Великорецкий Крестный ход – восхождение души

Подведение итогов паломничества на Великую 2016 года

0
722
Время на чтение 9 минут
1
«Великорецкий Крестный ход дает возможность оживить душу»
(Из напутственной проповеди на начало Крестного шествия)

Вернувшись из очередного Великорецкого Крестного хода, на расспросы друзей: «Ну, как сходили на этот раз?», неизменно отвечаю: «Этот раз был самый лучший: и тяжело, и чудесно!» Еще долго по возвращении домой в душе живет ликование благодатной радости, дарованной святителем Николаем за труды и пережитые испытания на пути к святым берегам реки Великой.

На последующие вопросы: «Как погода? Как ноги?» ответы каждый раз отличаются - чего только не приключалось с нами за эти годы: и жара, и пыль, и снег, и дождь, и град, и клещи, и мозоли, но, вновь оканчивая Крестный ход, благодаришь Николая Угодника за милость, что позволил нам, глотая пыль, обливаясь потом, трясясь от холода, хлюпая по лужам, потрудить свои ноги и спины во славу Божию.

Необычайность великорецкого паломничества, на шесть дней вырывающего тебя из привычной бытовой круговерти и отдающего в полное распоряжение стихии, в непрестанное молитвенное упование на помощь Господа, такова, что невольно напрашивается сравнение с морем. В это Великорецкое чудо-море вливаются людские реки, в его глубинах протекают разнообразные течения – ведь каждый по-своему осмысляет свое участие в Крестном ходе, а живительная влага – молитва – достигает небесной Руси, питает и орошает ее райские земли.

Молитва в Крестном ходе и впрямь особенная, в ней больше сосредоточенности, сердечного призыва. Мы, например, на каждом переходе поем Акафист святителю Николаю, от его знакомых слов рождается чувство умиления и близости святого, как будто он бредет рядышком. Некоторые паломники распевают на «два лика» - мужской и женский: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных». Часто можно встретить священника, идущего в плотном окружении паломников, на ходу читающего вслух последование молебна или евангельские чтения - слова Священного Писания не дают мыслям рассеяться, укрепляют волю.

Но чаще всего, обгоняя по одиночке бредущих крестоходцев, слышишь шепот: «Господи, помилуй!» Помилуй, дай силы дойти до привала, взобраться в эту горку, помоги не оскользнуться на этих бревнах. И так весь долгий путь: сначала молитва, а в ответ даются силы сделать шаг.

До глубины души поразила встреченная в этом Крестном ходе семья: папа, мама, сын - подросток и дочь - дошкольница. Дух захватило от глубины любви и веры, явленной в этих людях, смиренно несущих тяжелый крест болезни сына. У мальчика, очевидно, ДЦП, он плохо владеет ногами, и такое ощущение, что все его тело расслаблено. И вот этот ребенок, ростом уже с папу и маму, шел весь Крестный ход своими ногами, поддерживаемый родителями. Вы представляете, какой это был невероятный труд?

Какую-то часть пути папа и мама буквально тащили сына на себе, потому что у того постоянно подкашивались ноги, и он распластывался по дороге. Родители поднимали мальчика, и, обняв с двух сторон, вновь помогали ему идти самому. Сделав пять или десять шагов, ребенок опять запинался, повисал на родителях, бессильно волоча ноги, а те, при помощи перевитых между ними ремней, вновь подтягивали сына вверх, помогая встать. Через минуту все по новой. При этом мама и папа не ворчали, не сетовали, пели вполголоса иисусову молитву, а шагавшая позади дочка им подпевала.

Эта четверка несколько раз встречалась нам в протяжении всего хода, и во время одной из остановок мне захотелось подойти к ним, чтобы выразить благодарность. Женщина, надевавшая на себя ремни для поддержки сына, в ответ подняла лучистые глаза и таким нежным и спокойным голосом спросила: «За что?», что я смогла только выдохнуть: «За пример» и отойти, ошеломленная любовью, которой были исполнены ее взгляд и голос. Уверена, что Господь услышит молитвы этой семьи, пошлет им Свою чудесную помощь.

Для верующего человека чудо – свидетельство действия Божьей воли и важно уметь разглядеть его в обыденной жизни, чтобы благоговеть перед проявлениями Божественной любви. В Крестном ходе «концентрация чудес» особенно высока, тут самый воздух, кажется, ими пропитан. Любой паломник может поведать о том, что стало чудом для него. С моей знакомой в этом Крестном ходе также произошла история, ставшая свидетельством промысла Божьего. Она живет в Вятке, по профессии психолог, но не стану называть ее настоящего имени, пусть для читателей она будет Светланой.

