Хлеб, рыба и мед

Слово на литургии вторника Светлой седмицы

Пастырская проповедь 
0
756
Время на чтение 4 минуты
Как быстро возвращаются из Эммауса в Иерусалим ученики Христовы после встречи с воскресшим Господом, Которого они узнали в преломлении хлеба! Они спешат донести до других эту весть.

Одиннадцать и те, кто был с ними, собрались вместе. Что случилось? Лука и Клеопа слышат: «Воистину воскрес Христос! И явился Симону». Это один из первых символов нашей веры. В нем — пасхальные крики радости, звучащие из года в год и из века в век во всех христианских храмах. Надо было, чтобы эммаусские путники присоединились к одиннадцати. Принимая их ликование, они передают им свое. Одиннадцать свидетельствуют: «Христос воскресе!» И двое путников отвечают: «Воистину воскресе!» С самого начала Христос возвещает о Своей победе через множество уст.

Здесь уже Церковь, и мы узнаем ее в знакомых нам чертах. Прежде всего это способность разделять радость друг друга, о которой Евангелист Лука так любит нам говорить. Начиная с повествования о рождении и детстве Предтечи и Самого Господа. Красной нитью эта черта проходит через книгу Деяний. Несомненно, у Евангелия пастырская забота — показать, что ученики нуждаются друг в друге, чтобы возрастить в познании своего Господа. Именно это происходит здесь. Поистине великого вдохновения и решимости исполняется это собрание, соединившее об одном и том же событии столь многие и различные свидетельства.

«Веровать не видя» — вторая черта лика Церкви, а возвещение мира, Благой Вести — третья. Радость о победе Христовой бьет ключом, чтобы показать нам, что эти люди должны быть благовестниками. Но те, кто возвещает о Воскресении Христовом, не говорят: «Мы видели Его», вернее, они говорят и даже поют, как мы поем за каждой воскресной всенощной: «Воскресение Христово видевше». Однако мы понимаем, насколько неубедительно может выглядеть в глазах других свидетельство каждого из нас и как мало наша собственная жизнь подтверждает его. И потому прежде всего опираемся на свидетельство первых христиан, лучших из нас. И говорим: «Симон видел» или «Лука и Клеопа видели», и «все святые видели».

Такими были многие христиане, собранные в тот час в Иерусалиме, — они веруют, не видя. Эта черта ставит их рядом с будущими учениками Христовыми, со всеми, у кого будет гореть сердце при чтении Евангелия. Они рядом с нами сегодня, и это есть Церковь всех веков — слушательница Благой Вести и проповедница ее.

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам». Они говорят о Нем, и Он — посреди них». Так утверждается то, что было по дороге в Эммаус. Где говорят о Христе — туда приходит Он. Он приходит с миром. Мир — одно из главных Его слов. Слово Рождества и слово Пасхи. В Вифлееме, по причине Его явления, ангелы принесли мир на землю. И теперь, когда Он возвращается к нам, победив зло и смерть, Он Сам приносит этот мир. Мир — это Его служение и плод Его Пасхи.

Но ученики не принимают этого дара. В их сердцах нет мира. Напротив, страх и смятение. Потому они думают, что видят духа. Но ведь они только что говорили, что истинно воскрес Господь и явился Симону. Что за странное противоречие? Все станет на свои места, когда мы поймем, что затруднение учеников — вовсе не событие Воскресения (оно уже принято ими), но последствия этого события: что представляет собой новая жизнь их Господа? Воскреснув, не стал ли Он одним из тех существ, которые называются духами? Они знают, что такие духи существуют, они превосходят человека и могут являть ему свое присутствие, и в то же время мгновенно исчезать, как Господь в этот вечер. Вот откуда ужас учеников. Не радость обретения Господа, а страх вечного разлучения с Ним. Потому что если Христос стал духом, все дивное общение, которое у них было с Ним, навсегда исчезает. Все становится мертвым, хотя Он воскрес. «Его уже не будет с нами», — со страхом думают они.

