Это следующий рассказ из рубрики «Моё мнение». А вот, что говорит по этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» (том 1, запись 259): «Бог ближе к нам всякого человека во всякое время: ближе моей одежды...»
Вдумываясь в смысл сказанного, мы понимаем, что Бог рядом и Он слышит нас. Если Он слышит всех в любой момент, стоит только к Нему обратиться, значит, Он ждёт, когда мы это сделаем. Тот, Который даровал нам жизнь, и без Чьей воли даже волос не упадёт с нашей головы, в любое время суток, в любую секунду слышит всех к Нему вопрошающих...
Знакомая всем ситуация: президент поздравляет номинанта какой-либо премии и жмёт ему руку. Обладатель награды, принятой от первого лица государства, с радостью делиться своими эмоциями с близкими ему людьми: «Я после этого три дня руку не мыл». Такая честь выпала контактировать с самым главным в стране.
А вот теперь представьте: Творец, создавший всё, что мы видим и всё, что есть в мире, вступает с нами в диалог - это есть непостижимая нашему разуму милость...
Однажды я со своим другом пребывал в паломнической поездке на острове Валаам. Ранним утром второго дня нашего пребывания в монастыре объявили экскурсию в скит Иоанна Предтечи. Мы переглянулись с Александром, я понял его с полуслова. Дело в том, что в прошлую поездку мы уже были в этом святом месте, и хотелось посетить что-нибудь новое. Посоветовавшись, мы решили нанять моторную лодку и поплыть на остров Святой в скит Александра Свирского.
И вот мы на пристани стоим у моторной лодки «Казанка», выглядывая её владельца. Его почему- то рядом не оказалось. Нам дали номер телефона, по которому можно с ним связаться, но абонент был недоступен. Что делать? Время шло, мы ходили по пристани, спрашивая всех, не видал ли кто хозяина лодки. Паника понемногу овладевала нами, наша группа ушла с экскурсией, а мы шатались без дела. Вдруг мне пришла мысль, и я обратился к другу: - Саша, мы с тобой в таком святом месте и суетимся вместо того, чтобы решать проблемы молитвой, обращённой к Богу. Живый в помощи Вышняго, - вслух затянул я 90 псалом.
Не успев прочитать и половину молитвы, мы услышали, как несколько человек поочерёдно нам сообщали: «А вот он идёт».
Так мы отправились в скит Александра Свирского на остров Святой.
Возможно, многие скажут: «Простое совпадение». Но это их мнение, а у меня «Моё мнение».
Далее, описываемые мною события разворачивались в Дивеево. Наша группа (более тридцати человек) расквартировались в частном домовладении. Дом был двухэтажный с мансардой, в которой на полу были разостланы матрацы, где мы и расположились на ночлег. Священник отец Владимир, окормляющий нас в поездке, обосновался на втором этаже в небольшой комнатке, где он и поисповедовал после вечерней службы всю нашу группу.
Утром следующего дня спозаранку народ толпился у туалета и рукомойника. Кто-то читал на мансарде «Утреннее правило». Одним словом, все собирались на воскресную Литургию. В поездке мы находились вторую неделю, и поэтому паломники были уставшие и немножко раздражительные.
Сейчас я уже не помню, как это именно было. Александру не понравилось моё изречение о чём-то и он меня осадил. Соответственно, это задело моё самолюбие, и мы прекратили общение, хотя в храм пошли вместе и на Литургии стояли рядом, но в душе у меня затаилась обида. Свято-Троицкий собор едва вмещал всех пришедших на Богослужение. По периметру у амвона стояли четыре священника, которые исповедовали прихожан. Служба подошла к концу, и на амвон вышел с проповедью иеромонах. От причастия нас отделяло минут пятнадцать.
И вдруг я осознал, как можно принять Святые Дары с таким «грузом» на душе. Взгляд мой пробежал по залу в поисках священнослужителей, принимающих исповедь. Но таковых не оказалось, выполнив свою миссию, они удалились в алтарь. Проповедь закончилась, из Царских врат вышли четыре священника со Святыми Дарами. Смятение овладело мной. Как быть? Что делать? Мысленно я искал выход из создавшейся ситуации. А тем временем народ стал потихоньку рассредоточиваться на четыре очереди. В отчаянии я поднял взгляд, и предо мной предстала икона нашего дорогого батюшки Серафима Саровского. Это было моё спасение, и я это почувствовал всем своим существом.
- Отче, я нахожусь в твоей обители и знаю, что ты невидимо пребываешь здесь и слышишь всех к тебе обращающихся. Прими у меня исповедь, разреши мои грехи.
И тут я самопроизвольно повернулся к Александру, в тот самый момент он тоже обратился ко мне: - Прости, - практически одновременно произнесли мы. Слёзы раскаяния накатились нам на глаза, и мы с любовью, по-братски обнялись...
