Тайна послушания

Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник Обрезания Господня

Пастырская проповедь 
0
711
Время на чтение 5 минут
В двенадцать лет Отрок может сопровождать Своих родителей в Иерусалим. Родители совершают паломничество, и Отрок сопровождает их. Они берут Его с собой. Они не сомневаются, что для Него, как и для них, это будет исполнением религиозного долга.

Но вот, когда они намереваются возвратиться домой, они видят, что Отрока с ними нет. Их охватывает страх. До сих пор воспитание Сына, несмотря на Его Божественность, шло нормальным человеческим путем. Пречистая Дева соблюдала меру того, чему Она обучала Его, зная, что Богомладенец был нераздельно связан с тайнами Отца Небесного. Но эти две сферы до сих пор еще не пересекались видимым образом. То, что открывалось Ей, было в Нем прежде всего с человеческой стороны, а Божественное, которому Она поклонялась, но еще мало знала, — проявлялось в глубине.

Когда после трехдневных поисков родители находят Отрока в Храме среди учителей Закона — толкующим Писание, задающим вопросы и дающим ответы, — они понимают, что произошло что-то новое. Им большее, чем тем, кто слушает Его в Храме, открывается в этом Ребенке. Как если бы Он внезапно осознал Свою Божественность или начал жить исполнением Своего Божественного служения. Не предупредив об этом родителей и не будучи подготовленным ими к этому. Сын по Своей собственной инициативе предпринял что-то совершенно новое. Он делает то, что Он должен делать не в пределах Своего постепенного естественного возрастания, но внезапным движением. Для тех, кто слушает Его в Храме, мудрость Отрока поразительна, но для Матери это событие являет в полноте то, что предшествовало этому, и это рождает у нее большую тревогу. Ей казалось, что час Ее Сына еще далек. Она думала, что как Мать Она еще управляла всем в Его жизни, и человеческая сторона должна преобладать в ней не прерываясь, и что Его великое служение наступит только в годы зрелости. Теперь Она внезапно видит, что Отрок ведом на земле — Ею, Материю, но также Небом, Отцом Небесным. Мать, послушная Отцу Небесному, училась послушанию Сына и двойной ответственности — за Себя и за Своего Сына. Ибо Ей казалось, что воля Отца была в том, чтобы Она Сама передавала Сыну эту волю. Но внезапно Она ясно видит, что не все уже проходит через Ее руки, а есть непосредственное послушание Сына Отцу, послушание, которое включает в себя всецелое Ее послушание как Матери. И когда Сын отвечает на Ее скорбное вопрошание: «Зачем вам было искать Меня? Разве вы не знали, что Мне подобает быть в доме Отца Моего» — это было именно так. Мать не знала этого. Она держалась того, что Ей было показано, и что Она понимала. Она не ждала чего-то нового, и не могла ждать. И теперь, когда это произошло, произошедшее было для Нее как плод, созревший слишком рано, как если бы Сын слишком быстро прервал естественный рост. Она видит противоречие между собственным служением — защищать и воспитывать по-человечески Своего Сына, и служением Того, Кто повиновался этой заботе. И Она уже не понимает. Но это непонимание заставляет Ее лучше понять, что Ее Сын — Бог. Он не просто так велик, Он — всегда более великий, так что Его невозможно постигнуть. Оттого что Она не может более понимать Его, Она должна почти невольно входить во всегда всепревосходящее величие Бога.

Первые годы Его младенчества, когда Она по-матерински заботилась о Нем, были даром избыточествующей благодати. Теперь Она начинает учиться новому вхождению в Его Божественность. Этим событием Сын не создает для Себя обособленного положения внутри Святого Семейства, потому что Он еще не достиг возраста, когда Он может Сам один управлять Собой. И потому Он должен снова слушаться. Если бы речь шла о Его независимости, Он бы заранее объяснил этот Свой уход от родителей. Но речь идет исключительно о послушании Его Отцу, о послушании столь немедленном, что невозможно кому-либо объяснить его сокровенный характер и предупредить о Своем поступке родителей. Не потому только, что они не поймут, но потому что они еще не должны понять. Как бы ни было значительно их призвание, и какие бы ни были их права как родителей, в этот момент они — обычные христиане. Ни один христианин не может избежать этого потрясения между всегда всепревосходящей тайной, которая исходит от Бога, и безусловным послушанием, которое от него требуется. Даже Божия Матерь должна теперь встречать в Своем Сыне сокровенное присутствие неисследимых тайн Бога.