В прошлом году Светлана впервые прошла Крестным ходом вместе с компанией своих друзей, а ныне так случилось, что друзья пойти не смогли, и она решила отправиться самостоятельно, но в планы входил только первый день паломничества. Мы встретились на привале в слободе Макарье, и Светлана рассказала о своих сомнениях. Ей, человеку городскому, привыкшему к комфорту, казалось, что сил у нее недостаточно, чтобы пройти весь путь одной, но идти все же хотелось. Рассчитывая на один день, она не взяла с собой нужного обмундирования, из вещей при ней была только пенка, из верхней одежды - ветровка. Но, попав в среду крестоходцев, проникаясь духом Крестного шествия, Света ощутила горячее желание продолжить молитвенный путь. «Дойду до Бобина, там решу, как быть», - сказала она мне, покидая привал.

Следующая наша случайная встреча произошла уже в Мурыгино, на месте последней ночевки. Светлана окликнула меня, и я не сразу ее узнала: в незнакомой одежде, в дождевике и вязаной шапке, с загорелым, как у всех крестоходцев, лицом, она сияла на меня счастливыми глазами: «Я прошла, я все прошла! Люди делились со мной, все нужное подарили! Это чудо, как мне помогал Господь!»

Оказывается, в Бобино, когда Светлана хотела было уйти, она случайно встретила двоюродного брата, с которым год не виделась. Тот поддержал ее в намерении идти дальше и подарил свой спальник. Когда через день погода похолодала, кто-то из паломников подарил мерзнувшей Свете не по размеру большой, но теплый свитер, кто-то – вязаную шапку, а после Великорецкого пошел дождь, и кто-то отдал ей дождевик. Света вспоминала, как девять часов топала под холодным ливнем в босоножках на голую ногу, как окоченела и мечтала, скользя в глиняном месиве на подъеме к Медянам, погреться и глотнуть горячего чаю.

В Медянах совершенно случайно попала в дом, где согрелась, высохла, где ей подсказали закутать ноги в полиэтиленовые пакеты, подарили теплые носки и накормили горячей едой. Рассказывая о своих приключениях и «случайных» встречах, Света так и светилась радостью, свидетельствуя о чуде явной помощи святителя Николая - капитана корабля, на котором крестоходцы переплывают Великорецкое чудо-море.

Чудесной могу назвать нашу встречу с епископом Уржумским и Омутнинским Леонидом. Владыка поддерживает связи с прихожанами петербургского Успенского подворья Оптиной пустыни, где служил до поставления во епископа. Как и в прошлом году, он шел с Крестным ходом до Макарья и приехал на праздничные богослужения в Великорецкое, где мы и созвонились. Пытались договориться о встрече, но место и время согласовать не получилось, поэтому лишь повздыхали о том, что хотелось бы повидаться.

Вечером в Великорецком, накануне праздника, мы с друзьями-питерцами направились в один гостеприимный дом, хозяева которого пригласили нас помыться в теплице, за отсутствием у них бани. Безо всяких удобств, но зато теплой водой. Тот, кто пылился и жарился на солнце несколько дней, знает, какое это удовольствие – ведро горячей воды! Как мы благодарны хозяевам за эту возможность!

И вот, пробираясь незнакомыми тропами через окрестные поля, мы вдруг сталкиваемся в густеющих сумерках с человеком в монашеском одеянии, который оказывается… епископом Леонидом. Обрадовались и удивились все. Владыка задержался в Великорецком, прогуливался, любовался красотой заката и набирал на телефоне наши номера, но мобильная сеть не работала. Встретиться, не сговариваясь, вдалеке от людной улицы, в поле, на неприметной тропинке, в потемках – более точного места выбрать было невозможно!

Конечно, мы поделились своими впечатлениями от пути, а владыка рассказал о своих. Обсудили, что в этом году количество крестоходцев, вышедших из города по старому мосту, по подсчетам полиции меньше, чем в предыдущий год. Связывали это с тем, что Крестный ход выпал на рабочие дни и многие смогли приехать только к празднику на Великую. Согласились, что гнаться за увеличением «отчетного количества крестоходцев», как стало принято в кировских СМИ – нехорошо. Возрастающая доля коммерческой составляющей, представленной на ярмарке в Великорецком, тоже огорчает.

«Коммерция – шелуха, она не поглотит сам Крестный ход. Главное не то, чтобы количество крестоходцев увеличивалось, а то, чтобы количество не участвующих в Крестном ходу уменьшалось», - заметил владыка Леонид, напомнив, как Вятка провожала крестоходцев на этот раз, сколько народу высыпало на улицы. Всем запомнилась стройка на проспекте Ленина, рабочие которой, прекратив на время прохождения колонны работу, стояли на стенах, провожая паломников.

