itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Обсуждение «пораженческого» бюджета

Экономист Олег Сухарев о бюджетном проекте правительства на 2017-2019 годы

Санкции против России  SWIFT в России  Санкции Запада и ответ России 
0
522
Время на чтение 8 минут
Дефицит федерального бюджета России в 2016 году составит 3,7-3,9% ВВП, достичь показателя дефицита в 3,1% ВВП в следующем году будет сложно, считает заместитель председателя Экономического совета при Президенте России, председатель совета фонда ЦСР Алексей Кудрин, сообщает РИА Новости.

«В этом году дефицит бюджета будет 3,7%, может, чуть больше — 3,9%. В следующем году запланирован 3,1%, но этого очень сложно добиться», — заявил А.Кудрин на конференции «Антимонопольное регулирование в России».

При этом он добавил, что показатель в 3,1% для российских реалий является очень высоким дефицитом бюджета.

Согласно внесенному в Госдуму проекту бюджета на 2017-2019 годы, доходы бюджета на 2017 год прогнозируются на уровне 13,488 триллиона рублей, расходы — 16,241 триллиона рублей, дефицит — в 2,753 триллиона рублей (или более 3% ВВП).

О проекте бюджета рассуждает в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор Олег Сергеевич Сухарев:

Проект бюджета консервирует философию экономической политики, проводимой в последние годы. С 2012 года шло поквартальное снижение темпа экономического роста. Ныне сохраняется экономическая политика, приведшая страну к кризису в 2014-2016 гг. Правительство проводит рестриктивную политику, направленную на сокращение любыми способами дефицита бюджета – урезание расходов, изменение налоговой базы и ставок налогообложения, различные манипуляции, связанные с приобретением дополнительных необходимых доходов и т.д. и т.п.. Стержнем проекта бюджета и заявлений А.Кудрина являются чисто фискальные и бюджетные цели, связанные с балансом расходов-доходов. Именно в этом кроется неэффективность обсуждения проблем нового бюджета и бюджетной политики. Нет нигде речи о бюджете развития и новой модели роста, а только аккуратно и осторожно говорят о восстановлении каких-то параметров и выхода на темп роста 1,1% в 2017 году – осторожненько так говорят, чтоб не сильно ошибиться.
Мы помним бюджеты, когда лозунгом становилась «инновационная экономика» или модернизация, а по бюджету она собственно и не просматривалась. Примерно то же самое относительно данного бюджета, только теперь лозунг – «запуск роста»

Применю советскую терминологию, на мой взгляд, налицо «упадническое обсуждение пораженческого бюджета». Как бы ни складывалась ситуация в экономике страны, было бы правильно разрабатывать и рассматривать два-три варианта бюджета. Один условно плохой вариант, а другой должен быть связан с кардинальными изменениями денежно-кредитной и бюджетной политики. Об этом неоднократно писали экономисты неправительственного блока, в том числе на «Русской народной линии». Второй кардинальный вариант можно было бы рассматривать и непублично, чтобы прежде времени не будоражить общество и даже экспертную среду, которая демонстрирует удивительное свойство «забалтывания» проблем, ради демонстрации себя и своего «экспертного интеллекта» - лишь бы сказать что-то новое, что давно, кстати, и не является новым. Но пока таких подходов нет – в правительстве рассматриваются три стандартных сценарных постановки со всякими многочисленными прогнозами, которые несметное количество раз корректируются, уточняются и не сбываются.

Не так давно один из старейших ученых в экономический секции сказал, что в России не выстроена должная система аналитического прогнозирования. Он написал об этом в своей статье, освещая проблему спада и роста инвестиций. С ним нельзя не согласиться, поскольку в который раз, и об этом я также неоднократно говорил на РНЛ и в прессе, применяемые подходы доказывают свою неэффективность, которую не могут разглядеть те, кто их применяет (или не хотят)! Но позор в том, что сохраняется общая философия макроэкономической политики, связанной со сдерживанием инфляции, доведением ее до 4%. Эта «мантра» повторяется с 1990-ых гг., не изменяясь, по сути, и смыслу, только цель теперь в 4% звучит с маниакальной настойчивостью, кстати, безо всяких объяснений. Никто не говорит о том, сколько будут удерживать этот уровень инфляции. И как с ним связан экономический рост. Полагаю, что даже при инфляции 4% не будет никакого феноменального по темпу роста, как, видимо, думают, по причине многих иных ограничений, так как на рост оказывают влияние более сильные факторы, чем инфляция (например, структура экономики, технологии, способность экономики – расти, которая уничтожается как раз методами сокращения инфляции, применяемыми в России).

