшествующей теме исследование доктора исторических наук Сергея Перевезенцева (Москва) «Традиционализм: русский взгляд»: «Именно народ оставался главным противником различных нововведений. Если проанализировать политические требования, выдвигаемые во время большинства народных восстаний и бунтов в России в XI–XIX веках, то главное из этих требований — возвращение к традиции…
Наверное, одним из самых "революционных" изменений традиции в русской истории стало принятие христианства в конце X века, осуществленное по инициативе киевского князя Владимира Святославича».
Заключительной публикацией раздела стал очерк
«Другие» журналиста
Василия Давыдовича (Фазиль Давуд-оглы) Ирзабекова (Москва) — главного редактора портала фонда Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Обобщая межнациональные проблемы, возникшие в результате распада
СССР, автор с болью пишет:
«Другие... Роковым образом ими становятся друг для друга целые народы, еще недавно бывшие добрыми соседями… Многим пришлось бросить дома, покинуть обжитые города и села, могилы родных и близких, распрощаться с закадычными друзьями».
Под рубрикой «Доспехи» опубликованы два материала.
Известный публицист-международник и прозаик Дмитрий Лиханов (Москва) посвятил свой очерк «Звезда и крест инока Киприана» воинскому и духовному подвигу нашего современника. В предисловии сказано: «Герой Советского Союза полковник ВВС Валерий Бурков прошел войну (в Афганистане), увечья, мытарства и искушения властью, чтобы вступить в брань духовную. Он — единственный монах со Звездой Героя на рясе».
Второй материал рубрики «Подводники. Забытые рукописи»: принадлежит перу капитана 1 ранга Вадима Кулинченко (Балашиха, Моск. обл.). «Сам я подводник по профессии, а, как говорят, это профессия смелых, даже первый космонавт Земли Юрий Гагарин, побывав на подводной лодке, оценил мужество моряков выше космонавтов».
Под рубрикой «Славянское братство» опубликован отрывок из книги известного русского писателя-мыслителя Юрия Лощица (Москва) «Славянские святцы». Вот, в сущности, о чём эта книга: «Маленький саксонский городок назывался Герлиц, а Измаил Срезневский уже по своим штудиям в Берлине (оттуда начал) знал, что в этих германских краях, между Эльбой и Одером, и в Саксонии, и в Пруссии, какое почти название ни тронь — городское ли, деревенское ли, речное, — из-под немецкого имени проглянет исконное — славянское. Дрезден, к примеру, не что иное, как Дреждяны, то есть деревянный. А Лейпциг когда-то звался Липск (тоже «древесное» имя, прямой тезка русскому Липецку)».
Рубрика «Лествица» открывается продолжением публикации материалов под общим названием «Блаженный инок. Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца. (Воспоминания современников)».
К 60-летию постоянного автора «Родной Ладоги», писателя Валерия Сдобнякова (Нижний Новгород) приурочен его очерк о жизненном и духовном подвиге о. Павла Флоренского «Мир сходит с ума и неистовствует в поисках чего-то»: «В первом разделе книги, названном "Завещание" (А это и есть завещание, мысли и советы, обращенные к семье, к самым близким и родным людям. Написал его о. Павел 11 июня 1917 года и затем несколько раз в последующие годы дополнял), есть такие строки Флоренского: "Самое главное, о чем я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним… Если уж очень захочется что иметь, то добывайте и просите Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — все это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня, а я буду с вами, и сколько можно мне будет, буду молить Господа о помощи вам"».
С именем Валерия Викторовича Сдобнякова непосредственно связана статья о его творчестве «О феномене Валерия Сдобнякова. К 60-летию писателя», написанная его земляком писателем Анатолием Абрашкиным (Нижний Новгород), публикуемая в разделе «Критика и литературоведение». «Для литературного Нижнего Новгорода Валерий Викторович Сдобняков — явление выдающееся. Про таких говорят "штучный товар". Они неизменно успешны в своих начинаниях и всего добиваются сами. Они из числа тех внесистемных пассионариев, которые неудобны для конформистов. Они умеют отстаивать свою точку зрения и бороться за нее, отвергая пустопорожние компромиссы». В рубрике «Русские судьбы» журнал продолжает знакомить читателей с историко-публицистическими работами Галины Кучиной (Мельбурн, Австралия) о жизни русских эмигрантов. В номере опубликована её большая работа «Воспоминания о моём отце», посвященная событиям Гражданской войны в России начала XX века. «В силу установленных декретом народных комиссаров правил нужно было встать на учет и получить удостоверение личности… Действительно, кто попадался разнузданной толпе в погонах — был зверски убит... После этого офицеры бежали из городов в деревни, где еще можно было найти временное убежище, где еще городская разнузданность не свирепствовала. Здесь наша интеллигенция, которая именовала себя "народниками", увидела подлинное лицо революционной стихии».