Замечательно, что Сын не совершает этого действия внутреннего послушания во время Своего общественного служения. Позднее Он сделает это, когда призовет Своих учеников, когда будет совершать Свои чудеса, когда будет проповедовать и когда примет страдания. Во всем этом Он явит послушание Отцу Небесному, но согласно замыслу, вверенному Ему в Его служении. Здесь же, напротив, Он являет непосредственно, вне всякого замысла, послушание Отцу. Он в каком-то смысле дает Ему доказательство Своего послушания, показывает Ему, как Его любовь делает Его готовым исполнить Отчее служение.

В этом чистом, жертвенном, абсолютном послушании Сын находится в самом истоке Своего служения. Он предваряет исполнение того, что Ему предстоит. Это перемещение на второй план послушания мирским родителям — только временное. Послушание Отцу Небесному для Божией Матери — также посвящение в тайны христианской жизни. Она должна научиться у Сына возрастанию верности Своему Богу.

Есть расстояние между послушанием Ее Сына и Ее послушанием, и это тайна всего христианства. Божия Матерь первая в роде человеческом научается этому. И оттого что Она — Первая Ученица, Она должна более всех пострадать. Это расстояние может рождать у христиан чувство неспособности принять страдания, соответствовать в полноте замыслу Божию и принимать его. Открывается бесконечное расстояние между Богом и человеком. И Сам Сын ведет к этому непониманию, указуя на него перстом: «Разве вы не знали?» Он не дает объяснений. Он подчеркивает дистанцию. Божия Матерь должна извлечь из этого великий урок — научиться не понимать. Она не знает теперь, что Она не понимает, Она знает только, что Ее непонимание не ограничивается одним этим единственным случаем, и это начало того, что не будет иметь конца. Она сохраняет все это в сердце Своем, не препятствуя росту этого непонимания. Она понимает, что все, что есть в этом нового, — следствие Ее первого «да», которое Она должна научиться непрестанно приносить Богу. Она отдала тогда Ему Свое тело, Свою жизнь. Она отдала Ему все, что у Нее было, и исполнилась решимости всегда все отдавать. Она знала, что Ее самоотдача была полной, что Она сделала все, что требовалось от Нее. Теперь Она прибавляет к этому новое требование, в котором никогда не сомневалась: надо было присоединить к этому Свое непонимание и предать Себя в нем Богу. Это совершенно новая открытость Богу, которая будет длиться, и отныне Она будет непрестанно сталкиваться со скорбью непонимания. Но это не будет пустотой небытия, но возможностью шире открыться душой Богу и узнать новую Его щедрость.

Эта самоотдача непонимания не только на уровне ума. Она охватывает всю Ее Личность. Божия Матерь радуется этому непониманию. Эта радость в Ней как огонь. Пусть то, что Он сделал, не будет отдельным эпизодом. Это знамение внезапно освещает все, что будет постепенно открываться. Божия Матерь понимает: эта рана не закроется никогда, но будет все более увеличиваться. Все, что делает Сын, все, что отныне Он дает разуметь, все, что Он обращает к Отцу на пути, избранном Им, где Он будет все более возрастать и открываться все более Божественным. Он обратится к Отцу во время Крестных Страстей, которым Она будет приобщаться в полноте. На Кресте Он также задаст вопрос Отцу, на который Ему не будет дано ответа. Он окажется в ночи всецелой оставленности. Но Ее Сын — Бог. Его Божественное всемогущество позволяет Ему углубляться в бездну, не приобщаясь ей. А Божия Матерь, Которая есть Существо человеческое, должна теперь учиться науке непонимания, чтобы стоять потом у Креста Богочеловека на высоте Его служения.

Креста не достигают пониманием, но только отказом от понимания. Божия Матерь, возвратившаяся однажды в дом Назарета, хранит отныне навсегда эту тайну в Своем сердце. Она должна дать ей раскрываться в сокровенности, не как Свою тайну, но как давнюю и непостижимую тайну между Отцом и Сыном, которая живет в Ней и которую Она должна в полноте хранить до часа, когда все совершится и даруется Ей.

Богословы, с которыми Сын Божий вступает в беседу, тоже по-своему встревожены и взволнованы тем, что открывается им о Боге, всегда более великом. Но их изумление далеко от того, что пережила Божия Матерь. Внешнее богословие может так или иначе быть захваченным фактом существования Бога, но только тот, кто имеет живую веру, может быть подлинно введен во мрак Бога всегда более великого, и подлинно верующими становятся даром Божией Матери.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00