Хлеб, рыба и мед

Слово на литургии вторника Светлой седмицы

Пастырская проповедь 
0
742
Время на чтение 4 минуты
Как быстро возвращаются из Эммауса в Иерусалим ученики Христовы после встречи с воскресшим Господом, Которого они узнали в преломлении хлеба! Они спешат донести до других эту весть.

Одиннадцать и те, кто был с ними, собрались вместе. Что случилось? Лука и Клеопа слышат: «Воистину воскрес Христос! И явился Симону». Это один из первых символов нашей веры. В нем — пасхальные крики радости, звучащие из года в год и из века в век во всех христианских храмах. Надо было, чтобы эммаусские путники присоединились к одиннадцати. Принимая их ликование, они передают им свое. Одиннадцать свидетельствуют: «Христос воскресе!» И двое путников отвечают: «Воистину воскресе!» С самого начала Христос возвещает о Своей победе через множество уст.

Здесь уже Церковь, и мы узнаем ее в знакомых нам чертах. Прежде всего это способность разделять радость друг друга, о которой Евангелист Лука так любит нам говорить. Начиная с повествования о рождении и детстве Предтечи и Самого Господа. Красной нитью эта черта проходит через книгу Деяний. Несомненно, у Евангелия пастырская забота — показать, что ученики нуждаются друг в друге, чтобы возрастить в познании своего Господа. Именно это происходит здесь. Поистине великого вдохновения и решимости исполняется это собрание, соединившее об одном и том же событии столь многие и различные свидетельства.

«Веровать не видя» — вторая черта лика Церкви, а возвещение мира, Благой Вести — третья. Радость о победе Христовой бьет ключом, чтобы показать нам, что эти люди должны быть благовестниками. Но те, кто возвещает о Воскресении Христовом, не говорят: «Мы видели Его», вернее, они говорят и даже поют, как мы поем за каждой воскресной всенощной: «Воскресение Христово видевше». Однако мы понимаем, насколько неубедительно может выглядеть в глазах других свидетельство каждого из нас и как мало наша собственная жизнь подтверждает его. И потому прежде всего опираемся на свидетельство первых христиан, лучших из нас. И говорим: «Симон видел» или «Лука и Клеопа видели», и «все святые видели».

Такими были многие христиане, собранные в тот час в Иерусалиме, — они веруют, не видя. Эта черта ставит их рядом с будущими учениками Христовыми, со всеми, у кого будет гореть сердце при чтении Евангелия. Они рядом с нами сегодня, и это есть Церковь всех веков — слушательница Благой Вести и проповедница ее.

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам». Они говорят о Нем, и Он — посреди них». Так утверждается то, что было по дороге в Эммаус. Где говорят о Христе — туда приходит Он. Он приходит с миром. Мир — одно из главных Его слов. Слово Рождества и слово Пасхи. В Вифлееме, по причине Его явления, ангелы принесли мир на землю. И теперь, когда Он возвращается к нам, победив зло и смерть, Он Сам приносит этот мир. Мир — это Его служение и плод Его Пасхи.

Но ученики не принимают этого дара. В их сердцах нет мира. Напротив, страх и смятение. Потому они думают, что видят духа. Но ведь они только что говорили, что истинно воскрес Господь и явился Симону. Что за странное противоречие? Все станет на свои места, когда мы поймем, что затруднение учеников — вовсе не событие Воскресения (оно уже принято ими), но последствия этого события: что представляет собой новая жизнь их Господа? Воскреснув, не стал ли Он одним из тех существ, которые называются духами? Они знают, что такие духи существуют, они превосходят человека и могут являть ему свое присутствие, и в то же время мгновенно исчезать, как Господь в этот вечер. Вот откуда ужас учеников. Не радость обретения Господа, а страх вечного разлучения с Ним. Потому что если Христос стал духом, все дивное общение, которое у них было с Ним, навсегда исчезает. Все становится мертвым, хотя Он воскрес. «Его уже не будет с нами», — со страхом думают они.

И Господь убеждает их, что Воскресение не удаляет Его от них. Он предлагает им три доказательства. Первое — это Его раны. Он показывает их им. Пусть узнают они, что Он, Воскресший, — одновременно всегда Распятый. Это значит, что Воскресение не упраздняет того, что было на Кресте. А что было на Кресте? Крест связал Христа со всеми людьми. Прибитый ко Кресту, Он стал единым со всеми и с каждым. Более того, Он показал, что ничто и никогда не отлучит Его от любви к людям. Ничто — в том числе зло, которое причинили Ему они, и которое убило Его: «Отче, прости им» (Лк. 23, 34). Эти живые раны на теле вечно Живого Христа свидетельствуют, что эта Его высшая связь с нами не может умереть, она будет всегда. Иными словами, воскресший Христос, восприняв эти раны и показывая их, обновляет в Своем новом естестве Завет, заключенный с ними. Невозможно уже отделить Его от человечества. И ученики должны это понять.

Но остался ли Он человеком? И вот Его второе доказательство: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Накануне Крестных Страданий Господь говорил, что «подобает Ему быть предану в руки человеческие». И Он был предан в руки человеческие три дня назад. И Он предается в руки человеческие сегодня, и будет предаваться всегда. Потому что Он не может перестать отдавать Себя людям, чтобы всегда быть с ними. Потому Он и просит принять Его за их трапезу. Это просвещает учеников до конца: они открываются вере, в их устах не будет «да» и «нет», но только «да». «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда». В Эммаусе Он открыл Себя хлебом, а здесь — рыбой. Эта рыба может напомнить им о их первой встрече. В самом начале их призвания Он наполнил их сети рыбой (Лк. 5, 1—11). И потом снова — в день, когда они узнали в Нем Христа Бога, Он предложил им в пустыне в избытке рыбу и хлеб (Лк. 9, 1—17). Наконец, по Своем Воскресении, после того, как они всю ночь напрасно трудились, Он является им и повелевает забросить сеть по правую сторону лодки. Не об этом ли напоминает рыба, которую они теперь предлагают Ему? Она как бы соединяет в одно весь путь, пройденный с Ним. Предлагая воскресшему Господу рыбу в этот вечер, они как бы говорят, что хотят идти дальше с Ним, снова следовать за Ним — всегда. В древней Церкви христианство часто изображалась в виде рыбы. Рыба (др.-греч. Ίχθύς) означала монограмму имени Иисуса Христа, составленную из начальных букв (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ — Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Ну, а мед — это слово Господне, соединение лучшего что есть на небе с лучшим что есть на земле.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06