В качестве большого успеха макроэкономической политики последнего года-двух упоминается резкое сокращение оттока капитала, но никто не говорит о том, а есть ли чему-то утекать? И сколько уже утекло? По некоторым данным, за годы реформ за границу вытекло от триллиона до двух триллионов долларов! Накануне обвала за один год утекло 150 миллиардов долларов, конечно, повлиявших на будущий отток. Почему-то никто не дает такие оценки, а ведь они вполне очевидны и лежат на поверхности анализа. Сокращение оттока капитала - это не гигантское завоевание правительства, а результат девальвации, действия санкций и предыдущего ошеломляющего оттока. Но правительственные чиновники планируют возрождать экономику, не блокируя спекулянтов и не регулируя валютный рынок и не доведя деофшоризацию до логического завершения. Были потуги, но пока не осуществляется вся система необходимых и предлагавшихся многими известными экономистами мероприятий.

Приведенное Вами заявление о бюджете вызывает горькую улыбку. Мало того, правительственные чиновники с гипнотической яростью на форумах и конференциях повторяют одну и ту же установку – об инфляции и сокращении расходов бюджета при соблюдении социальных статей и выполнении Майских (2012 года) указов Президента. Но о каком исполнении может идти речь, если Владимир Путин не так давно проводил совещание по оценке претворения в жизнь своих указов. И выяснилось, что они выполнены, в среднем, только наполовину, может чуть больше по отдельным позициям.

Поэтому не стоит ориентироваться на публичные заявления чиновников, тем более А.Кудрина! На мой взгляд, заявления чиновников носят исключительно политический характер и никак не связаны с аналитикой и анализом ситуации, со стратегией. В государстве отсутствует должная система формирования мер воздействий и согласованного их применения по многим направлениям экономического развития, что составляет основополагающую проблему.

Бессмысленно ставить цель ликвидации дефицита бюджета в условиях сложившейся демонетизации экономики и наблюдаемого два года спада, до этого стагнации экономики. Нужно, наконец, вбить в голову другую установку, что предпринимаемые рестрикции усугубляют бюджетные, и что особенно важно - общеэкономические проблемы (бюджетные проблемы являются производной проблем развития экономики – с одной стороны, а, с другой, сами усугубляют эти проблемы).
Нужно искать совершенно иные подходы к бюджету. Когда-то была идея о бюджете развития, а теперь нужна идея о бюджете запуска роста. В России не подтверждается корреляция между наращением денежной массы и увеличением инфляции, а также дефицитом бюджета и инфляцией. Поэтому не надо во что бы то ни стало ликвидировать дефицит бюджета, считая 3% дефицит чуть ли не катастрофой и очень высоким дефицитом. У дефицита есть средства покрытия, которые правительство не использует: эмиссия, использование резервов (накопленные фонды – они как раз используются, но это не решает задач развития), деофшоризация, создание специальных стимулов (налогов, штрафов и т.д.), которые бы обеспечили пополнение бюджета и др. Но проблема в том, что не исполняются даже проектируемые бюджетные назначения или исполняются не должным образом – финансирование поступает в лучшем случае спустя полгода, в апреле-июне. Почему эта проблема раз и навсегда не может быть решена наконец? «Единая Россия» проявит же волю в решении задачи монетизации бюджета и исполнении назначений по его (всем!!!) статьям во время!

Таким образом, видим, как правительство загнало экономику и себя (своими клише и установками) в тупиковую ситуацию, обострив бюджетные проблемы. И правительство, как видится ситуация со стороны, прикрывает свои провалы, по сути, в области макроэкономической политики, различными действия, не желая, как видим, кардинально ничего изменять. Такая негибкость очень настораживает. Нужно менять смысловую нагрузку проектируемых макроэкономических воздействий на хозяйственную систему. Но нет аналитического управления и связи между подбираемыми инструментами и чувствительностью изменяемых параметров, на которые они призваны воздействовать. Правительство, на мой взгляд, не понимает проблемы чувствительности и действует, как слепой котенок, который «бросается, то в одно, то в другое дело», но утверждает, что прав и добился весомых успехов. При этом цена этих успехов, как правило, не обсуждается. В этом случае остается только пожелать, чтобы такая модель управления не привела к экономической катастрофе.

Конечно, в Думе просматриваются наметки к изменению подходов, выкристаллизовывается желание изменить ситуацию, но инертность, длительность омрачают данный процесс. Есть готовые подходы, которые можно применить. Когда в 1998 году после августовского кризиса Е.М.Примаков «заступил на страну», то он не имел времени на разбежку, прощупывание ситуации и дискуссий в Думе, ибо нужно было срочно готовить четкие и понятные распоряжения правительства. Но теперь правят другие люди, повторяющие одну и ту же мантру – инфляция 4%, сокращение дефицита бюджета и т.д. Однако такая политика перекрывает кислород экономической системе, которая разрушается и монополизируются. При Примакове инфляция была явно выше 4% и цели такой никто не ставил, но экономику сумели оздоровить, оживить, запустить самый высокий в Европе рост по темпу, хотя он и сыграл злую шутку с Россией, закрепив, по сути, сырьевую систему, упрочил её.