И Господь убеждает их, что Воскресение не удаляет Его от них. Он предлагает им три доказательства. Первое — это Его раны. Он показывает их им. Пусть узнают они, что Он, Воскресший, — одновременно всегда Распятый. Это значит, что Воскресение не упраздняет того, что было на Кресте. А что было на Кресте? Крест связал Христа со всеми людьми. Прибитый ко Кресту, Он стал единым со всеми и с каждым. Более того, Он показал, что ничто и никогда не отлучит Его от любви к людям. Ничто — в том числе зло, которое причинили Ему они, и которое убило Его: «Отче, прости им» (Лк. 23, 34). Эти живые раны на теле вечно Живого Христа свидетельствуют, что эта Его высшая связь с нами не может умереть, она будет всегда. Иными словами, воскресший Христос, восприняв эти раны и показывая их, обновляет в Своем новом естестве Завет, заключенный с ними. Невозможно уже отделить Его от человечества. И ученики должны это понять.

Но остался ли Он человеком? И вот Его второе доказательство: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Накануне Крестных Страданий Господь говорил, что «подобает Ему быть предану в руки человеческие». И Он был предан в руки человеческие три дня назад. И Он предается в руки человеческие сегодня, и будет предаваться всегда. Потому что Он не может перестать отдавать Себя людям, чтобы всегда быть с ними. Потому Он и просит принять Его за их трапезу. Это просвещает учеников до конца: они открываются вере, в их устах не будет «да» и «нет», но только «да». «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда». В Эммаусе Он открыл Себя хлебом, а здесь — рыбой. Эта рыба может напомнить им о их первой встрече. В самом начале их призвания Он наполнил их сети рыбой (Лк. 5, 1—11). И потом снова — в день, когда они узнали в Нем Христа Бога, Он предложил им в пустыне в избытке рыбу и хлеб (Лк. 9, 1—17). Наконец, по Своем Воскресении, после того, как они всю ночь напрасно трудились, Он является им и повелевает забросить сеть по правую сторону лодки. Не об этом ли напоминает рыба, которую они теперь предлагают Ему? Она как бы соединяет в одно весь путь, пройденный с Ним. Предлагая воскресшему Господу рыбу в этот вечер, они как бы говорят, что хотят идти дальше с Ним, снова следовать за Ним — всегда. В древней Церкви христианство часто изображалась в виде рыбы. Рыба (др.-греч. Ίχθύς) означала монограмму имени Иисуса Христа, составленную из начальных букв (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ — Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Ну, а мед — это слово Господне, соединение лучшего что есть на небе с лучшим что есть на земле.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Мы должны остерегаться лжепророков
Евангелие вторника (Мф, 22 зач., 7, 15—21)
17.06.2025
Как можно не заботиться о завтрашнем дне?
Евангелие понедельника (Мф, 19 зач., 6, 31—34; 7, 9—11)
16.06.2025
Как начать становиться святыми
Слово в Неделю Всех святых
15.06.2025
Как любить того, кого я ненавижу?
Евангелие субботы (Мф, 15 зач., 5, 42—48)
14.06.2025
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Читайте жития святых – в них много поучительного
Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Всех святых
14.06.2025
«Умолкает ныне всякое уныние»
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных»
11.06.2025
Не человеком угождать, а Богу
Евангелие среды (Мф, 12 зач., 5, 20—26)
11.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Новый комментарий от Человек
17.06.2025 21:56
Похоже, «крестопаду» положен конец
Новый комментарий от Русский Иван
17.06.2025 21:13
«Хорошие новости» для «овощебазы с триколором»
Новый комментарий от Кирилл Д.
17.06.2025 20:11
День России: что за ним?
Новый комментарий от olgad
17.06.2025 19:40
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Zakatov
17.06.2025 18:59
Шоу «Маски» – последний сезон
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.06.2025 18:52
Зачем нам сионистская пропаганда?
Новый комментарий от Калужанин
17.06.2025 18:25