Ни один человек не может обойти этот выбор

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день сорока мучеников Севастийских

Праздник сорока мучеников Cевастийских всегда был большим торжеством в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины, которая последовала в начале IV века, Церковь торжественно прославляла этих святых.
 
Они приняли страдание за Христа уже перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христи­анского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство, православие, утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и перед самой победой, накануне этой победы кто-то принимает смерть.
 
Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Но их смерть была особенно славной, потому что одновременно они были искушаемы возможностью избавиться от страданий: на берегу озера была растоплена баня, и каждый из них имел возможность оставить место своих мучений и прибегнуть к этому спасению. Баня же — это не просто баня, как мы можем сейчас подумать. В те времена баня была общественным клубом, в котором протекала вся жизнь, — все, что ищет человек, не знающий Бога. Но для них такое спасение было бы гибелью.
 
Этот подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов все-таки не выдержал и поступил именно так: предпочел безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По какому-то непостижимому Промыслу Божию ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде, никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на этих страждущих, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу.
 
Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе каждый оказывается перед этим выбором в разные периоды жизни, и он должен что-то предпочесть. Жизнь так устроена: либо мы должны пожертвовать Христом, либо пожертвовать своим благополучием. Ни один человек не может обойти этот выбор.
 
Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь. И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, определялись именно этим — тем, что одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди гонителей ее внезапно обретались те, которые предпочитали смерть со Христом этой жизни без Христа.
 
И мы размышляем об этом избрании Господнем. Господь говорит нам сегодня в Своем Евангелии о том, что тайна спасения каждого человека глубока, и один Сердцеведец Господь знает, кто устоит в час испытаний и кто отречется от Христа. И Господь говорит нам, что не имеет значения, когда человек призывается ко Господу: в последний час или среди первых. Человек в течение всей своей жизни может быть как будто со Христом и в Церкви, а в последний час отречься от Христа. И целый народ как будто может быть с Богом, а потом отвергнуть Его, как это было с богоизбранным израильским народом.
 
Мы размышляем о таинственном Промысле Божием — о том, что Господь призывает каждого человека к Себе вне зависимости от того, как складывается внешне его жизнь. Одни приходят в первый час, как говорит Господь в Евангелии, другие — в третий, в шестой, третьи — позднее, а некоторые, оказывается, уже тогда, когда как будто нет им совсем никакой надежды на обращение ко Господу — в час одиннадцатый.
 
Одних Господь призывает к Себе, когда они находятся в расцвете юности, других — в полудне зрелости, третьих — когда жизнь уже на закате. Одни могут достигнуть Господа в течение одного часа, как разбойник благоразумный, а другим недостаточно целой жизни, чтобы придти ко Христу.
 
В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится об этом таинственном небесном граде, имеющем двенадцать врат, которые открыты всегда: и днем и ночью (Откр. 21). Есть врата, которые обращены на восток, и есть врата, которые обращены на запад. Одни люди входят, когда только начинает расцветать их жизнь, другие — когда жизнь их приближается к ночи.
 
Одних Господь призывает, когда они насыщены днями и трудами, и много успели совершить здесь, на земле; других — когда они только стоят на пороге жизни, исполнены каких-то, может быть, очень благородных стремлений что-то совершить, а Господь призывает их к Себе; третьих — когда они еще не успели начать жить.
 
И всех Господь одинаково принимает вне зависимости от того, когда, в какой час, в каком возрасте призывается к Нему человек. Господь ко всем сострадателен, и особенно к тем, которые никак не могут к Нему придти. К тем, которые стоят до одиннадцатого, последнего часа, как работники, которые хотят потрудиться, хотят все свои таланты раскрыть в жизни и не находят им применения. Они никому не нужны. А может, у них и талантов никаких особенных нет, и потому никому они не нужны. Господь всегда исполнен глубокого сострадания к таким людям. И их тоже Он приглашает к Себе, и им дает Свой труд, который, как выяснится, ничем не меньше другого труда других людей. Мы с изумлением видим, с какой щедростью Господь одаряет всех приходящих к Нему. Одни трудились в течение целого дня, другие — всего один час, и ни зноя, ни тяготы дневной не понесли. Но всем Он дает одинаковую плату.
 