Если в правительстве РФ действительно хотят запустить рост, тогда возникает вопрос, зачем стремиться к 4% инфляции?! Ради чего? Этот параметр не является гарантией роста, даже наоборот, как следует из проводимого экономического анализа и эмпирических оценок. Такая политика проводится ради сохранения доходов спекулянтов и финансово-банковского сектора? Олигархи за счет относительно высокого процента и проводимой политики приумножают свое богатство, что подтверждается даже имеющимися данными об изменении доходов. Большая часть населения отстраняется от этого процесса. Плоды роста им не достаются! Да и в кризис бедные – нищают, богатые – обогащаются. Вот что должна изменить политика правительства. Тогда и возникнет новая модель роста – нужного большей части населения страны, а не возникающего за счёт этой части – в пользу меньшей части населения!

России необходим бюджет запуска роста, который, несмотря на дефицит, должен монетизироваться различными способами. Должны быть предложены меры по блокированию спекулянтов, урегулированию валютных рынков, стимулам работы банковской системы с реальным сектором (цель - формирование промышленно-банковского капитала, сегодня виды капитала – разорваны!). Нам нужна политика для народа, а не для финансовой олигархии. Вроде парадокс – финансовая олигархия не даст такой политике развернуться. Но иная политика – не имеет больших перспектив. Бюджет – это мощнейший центр макроэкономической политики. Если «Единая Россия» избрана народом, а не олигархами, то подтвердите это соответствующими действиями по изменению политики в пользу широких слоёв населения. В Конституции России не записано, что Россия - это олигархическое государство, наоборот, записано, что Россия – это социальное государство. Так соответствуйте этой записи или измените её, чтоб обеспечить соответствие формы и содержания. Не стоит прикрывать заботу об «олигархических кланах» заботой о народе – это разные вещи, да и разные политики! У Вас, господа, два варианта!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Олег Сухарев
Диссонанс между бизнесом и экономическим блоком правительства на Петербургском форуме
О настораживающих моментах завершившегося Петербургского международного экономического форума
21.06.2022
«Выборы в РАН 2022 года — всё то же самое!!!»
О пороках процедур голосования в РАН и проблемах развития Академии
13.06.2022
Один шаг вперёд – два назад
Как чиновники забалтывают свой же отказ от Болонской системы/процесса
02.06.2022
Рубль показал самую позитивную динамику в мире
О причинах укрепления российской валюты
30.05.2022
Первый удар мы выстояли, но за ним последуют более жесткие
Сейчас нам надо готовиться к следующим ударам и не заниматься шапкозакидательством
19.05.2022
Все статьи Олег Сухарев
Санкции против России
Стоит ожидать новых «цветных революций»
О планах США «разжечь огонь» в Средней Азии и ряде других регионов на постсоветском пространстве
26.06.2022
Зачем Китаю БРИКС вместо Большой семерки,
почему отстранен «русский» замминистра МИД?
25.06.2022
«Абрамовичу можно доверить защищать украинские интересы»
Давид Арахамия расхваливает российского олигарха
25.06.2022
За исполнением актисанкционных указов Путина нужен жесткий контроль
Во властных структурах России ведется очень напряженная и почти невидимая извне борьба по вопросам санкционной войны
25.06.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто двадцать второй
25.06.2022
Все статьи темы
SWIFT в России
«Мы собираемся просто развиваться»
По словам Владимира Путина, импортозамещение – не панацея от всех бед
26.05.2022
«Намерены кардинально повысить долю расчётов в национальных валютах в системе внешней торговли»
По словам Владимира Путина, отказ от ненадёжных, скомпрометировавших себя валют и юрисдикций – стратегическая задача с точки зрения финансовой, экономической безопасности нашей страны
14.04.2022
США хотят добиться дефолта России по внешним обязательствам
Если это произойдёт, то иностранным эмитентам долговых бумаг можно не выполнять своих обязательств перед российскими банками
14.04.2022
«Пора ввести жёсткое валютное правило»
Поступающие в Россию доллары и евро должны быть использованы на импортные закупки необходимых товаров или золота в течение не более месяца с момента зачисления
12.04.2022
Все статьи темы
Санкции Запада и ответ России
Стоит ожидать новых «цветных революций»
О планах США «разжечь огонь» в Средней Азии и ряде других регионов на постсоветском пространстве
26.06.2022
Зачем Китаю БРИКС вместо Большой семерки,
почему отстранен «русский» замминистра МИД?
25.06.2022
«Абрамовичу можно доверить защищать украинские интересы»
Давид Арахамия расхваливает российского олигарха
25.06.2022
За исполнением актисанкционных указов Путина нужен жесткий контроль
Во властных структурах России ведется очень напряженная и почти невидимая извне борьба по вопросам санкционной войны
25.06.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
День рождения Царевны-Мученицы Марии Николаевны
Новый комментарий от prot
26.06.2022 18:12
Адмирал Колчак: жизнь и смерть за Россию
Новый комментарий от Ладога
26.06.2022 15:20
Обращение к современным русским людям
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.06.2022 14:37
Капитализм как мирсистема: внутренняя сущность
Новый комментарий от С. Югов
26.06.2022 14:08
«Абрамовичу можно доверить защищать украинские интересы»
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.06.2022 13:51
Дезинтеграция СССР: проблема легитимности
Новый комментарий от С. Югов
26.06.2022 13:43