Еще одним чудом для меня стала Божественная литургия в Горохово. Преобразившийся храм, вокруг которого вырос комплекс зданий, встретил крестоходцев величавой статуей святителя Николая. По задумке тех, кто ее устанавливал, святитель обращен к паломникам, входящим в Горохово, благословляя их. Искусный скульптор изобразил святого точно так, как видится сердцу верующего человека, так и хочется прошептать угоднику Божьему: «Отче Николае, здравствуй!»

В этом году Литургия в Казанском храме в Горохово при вхождении Великорецкого Крестного хода служилась второй раз. Я помню этот храм еще разбитым, в руинах, а сейчас он как сон наяву – белоснежный красавец с великолепным внутренним убранством, позолотой иконостаса и высоким сводом купола, внутри небесно-голубого. Богослужение здесь, на месте, некогда оскверненном людьми, потерявшими страх Божий, и преображенном другими людьми, откликнувшимися на призыв Господа, переживается по-особенному обостренно.

Литургию сослужили четыре священника, один из которых обратился к народу с пастырским словом, пришедшимся мне по сердцу. Он говорил, что христианину нужно молиться о том, чтобы отверзлись его духовные очи, дабы увидеть Божий промысл и уразуметь, чем можно послужить Богу.

«Горохово – пример того, что смогли сделать простые парни, не министры, не финансисты, а обычные труженики, положившие на сердце восстановить святыню, – сказал батюшка. – Они не сидели, ожидая, пока государство даст им денег. С молитвой они принялись ремонтировать храм сами, бескорыстно отдавая на это великое дело то, что у них было – время, мастерство и силы. Это уже потом к ребятам подтянулись люди, имеющие средства, после того, как увидели их ревность, решимость возродить церковь. Горохово – пример пути русской души, самоотдачи, труда и упования на Божью помощь».

Запомнились слова священника о том, что в Великорецком Крестном ходе проявляется сокровище, хранящееся в русском народе – соборность. Здесь идут совершенно разные люди: министры и крестьяне, больные и здоровые - все объединены молением к Богу, к святителю Николаю. А мне подумалось, что Крестный ход на Великую являет собой соборность и во времени: наши современники идут по стопам предков, вместе с ними выполняя обетное слово. А еще в Крестном ходе открывается соборность совместного делания тех, кто сам идет по дорогам Вятского края и тех, кто готовит паломникам кров и пищу, выходит встречать, угощает водой и квасом, молится за них в других городах, не имея возможности в этом году приехать в Вятку.

Мне видится соборность в совместном духовном и физическом труде, переживание которых в Крестном ходе во многом подвигает нас вновь и вновь идти на Великую. В пути рождается ощущение единого, могучего духом народа и единения в любви к Господу. Запомнилось, как митрополит Вятский и Слободской Марк прощался с паломниками на молебне по возвращении чудотворного образа святителя Николая в Трифонов монастырь.

«Мы все трудились, в меру сил, с молитвой преодолевая путь с Великорецкой иконой, чтобы хоть немного приблизиться к Царствию Небесному. Мы вместе терпели жару и холод, вместе… любовались красотами Медянского бора», - эти слова митрополита были встречены одобрительным смехом паломников, потому что дорога от Великорецкого к Медянам стала серьезным испытанием этого года – дождем, холодом и скользкой грязью проверялись путники на прочность. В том, что глава Вятской епархии честно разделил труд Крестного шествия вместе со своей паствой, также проявляется соборность.

И еще одну чудесную особенность великорецкого пути хочу отметить напоследок. Дороги, которыми проходит Крестный ход, почему-то по большей части идут вверх, на подъем. Выходят паломники из Вятки и идут все в гору, в гору. Такое впечатление, что Великорецкое расположено гораздо выше Вятки над уровнем моря. Но самое удивительное, что и на обратном пути дорога не опускается вниз, а опять карабкается в гору! Уже шествуя по городу крестоходцам приходится подниматься все выше и выше. Вот уж действительно, Великорецкий Крестный ход – восхождение ввысь, восхождение души.

Анна Бархатова, корреспондент Русской народной линии
1
1
1
1
1
1
1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Бархатова
Великорецкий бессмертный крестный ход!
Впечатления паломницы
15.06.2022
«Театр и сказка помогают сделать шаг к исцелению»
О чудесном проекте кукольного театра «Виноград» - «Сказка учит — сказка лечит» для детей с особенностями развития и их родителей
31.12.2021
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Все статьи Анна Бархатова
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14