Как-то после трапезы у нас было свободное время. Мы с Александром, да ещё к нам примкнул один мужчина, втроём шли по территории монастыря...
Сделаю небольшое отступление. В нашей группе был молодой мужчина по имени Кирилл из кубанской станицы. По своей натуре он был гиперактивным человеком и маниакально спешил всем на помощь. Он призывал всех мужчин из группы наводить порядок во дворе у нашей хозяйки, складывать дрова, переносить кирпич. Сделал ревизию всем водопроводным кранам, привёл в порядок выключатели и розетки во всём доме...
Значит так, идём мы по тропинке мимо храма. У алтарной его стены человек пять рабочих вгрызались в грунт, выкапывали останки, очевидно, погребенных там монахов для перезахоронения на новом месте. И тут мимо нас быстро прошмыгнул наш Кирилл, он ловко спрыгнул в яму к копачам, чуть ли не силой взял у одного из них лопату и обратился к нам: «Идите сюда. Давайте поможем ребятам».
Ребята, соответственно, не понимали, что происходит. Они в недоумении смотрели то на Кирилла, то на нас. Тем временем «горе-помощник» вовсю орудовал совковой лопатой, выкидывая грунт из ямы.
Явно осознавая то, что наше участие здесь не требуется, и не водопроводную яму копают мужики, а проводят раскопки, мы продолжили путь. Я рассуждал вслух: - Зачем навязывать свои услуги? Уж если попросят - так мы с радостью! Не успел я закончить свой монолог, как к нам подбежала монашка:- Как хорошо, что я встретила вас, - я посмотрел вокруг: на территории монастыря мы были не единственные, но к нам обращались, как к старым знакомым, - Помогите нам перевезти вещи молоденькой монашки, их немного. А то у водителя спина сорвана, а с меня помощник тоже никакой.
И тут мы воспряли духом. Наконец нам выпала возможность поработать во Славу Богу!!! Работать особенно-то и не пришлось, из вещей были сундук, пара узлов с вещами и стопочек пять книг и икон. Но всё же мы чувствовали, что исполнили заповедь Господа, помогли ближнему. Возможно, мне не совсем доходчиво удалось передать этот случай, но тогда мы реально чувствовали присутствие Божие. Но это «Моё мнение»...
За день до отъезда из Дивеева мы возвращались из трапезной и по пути вошли в храм. По обыкновению мы пошли вдоль стен, разглядывая иконы, изучая их и прикладываясь к ним. Я не солгу, если скажу, что это одно из любимых занятий у воцерковлённого люда - на новом месте знакомиться с образами. Я уже собирался идти к выходу, как вдруг моё внимание привлекла икона Богородицы, висящая на колонне. Богослужений в это время в храме не было, но, тем не менее, людей было много, это были паломники, туристы и просто прихожане, зашедшие со своими заботами. Пробравшись к колонне, осенив себя крестным знамением, поцеловав киот, я принялся изучать образ.
- А вы откуда приехали? - услышал я у себя за спиной женский голос.
Обернувшись, я увидел невысокого роста женщину в классическом православном одеянии, тёмная юбка в пол и белый с некрупными цветочками платок, кофта не запечатлелась в моей памяти. Мне часто приходилось бывать в паломнических поездках, путешествовать и находиться в иногородних командировках. Я прекрасно понимал, что Крымск мало кто знает. И поэтому решил, чтобы как-то сориентировать человека географически ответил: - Из Краснодара.
- Да из Крымска вы, из Крымска! - не сдерживая эмоций, громко и радостно отрапортовала женщина. Позже я понял, что её так возбудило.
Оказывается Юлия (имя её реальное) приехала в монастырь потрудиться во Славу Господа. Она работала в трапезной, жила в монастырской гостинице и посещала Богослужения. Со временем она финансово издержалась, а ей ещё предстоял неблизкий путь в Крымск, откуда она и приехала. В нашем городе на рынке у меня была торговая точка, Юлия также торговала неподалёку от нас, она часто видела меня, когда я привозил товар продавцам.
И вот, когда у неё возникла проблема с возвращением на родину, она вечером после работы пришла в храм к вышеописанной иконе и слёзно попросила Богородицу помочь ей. Что произошло на следующий день вам уже известно. Для тех, кто считает это случайностью, поясняю: подойди она минутой позже, наша встреча не состоялась бы. Юлия благополучно в комфортабельном автобусе и совершенно бесплатно вместе с нами возвратилась домой, при этом попутно посетив Свято-Успенский Вышенский монастырь, где пребывают мощи Феофана затворника.
«Моё мнение» - это промысл Божий.
Владимир Малеванный, продюсер студии продакшн «Форсаж»