В славянских столицах

Участники Славянского хода посетили Чехию и Словакию

Филипп Лебедь 
0
12.07.2016 292

1Славянский ход пересёк Германию, земля которой издавна заселялась славянами и обильно полита славянской кровью; впереди были суверенные государства, народы которых освободились от германского владычества и влияния. Сегодня они являются частью другого глобального формирования – ЕС, и их отношения с Россией нельзя назвать братскими в полной мере, однако и на этот раз участники хода взывали к солидарности на почве корней, совместной борьбы с общим врагом и традиционных ценностей.

Прага встретила посланников из Москвы и Минска 2 июля. Как отметил О.А.Платонов, этот город всегда был центром славянства в Европе, его без преувеличения можно назвать самой красивой из их столиц. Он подтвердил свой статус после исторического съезда 1848 года, на котором было решено развивать международное славянское движение. В настоящее время оно переживает не лучшие времена. В Польше правительство не поддерживает его, отдельные активисты становятся жертвами репрессий, как агенты Москвы; в Германии национальное движение нейтрализуется через абсолютно лояльную государству верхушку, как в Баутцене. По мнению председателя Всеславянского союза, ни одна страна не поддерживает движение, опасаясь его потенциала, скрытого в идее единения славянского мира на почве общих ценностей, поскольку эти ценности противоречат эксплуататорской бездушной парадигме Западной цивилизации. Находящиеся на услужении этой системы политики думают о собственнном комфорте, но не национальном суверенитете и следующих поколениях своих соотечетвенников. Однако менталитет сохраняется, выпускаются монографии, исследования по славянскому вопросу, люди больше интересуются собственной идентичностью, и в перспективе вероятен переход на новое качаство. Как постановил глава делегации: «Мы едем, чтобы ускорить этот переход».

Игумен Кирилл (Сахаров) рассказал о религиозной картине Чехии.

Хотя чехи приняли крещение более чем на столетие раньше русских, в настоящий момент уровень веры в этой стране очень низкий. Христианство пришло на эту землю с греческого востока, но возобладал католицизм; затем за свой суверенитет, в том числе, религиозный, восстали гуситы, и один из учеников Яна Гуса тянулся к православию, но Реформация снова обратила Чехию на западный путь. Первый православный храм в Чехии открылся в 1870 году, и на сегодня существует около 200 приходов автокефальной православной церкви. Она развивалась в период существования государства Чехословакии, и после развала оного сумела сохранить единство. Этот факт, как подчёркивает отец Кирилл, подтверждает, что выстраивание линии «отдельное государство – отдельная церковь» ошибочно.

Примечательно, что Чешская автокефальная церковь стала полем неглавной борьбы между Московским патриархатом РПЦ и Константинополем, и, судя по участию во Всеправославном соборе на Крите, пока преобладает влияние последнего.

В те же дни отец Кирилл посетил службу в Соборе Кирилла и Мефодия и получил предложение от местного священника выступить с проповедью. В своём слове к пражским прихожанам он повторил тезис о том, что разделение некогда общего государства ещё не предполагает распада общей Церкви на несколько осколков. Это незамедлительно вызвало критику украинцев, также оказавшихся в храме. Они приняли в штыки позицию российского игумена, заявив, что Киев не нуждается в славянском единстве. Этот инцидент стал показательным на фоне того, то в силу определённых обстоятельств в маршрут Славянского хода дороги Украины не вошли.

В Российском центре науки и культуры состоялся торжественный вечер, в ходе которого с делегацией пообщались пражские деятели славянского движения и русские соотечественники, живущие в Чехии. Происходили обмен мнениями о международной ситуации и ознакомление с настроениями в обеих странах через российскую и чешскую прессу. Активист славянского движения Зденек Опатршил не забыл о том, сколько русские сделали для спасения столицы, отметив: «Когда американцы освобождали Прагу, они сбросили три бомбы, а русские делали это ценой своей жизни». Он же открыл вечер, рассказав аудитории о разных славянах, их нравах и различиях, и об объеденительной идее Славянского хода.

Затем началась музыкальная часть. Артист театра и кино Кирилл Хмелевский с радостью сообщил, что тепло и уют сопровождают его на протяжении хода. После песни «Журавли» он объявил минуту молчания в честь павших на поле боя. Историко-этнографический клуб и ансамбль «Белый камень» не только зажигательно отыграл традиционные казачьи распевы, но и поведал гостям вечера о происхождении некоторых песен, инструментов и древних корнях казачьего наряда. Произведения выдающихся русских классиков Рахманинова и Мусоргского исполнили пианистка Наталья Латифова и сопрано Диана Редкобайкина. Певица Ирина Леонова дополнила концерт рядом народных и патриотических песен, в том чсле «За Веру, Царя и Отечество». Публика осталась довольной.

Ещё одним важным пунктом стало посещение Слованского острова, во дворце которого проходил легендарный славянский съезд, мобилизовавший движение в XIX веке. В своём выступлении О.А.Платонов вспомнил более чем о 45 миллионов погибших в ходе Второй мировой войны славян и сказал, что тысячи километров пути отдаются болью, связанной с трагедией славянства, на которое так часто выпадали ущемление в правах и этноцид. Он считает необходимым донести итоги многовековой борьбы против славянских народов, культурный код которых базируется на таких понятиях, как добро, правда и справедливость. С одной стороны, это достоинство, но с другой – эти установки делают славянские народы уязвимыми перед более хитрым и циничным цивилизационным противником.