Рубрика «На рубеже цивилизаций» предлагает читателю познакомиться с двумя материалами, представленными российскими дипломатами.
Совместная публикация Владимира Иванова и Михаила Владимира (Москва) под названием «Защита соотечественников – дело правое» рассказывает о повседневной работе нашего государства по защите россиян за рубежом. «В 2012 году в России начал свою работу Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, созданный Указом Президента РФ от 25 мая 2011 года.
…Учредители Фонда МИД России и ФА "Россотрудничество".
Сегодня, когда Фонду исполнилось пять лет, уже можно подвести первые итоги его работы.
Начиная с января 2012 года, Фонд осуществлял и продолжает осуществлять более 350 правозащитных проектов в 50 странах мира, включая Россию. Практическая работа проводится в партнерстве с 26 Центрами правовой помощи, которые действуют в 20 странах мира. За пять лет работы Фонда реальная правовая помощь была оказана примерно по 60 тысячам индивидуальных и групповых обращений».
Автор следующей публикации – Чрезвычайный и полномочный посол РФ, кандидат исторических наук Алексей Борисович Подцероб (Москва) в статье «Мали. Восстание туарегов и исламистов» рассказывает о сегодняшних социально-политических проблемах республики Мали: «Прекращение после колонизации караванной торговли и разрыв экономических связей между различными районами, оказавшимися отделенными друг от друга государственными границами, разрушили существовавший тысячелетиями хозяйственный уклад туарегов. Более того, проводившееся французами их «умиротворение» лишило туарегов возможности нападать на караваны и грабить соседей. Ситуацию еще больше осложнило то, что ни Франция, ни малийское правительство даже не пытались решать возникшие у туарегов проблемы».
Под рубрикой «Связь времён» журнал разместил путевые заметки разных лет, авторами которых являются научные работники Игорь и Владислава Романовы. Материал назван «Россия. Взгляд с Босфора Восточного».
Следующая публикация рубрики принадлежит секретарю
Луганской писательской организации
Андрею Чернову (Луганск). Очерк
«Прорывая тишину Вечности: Михаил Матусовский о Луганске» повествует о том, откуда советский поэт-песенник Михаил Матусовский, коренной луганчанин, черпал вдохновение, создавая свои лучшие песни.
Традиционно журнал представляет свои страницы молодым авторам. Сегодня в гостях у «Родной Ладоги», в рубрике «Дебют» - студентка факультета международной журналистики МГИМО Виолетта Рубцова с репортажем об известном русском книгоиздателе Иване Дмитриевиче Сытине «Сам себе предок».
Рубрики «Проза» и «Поэзия» содержат литературно-художественные произведения современных авторов. В разделе «Проза» представлены авторы:
Юрий Шурупов (Башкирия, Агидель) - «Молодинский излом. К 445-летию Молодинского сражения». Главы из романа.
Борис Споров (Москва) – «Своя рука владыка». Новеллы.
Владимир Крупин (Москва) – «Полковник – паломник». Очерк.
Иван Сабило (Москва) «Наказ». Очерки.
Михаил Зарубин (Санкт-Петербург) – «Птица вольная». Рассказ.
Виктор Лихоносов (Краснодар) – «Последнее счастье». Очерки.
Виктор Потанин (Курган) – «Гений». Рассказ.
В разделе «Поэзия» опубликованы поэтические подборки многих талантливых авторов. Это: Епископ Каскеленский, викарий Астанайский Геннадий (Гоголев), Николай Зиновьев (Краснодар), Владимир Марухин (Санкт-Петербург), Ольга Иванова (Симферополь), Юрий Баранов (Иркутск), Алексей Любегин (Санкт-Петербург), Николай Алешков (Набережные Челны), Сергей Смирнов (Кингисепп), Алина Мальцева (Санкт-Петербург), Валентин Семёнов (Санкт-Петербург), Сергей Москвитин (Якутия, Мирный).
Весной «Родная Ладога» отметила 10-летие своей творческой деятельности. Редакция, редакционная коллегия, редакционный совет и многочисленный авторский коллектив, подводя итоги совместной работы, поставили главной задачей совершенствовать творческий процесс по объективному отражению социально-политической и культурной жизни страны.
Владимир Марухин, ответственный секретарь журнала «Родная Ладога»