Мы продолжаем цикл бесед, посвящённых общественно-политической ситуации
в Сербии накануне очередных президентских выборов. Сегодня наш собеседник
- Душан Пророкович (Центр
Стратегической Альтернативы, Белград). Беседует помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел
Тихомиров.
По всей вероятности грядущие выборы не несут в себе никакой интриги. Ожидаемо победит Вучич, человек, который преподносится как якобы компромиссная фигура, устраивающая как запад, так и Москву, как сербских либералов, так и умеренных патриотов.
Да, победит Вучич. А для меня вопрос: что будет политикой Вучича? Я его никак не вижу в качестве компромиссной фигуры. Он таким может казаться лишь если смотреть на него из России. Сербия наряду с Белоруссией - единственные страны, находящиеся к западу от России, которые вам не ввели санкций. Сейчас подписали договор о расширении военного сотрудничества. Но всё это - капля в море по сравнению с уровнем сотрудничества с Западом.
Сербия жёстко связана с ЕС и с НАТО, за время Вучича, за прошедшие пять лет Сербия подписала с НАТО вдвое больше соглашений, нежели за два прошлых десятилетия. Флаг Евросоюза Вучич держит в своём кабинете вместе с флагом Сербии. По отношению к ЕС и к НАТО он проводит политику преемственности от Бориса Тадича.
К чему же тогда уступки России?
Во-первых, играет роль давление общественного мнения. В Сербии тот, кто открыто выступает против России, никогда не сможет прийти к власти. А во-вторых, это давление истории. Исторические процессы формируют политику. Особенно, когда речь идёт о малых странах. ЕС и НАТО уже давно пытаются отредактировать Балканы, но теперь постепенно уходят. Их сила постепенно угасает, и хватка ослабевает.
Но если хватка ослабевает, то, по идее, в народе должны нарастать освободительные движения. Но - глядя со стороны - складывается впечатление, будто в сербском обществе нарастает политическая апатичность?
Нет политической апатии, хотя есть, как подметил мой друг из России, коллективная усталость.
Вы знаете, в нашей стране кризис длится уже слишком долго. Полных четверть века. Мы постоянно находимся в войнах, политической нестабильности, экономических проблемах. Теперь снова говорят о войне: Великая Албания стучится в дверь; Македония и Босния и Герцеговина могут развалиться; что будет происходить с Черногорией после Мило Джукановича? Кто сможет контролировать тамошнюю мафию, когда он уйдёт из власти, и как все это будет выглядеть, никто не знает.
Ко всему этому, у нас есть и поток мигрантов, десятки тысяч людей, проходящих через Сербию каждый месяц и мусульманских экстремистов, возвращающихся из сражений в Сирии.
Вот, по каким причинам люди отворачиваются от политики. Устали от неё.
Занимаются другими, лучшими делами в жизни. И, тем не менее, эти выборы должны показать, что апатии нет. Там будут сюрпризы. Один молодой парень, который превращает кампанию в пародию, выиграет много голосов. Это рецепт для будущих политических кампаний. Политическая мобилизация в Сербии требует новых методов, нестандартных решений.
Не приводит ли эта усталость к росту ностальгии по югославскому периоду истории?
И тут я отвечу отрицательно! Исследователи задают вопрос: «Когда было лучше жить: в Югославии или сегодня?» Подавляющее большинство респондентов ответили: «В Югославии». И делается вывод: «Сербы жалеют о распаде Югославии».
Правда же то, что мы не имеем нормальных отношений ни с одной из бывших югославских республик: Хорватия и Босния обвиняет нас в геноциде, власти в Черногории фабрикуют новую нацию, македонцы, запуганные албанским меньшинством, соглашаются с любым их требованием, и, таким образом, удаляются от сербов...
Югославия мертва и больше она не обновится - в том виде, в каком она существовала. Но саму югославскую идею не стоит отбрасывать. Другое дело, что в будущем должен учитываться именно религиозный фактор.
Югославия православных балканских народов реальна. Почему не объединиться Сербии, Черногории, Македонии и Болгарии, с частью или всей Боснией и Герцеговиной. Такое объединение имело бы смысл и обладало бы геополитической функцией.
Насколько реальна идея реализации Таможенного Союза западнобалканских стран, возникших на обломках СФРЮ + Албания? (Каков будет статус «Республики Косова" в этом объединении?)
Это идея Евросоюза, которую Вучич просто озвучивает. Пытается убедить людей: насколько эта идея хороша... Сербия имеет договор о свободной торговле с Росией, экономические связи с Евразийским Союзом и Китаем крепчают, и наши интересы заключаются в том, чтобы эти связи всячески укреплять.
Если же будет сформирован Балканский Таможенный Союз, то мы теряем все преимущества.
И сейчас пропагандисты «новейшей Югославии» пытаются убедить людей в том, что наш интерес заключается в том, чтобы укреплять отношения не с Россией, а с Албанией. Бессмыслица. ЕС желает испортить отношения Сербии и России, и подталкивает нас к тому, чтобы мы стали исполнителями этой политики. И Балканский Таможенный Союз является одним из инструментов.
Можно ли сказать, что эта идея связана с установлением некоего паритета между Россией, Турцией и ЕС?
Как уже говорил только что - это идея ЕС. В конце концов, Европа сама не знает: как быть с Балканами? Сейчас нам бросили пробный шар в виде Таможенного Союза, вот мы совершаем некоторые движения. Поддерживающие иллюзию того, что процесс интеграции не прерывается. Твёрдо гарантирую: никаких экономических результатов от этого интеграционного проекта для Сербии не будет. Абсолютно никаких. А политические потери будут.
Итак, по всей вероятности идея Балканского Таможенного Союза заключается в реализации некой конструкции, которая бы парализовывала активность сербов и не допускала бы Россию в регион. Кроме того, сами по себе действия по реализации этого интеграционного проекта призваны вызвать у избирателей иллюзию того, что при Вучиче, дескать, «жизнь постепенно налаживается».