Встреча проводилась совместно с объединением мотоциклистов, среди которых присутствовали немцы и итальянцы. В своём обращении они извинились за преступления режимов своих стран перед славянами и призвали к дружбе и консолидации, а также поблагодарили русских на освобождение от фашизма.

После Праги Славянский ход добрался до поселения Микульчицы – бывшего центра Великой Моравии, где пересекаются пути и обычаи чехов, словаков, лужицких сербов и мораван. 4 июля на руинах древнего городица происходил сбор славянских организаций в споровождении Моравского хора в ярких национальных костюмах. Мораване сообщили, что гордо несут своё происхождение и уклад, сложившийся много веков назад. Олег Платонов высоко оценил стремление этого народа к сохранению лучшего, что есть у славян – как он сам обозначил, духовного и душевного. Он призвал всех стоять до конца за это бесценное наследие. После совместного выступления Моравского хора и российских артистов произошёл обмен подарками, а глава хода, согласно почётному обычаю, был приглашён к старосте Микульчиц, который оказал О.А.Платонову радушный приём.

Мораване издавна привыкли отстаивать национальную самобытность, и никакие попытки сделать их одной их разновидностью чешского народа не увенчались успехом. Они сохраняют собтвенные обычая, поверья, котсюмы и самомсознание. Недаром значимая для всех жителей региона история повествует, как во время битвы на Белой горе три века назад именно мораване сражались с австрийцами до последнего, а пражские чехи не смогли устоять и покинули поле боля. С этого события начинается период подчинения Чехии империей Габсбургов. После тёплой встречи в Микульчицах участники Славянского хода попрощались с мораванами и отправились в Словакию.

4 июля в Нитре открылся Международный славянский фестиваль «Славица», в ходе которого на одной из главных площадей старинного города выступали многочисленные музыкальные коллективы из Белорусиии, Болгарии, Сербии, России и других стран. Артисты делегации выступили на этой сцене и получили живой отклик. В частности, Ирина Леонова исполнила песню-компиляцию на нескольких славянских языках, тем самым обращаясь к единству и открытости со стороны российской культурной миссии. Особенно воодушевило публику аутентичное исполениние традиционных казачьих распевов от «Белого камня». В то же время под стенами древнего Града – метсного кремля – собирались исторические реконструкторы, различные воины, рыцари и барды вышагивали по мощёным улицам и площадям. Дух старины, верности заветам предков буквально окутывал надвратные башни и шпили храмов, и команда Василия Бутрова была на своём месте. После выступлений делегацию ожидал ещё ряд встреч и праздничных мероприятий, где представители разных народов, поколений, политических и религиозных взглядов искали взаимопонимания, как дети единых предков и ветви одного дерева. Русских артистов и активистов встречали с большим теплом.

А 6 июля Славянский ход уже в столице Словакии. На концерте в здании Российского культурно-научного центра в Братиславе снова состоялось общение всех заинтересованных в единстве, и всех желающих ждал концерт русских артистов, снова представивших образцы народной, эстрадной и патриотической музыки, на этот раз дополненной классической компонентой. Словакская столица была радушна и гостеприимна. Завершив здесь свою культурно-просветительскую миссию, Славянский ход с благодарностью покинул этй страну и тронулся в обратный путь. По традиции перед этим российско-белорусские гости посетили советское кладбище-мемориал в Славине, чтобы отдать долг памяти и почитания воинам Великой Отечественной войны.

Последней значимой остановкой оказался город Кобрин, где белорусские товарищи с братскими объятиями ждали участников хода. После небольшой экскурсии и посещения музея имени великого руссокго полководца А.В.Суворова делегация собралась на небольшой концерт и торжественную встречу с заместителем председателя горисполкома, в течение которой могла поделиться обищми наблюдениями по славянскому делу и перспективам его развития. По рекомендациям заинтересованной аудитории здесь же состоялась отдельная творческая встреча главы делегации и председателя Всеславянского союза Олега Платонова с читателями и единомышленниками.

Славянский ход завершает свой путь и постепенно приближается обратно к Москве, но организаторы этой многодневной акции убеждены, что это только начало наступательного движения ради общей памяти, единства и взаимности.

Филипп Лебедь
, журналист

1

Прага, Славянский остров

1

Микульчицы

1

Микульчицы. Белый камень и мораваны

1

Микульчицы. Памятник свв. Кириллу и Мефодию

1

Фестиваль в Нитре

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Филипп Лебедь
Казнь барона Унгерна. Век спустя
В сентябре 1921 года состоялся публичный суд над всеми носителями идеи монархии и аристократической традиции
17.09.2021
Сомнитеьный успех
Очередной памятник Царю-миротворцу вызывает, как минимум, смешанные чувства
26.06.2021
Для чтения, молитвы и понимания своей Родины
Православно-Державный календарь поможет русскому национальному возрождению
10.06.2021
Человек традиции в период упадка
Беседа с художником Борисом Ольшанским
27.04.2021
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от В.Р.
22.09.2021 18:50
Что-то запредельное происходит в России
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:30
«Маньяки стали "героями" нашего времени»
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:18
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Русский Сталинист
22.09.2021 18:06
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 17:52
Выход из тупика
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 17:29
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Hyuga
22.09.2021 17:07