Как сообщалось, 28 февраля прошли переговоры Президента России Владимира Путина с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым.
В частности, Глава Российского государства заявил, что российские военнослужащие покинут территорию Киргизии, как только их об этом попросят власти.
Итоги российско-киргизских переговоров проанализировал в интервью «Русской народной линии» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Андрей Грозин:
Президент России заявил, что «если когда-то Кыргызстан скажет, что мы укрепили настолько свои Вооруженные силы, что такая база не нужна, мы в этот же день уйдем». В Кремле еще два года тому назад подчеркивали, что Россия готова покинуть военную базу Кант, как только Киргизия изъявит соответствующее пожелание.
Несмотря на помощь Министерства обороны РФ, Киргизия еще не скоро сможет создать мощные боеспособные Вооруженные силы. Кыргызстан - маленькая бедная страна, у которой еще не скоро возникнет необходимость отказаться от помощи партнеров по ОДКБ. Приведу простой пример: республика Кыргызстан вообще не располагает боевой авиацией. В республике осталось несколько бортов, которые могут выполнять военно-транспортные функции уровня АН-42, есть несколько вертолетов, которые при желании могут быть использованы для огневой поддержки. Но это не боевая авиация.
Армия без военно-воздушных сил вряд ли в близкой и среднесрочной перспективе будет способна реально осуществлять полноценный контроль над границами и территорией страны, а тем более вести полноценные боевые действия, если, не дай Бог, понадобится защищать республику от врага.
В конце прошлого года появилась информация, что Россия в рамках военно-технического сотрудничества с Кыргызстаном может предоставить несколько единиц штурмовых вертолетов. Дело не только в отсутствии боевой техники, но и в необученности пилотов и ненадлежащей инфраструктуре. При распаде СССР Киргизии достался небольшой парк штурмовых вертолетов МИ-24, участь которых была печальна - порезали на металлолом или в полуразобранном состоянии продали в соседнее государство.
Конечно, сегодня ситуация уже не та, ибо Россия приложила усилия в деле укрепления вооруженных сил Киргизии. Но по оценкам ЦРУ, армия не дотягивает до 15 тысяч человек, что очень мало для шестимиллионной горной страны. Республика не может себе позволить содержать более многочисленные Вооруженные силы.
Разговоры о том, что Киргизия в скором времени сама сможет себя защитить являются предвыборными, политически мотивированными лозунгами отдельных политиков республики.
Вне всяких сомнений, российская база останется в Киргизии, так же как и остальные российские военные объекты. Испытательный полигон на Иссык-Куле, отдельные объекты бывшей советской глобальной военной инфраструктуры, сейсмическая станция, станция слежения за космическими объектами и т.д. Все эти объекты объединены в единую базу. Срок аренды до 2040 года.
Несомненно, Россия продолжит помогать укреплять Вооруженные силы Кыргызстана. Если вдруг возникнет конфликт, который окажется не по плечу силовым структурам Таджикистана или Кыргызстана, то Россия, так или иначе, в рамках договорных обязательств и по соображениям собственной национальной безопасности вмешается в ситуацию. Для минимизации различных рисков и расходов необходимо, чтобы наш союзник мог сам себя защищать. Именно поэтому реализуется многолетняя программа на миллиарды долларов для Таджикистана и чуть меньшая для Кыргызстана. Если мне память не изменяет, то в конце 2016 года в Бишкек поступила последняя партия новых бронетранспортеров БТР-82, доставленных с бронетанкового завода Арзамаса. Идет постепенное качественное усиление наших партнеров.
Кроме того, не стоит забывать, что Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан являются странами-членами ОДКБ - это наши основные союзники на юге. Поэтому мы обязаны поддерживать эти государства, выведя их вооруженные силы на уровень приемлемой боеготовности.
На переговорах Владимир Путин отметил, что России пришлось пойти на определенные компромиссы в деле интегрирования Кыргызстана в Евразийский Союз. Что это были за уступки? Я не дипломат, поэтому могу откровенно говорить - это элемент восточного базара. Еще Хаджа Насреддин говорил: Хочешь козу? Проси верблюда! Все наши партнеры по ЕАЭС стремятся заполучить от России как можно больше преференций. Что ж, это их национальный интерес, за который их глупо порицать. Посмотрите, что происходит в наших отношениях с Минском? В политике не действуют этические нормы, каждый глава государства отстаивает свои интересы, что же тогда говорить о такой бедной и обделенной природными ресурсами стране, как Кыргызстан. Россия прилично помогает киргизам - беспошлинные поставки горюче-смазочных веществ, постоянные транши для стабилизации государственного бюджета, совместный фонд на полмиллиарда, который создан для предотвращения рисков вхождения Кыргызстана в Евразийский экономический союз и множество иной помощи. Скоро должна начаться поставка сырой нефти для переработки в республики.
В ЕЭС обнаруживаются конфликты на казахстанско-киргизской границе. Астана и Бишкек исповедуют разные подходы в том, какой режим должен осуществляться для прохождения киргизских товаров через территорию Казахстана, какой высоты должны быть таможенные барьеры, каким стандартам должна отвечать киргизская сельскохозяйственная продукция и насколько должен быть развит ветеринарный контроль. Россия выделяла деньги на создание сети ветеринарного контроля за сельскохозяйственной продукцией. Если к настоящему времени вопрос по растениеводству худо-бедно удалость решить, то остается множество разногласий между Астаной и Бишкеком по мясу и молоку. У каждой стороны есть своя правда и тезисы, которые отстаиваются в споре с партнером. Ситуация похожа на отношения России и Белоруссии в сельскохозяйственной сфере в рамках ЕАЭС. Везде присутствуют элементы протекционизма, даже в рамках Евразийского экономического союза. Каждая страна отстаивает свои экономические интересы, как может.
На 19 ноября в республике назначены выборы президента. Алмазбек Атамбаев покидает свой пост, поэтому уже превратился в «хромую утку». Можно ли сказать, что Путин говорил с «политическим трупом»? Разве после окончания президентского срока Атамбаев начнет, как римский император, выращивать капусту на даче? Из высшей власти Атамбаев не уйдет. Дело не в Алмазбеке Шаршеновиче, а в его команде и людях, которые сейчас руководят республикой, начиная от главы парламенты, заканчивая премьер-министром, министрами и иными политическими деятелями. В конце концов, есть социал-демократическая партия Кыргызстана. Не стоит ждать смены политического клана. В отличие от соседних стран, в Кыргызстане меньший риск непрогнозируемого развития событий. Пока все указывает на то, что Киргизии удастся все грамотно реализовать. Смущает лишь последний случай с оппозиционером. Но, скорее всего, мы не увидим серьезного радикального изменения политического лица Кыргызстана.
Ныне множество людей заявляют о своем участие в выборах президента. Все эти персонажи в один голос рассказывают о том, как любят Россию, заверяя, что именно они являются настоящими друзьями Путина, а не их оппоненты. В киргизской политической элите ныне царит удивительное единодушие. Я много лет занимаюсь республикой, но давно не замечал такого уровня односторонней внешнеполитической ориентации. Это отражение социальных предпочтений, потому что при всей критики киргизских руководителей на выборах в Кыргызстане труднее всего нарисовать нужные результаты. Поэтому, скорее всего, итог выборов будет настоящим. Политики вынуждены учитывать интересы населения, которое ориентируется на ЕврАзЭС и на пророссийского кандидата, поэтому все срочно записались в друзья России. Среди них есть, как настоящие, так и вымышленные друзья.