В пятницу, 19 мая, в Государственную Думу был внесен законопроект за авторством депутата Виталия Милонова, предлагающий установить уголовную ответственность за незаконное занятие народной медициной и осуществление оккультно-магической деятельности с максимальным наказанием до 5 лет лишения свободы, если результатом такой деятельности стала смерть человека, сообщает РИА Новости.
«Как правило, вся эта нечисть существует при активной поддержке рекламных всевозможных объявлений. Без рекламы эти жулики существовать не смогут, поэтому увидела полиция, что есть такое объявление - все, проверили, подтвердили - все, возбудили дело», - сказал Виталий Милонов в эфире радиостанции «Говорит Москва».
Депутат пояснил, что полиция должна будет возбуждать дело только после подтверждения того, что объявление не было опубликовано «просто так», а колдун или маг готов оказать соответствующие прорекламированные услуги за деньги.
«Я думаю, что если в нашем обществе выжжем каленым железом такую вещь, как маги, колдуны и предсказатели, то обществу от этого станет лучше. Можно же жить с гельминтами в теле? Можно, но жить хуже, поэтому лучше без гельминтов. Вот лучше жить без колдунов и магов», - добавил он.
Виталий Милонов также пояснил, что отдельный законопроект для борьбы с магами и колдунами необходим потому, что существующая статья о мошенничестве не подходит для них. Дело в том, что колдуны и маги не гарантируют точно выполнить какое-либо действие, решить проблему, а лишь обещают постараться помочь клиенту.
Законопроект Виталия Милонова проанализировал в интервью «Русской народной линии» руководитель православного Медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:
Невозможно отрегулировать нишу народной медицины по той простой причине, что не существует юридического определения данного понятия. Поэтому разработка законопроекта выльется в юридический тупик или свободное толкование в зависимости от настроения судьи.
Также неимоверно трудно дать юридическое определение магии. Законопроект о запрете колдунов подтолкнет нас к дикости, как в Саудовской Аравии, или даст возможность разделять экстрасенсов на «белых» и «черных». «Хорошие» маги получат право на свою деятельность.
Кроме того, из официальной медицинской практики надо убрать все методы с недоказанной эффективностью. Это наиболее качественный, объективный и эффективный критерий отсечения псевдомедицины. Ныне мы имеем ситуацию, при которой в клиниках и аптеках люди предлагают бездоказательные методики. Например, Оциллококцинум (представляет собой чистый сахар) стоит 1500 рублей, а ведь эффект данного лекарственного средства до сих пор не доказан. Запрещать бесполезно, потому что некоторые люди предпочитают лечиться лягушачьими лапками, корнем Мандрагоры, собранным на Ивана Купала или волшебным камнем. На здоровье! Но эти «методы» должны быть вне официальной медицины. Надо вычистить всю врачебную практику, аптеки и клиники от псевдомедицинских методик. Люди не знают, что пришли к шарлатанам, которые представляются от медицины.
Запрещать магию бесполезно. Бытовая магия настолько широко распространена, что если начнем сажать за магическую деятельность в тюрьму, то сильно сократим население России. Нужно вести разъяснительную работу. Если человек «лечил» псевдомедицинской методикой, а пациент умер, то в этом случае должно следовать наказание. Но для этого не требуется изменения законодательства и существующих законов. Эту проблему можно было бы решить на уровне приказа Минздрава и регулирующих органов.
Если за колдовство ввести ответственность, то мы зайдем в юридический тупик и откроем ящик Пандоры. Под прицел МВД попадет суеверная пенсионерка, повязывающая красную нитку на запястье. Мы начнем борьбу с колдунами вместо того, чтобы вычистить медицину от псевдометодик, использующих Эффект плацебо (внушения). Часто мошенничество заключается в том, что больным предлагают непроверенные методики как эффективные и научные. Я проводил экспертизу подобных методов. В процесс внедрения недоказанных методик почти всегда втянуты органы здравоохранения, медики и чиновники. Любая методика должна быть доказана с помощью стандартных клинических испытаний. Если человек утверждает, что камень в его руках лечит печень, а его пациент не выздоровел, то надо подавать в суд на шарлатана, деятельность которого запретят.
Почему лицензированная государством аптека продает лекарственное средство, эффективность которого ни кем не доказана? Достаточно одной бумажки, подписанной министром здравоохранения о запрете продажи препаратов-пустышек, после чего прибыль аптек упадет на 20-30%. Не нужно никого сажать и отправлять на каторгу - достаточно просто включить инструменты регуляции фармацевтического рынка и лицензирования. Не нужно пролития крови, шарлатаны найдут себе иную деятельность.
Конечно, можно создать экспертный совет, куда вошли бы представители Русской Православной Церкви, но мы не сможем найти определение понятия магии. Термин «доказательная медицина» можно внести в правовое поле, в отличие от слов «магия», «колдовство», «народная медицина». Никто не сможет вывести юридически осмысленные формулировки. Мы неизбежно придем к противоречиям, когда будут непонятным образом трактовать магию и колдовство. Пусть недоказанные методы уйдут из официальной медицины и лицензированных учреждений, тогда люди, покупая на базаре лягушачьи лапки, чудо-шарики и иные волшебные приборы, будут понимать, что данная альтернативная система не несет ответственности за конечный результат. Это будет решением проблемы. А если при этом шарлатан представится от имени официальной медицины, то совершит мошенническое деяние.
1. Re: Трудно дать юридическое определение магии