Здесь нам раскрывается очень важная тайна нашей духовной жизни — что Господь принимает не количество наших трудов, а нашу любовь. Все, что мы совершаем в нашей жизни, принимает Он в зависимости от того, каким внутренним содержанием исполнено то, что мы делаем.
 
Бывает, что человек приносит много, щедро жертвует на храм. И в Евангелии, помним мы, сказано, что «многие богатые клали много». Какой-нибудь «новый русский» хочет дать на Церковь большие деньги — и возникает вопрос: может ли Церковь вообще принять этот подарок, хотя, кажется, очень много он принес? А бывает, что человек — как та самая вдова, которая положила свою скудную лепту, и Господь говорит об этой вдове, что она больше всех принесла, потому что всю жизнь свою принесла в этом даре.
 
Вот чем определяется жизнь человека и то, с чем он приходит к Церкви. Это так понятно: бывает, ребенок нарисует своей матери в день рождения рисунок — кажется, что значит этот подарок! Но радостью расцветает мать, это ей дороже всякого другого подарка. Вот чем измеряется то, что мы приносим Господу, только еще в бесконечно большей степени.
 
Будем учиться этой тайне жизни, молясь за наших усопших, вспоминая наших новых мучеников Российских. Будем помнить о том, что испытания, бывшие в IV веке и в XX веке, еще предстоят Церкви на самом последнем повороте истории. Те испытания, когда каждый человек, вся Церковь, все человечество должны будут сделать выбор — тот страшный выбор, который люди однажды совершили, когда распинали Христа и кричали: «Не Его подай нам, но Варраву». Тот выбор, который кто-то совершил, предпочитая вот эти «теплые бани» — жизнь во всем ее разнообразии — Христу. «Не Его, но Варраву», — сделало тогда человечество свой выбор. И таким будет последний выбор перед кончиной мира. Мы видим, что это уже происходит на наших глазах.
 
Будем помнить, что человек может заниматься какой-то грандиозной деятельностью, как будто христианской, и занимать очень важное место в Церкви, а другой человек может быть совсем незаметным и никому не известным и совершать свое смиренное, неприметное служение. Но Господь испытует сердца и принимает всех не по внешнему служению, а по тому, каким духом исполнен в этом служении человек — чтобы сделать его причастным Своей щедрости, Своей безграничной, через Крест открываемой нам любви.
 
Дай Бог нам достойно завершить Святую Четыредесятницу. Сорок мучеников — как бы на каждый день дается нам возможность рождаться и умирать. Умирать для греха, быть исповедниками Христовой истины и правды Его — теми, которые предпочитают всему на свете Господа, целуют смерть со Христом и готовы оплевать жизнь без Христа.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николаяв в Пыжах, член Союза писателей России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Ни один человек не может обойти этот выбор

Здесь полно народу, которые одобряют как раз стражников. А что? Люди при исполнении. на страже государства.... а эти христиане - может, подрывают устои... Ведь именованием так рассуждают людишки, для которых новомученики всего лишь антисоветчики.

Lucia / 22.03.2017
Александр Шаргунов:
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
03.04.2020
Наш пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
01.04.2020
Как придти в меру возраста Христова
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
29.03.2020
О разбойнике неблагоразумном
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Пассии. Евангелие от Луки
29.03.2020
Великое испытание веры
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
27.03.2020
Все статьи автора
"Великий пост"
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
03.04.2020
Стояние Марии Египетской
Храм Христа Спасителя, г. Москва
01.04.2020
«Социальное служение среди молодежи сегодня особенно востребовано»
Молодежные епархиальные отделы оказывают помощь пожилым и людям из группы риска
01.04.2020
Наш пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
01.04.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.04.2019
А нужны ли Таинства вообще?
Новый комментарий от электрик
04.04.2019
«Надеемся на милость Божию»
Новый комментарий от RNL
04.04.2019
Объезд Патриархом столицы и молитва народа
Новый комментарий от Сант
04.04.2019
Мировые заговорщики надеются на авось
Новый комментарий от Брат
04.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
04.04.2019
«Путин начал трансформацию Российского государства»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.04.2019