Апостол Фома – покровитель истинно верующих христиан

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Антипасху

Протоиерей Александр Шаргунов 
0
07.05.2016 493
Христос воскресе!

«Блаженны не видевшие и уверовавшие», — говорит Христос. Но разве не Он говорил: «Если не увидите, не уверуете»? Не легче ли уверовать, увидев собственными глазами воскресшего Христа, прикоснувшись к Его ранам на руках и вложив руку в прободенное ребро? Почему апостолам дано было видеть Христа, а нам не дано? Почему мы лишены возможности быть свидетелями Его присутствия и Его видимой победы? Почему мы должны ждать до последнего часа, пока не уверимся ощутимо в Его торжестве над смертью? Почему надо ждать до конца, чтобы увидеть, что это не конец? Господи, если бы мне дано было увидеть Тебя и прикоснуться хотя бы немного, совсем немного к Твоим ранам! И сколь многие почти с угрозой говорят: «Если я не увижу Его, не прикоснусь к Нему — не поверю».

Наверное, большинство в Церкви, как это было среди апостолов, знают бесконечную радость верить в воскресшего Христа, не видя Его. Но есть среди нас всегда и такие, о ком в народе говорят «Фома неверующий». Господь знает, что такие вопросы будут возникать до скончания мира. И Своим уверением Фомы Он как бы предупреждает все наши вопросы и дает на них единственный ответ.

Церковь говорит нам сегодня, что на самом деле апостол Фома — покровитель истинно верующих христиан. «Христос посреди нас», — приветствуют священники друг друга от имени всех молящихся за Божественной литургией. Но здесь Его присутствие иное. Он больше присутствует среди тех, кто причастен всем дарам Пятидесятницы, чем тогда. И обетование, которое Он дает нам — больше.

Но только вера может узнать Христа. Наши глаза не могут Его увидеть, наши руки не могут Его коснуться. После сорока дней Пасхи Христос не покажет себя более глазам тех, кто соберется, чтобы праздновать Его победу над смертью и быть причастниками Его Воскресения. Или, если выразиться точнее, Он явит Себя снова, но это будет под видом этого Хлеба ломимого и этой Крови, изливаемой во оставление грехов, которые говорят так же ясно, как раны на Его руках или прободенное Его ребро. Мы знаем, что Он пришел к нам для того, чтобы отдать Себя нам, умереть за нас. Когда священник во время Евхаристического канона благословляет крестным знамением Чашу с вином и Агнец на дискосе, когда во время причащения он держит в своей ладони Небесный Хлеб, он может так же, как Фома в тот час явления Христа воскресшего, узнать истинного Бога своего. Он, подобно Фоме, касается своей рукой распятого Господа, принявшего смерть за всех живущих на земле. И это происходит со всеми, кто молится за литургией и причащается святых Христовых Таин. Ибо Христос, отдающий Себя нам, являясь во всем Своем смирении, облечен Божественной славой в Духе Святом. И теперь Он обращается только к нашей вере, чтобы мы узнали Его и приняли Его.

В течение всего богослужения, когда совершается таинство Тела и Крови Христовых, Он говорит с нами. Вся Божественная литургия — это вхождение воскресшего Христа дверями затворенными в глубины нашей сокровенной жизни, которые так часто бывают закрытыми («Двери, двери, премудростию вонмем», — восклицает от нашего имени священнослужитель). Господь говорит слово, которое не прейдет никогда. «Небо и земля прейдут, слова же Его не прейдут». Слово, которое делает нас вовеки живыми. Слово истины, в котором заключена жизнь вечная и которое поэтому более реально, более подлинно, чем все внешние видения и чудеса. И Он дает нам понять, почему, не видя Его, мы блаженны, веруя в Него.

Принесем похвалу нашему близнецу по неверию — Фоме. Как откровенно, как ясно, как прямо он говорит: «Я не верю, и я не поверю, пока не коснусь Его». Прежде чем придти к вере, надо вывести на свет Божий все наше неверие. Прежде чем предстать перед пасхальным светом, надо выйти из мрака всех наших сомнений и отречений от Него нашими грехами. Прежде чем однажды произнести, воспеть со всей Церковью за литургией «Верую», надо придти на исповедь и перед Крестом и Евангелием покаяться в своем неверии. Надо умертвить все наши колебания, всякую неопределенность в нашей вере. То что, может быть, более всего мешает многим из нас придти к подлинной, глубокой вере — это нераскаянность в нашем неверии. Это пребывание в приблизительности, в теплохладности, в том, что преподобный Серафим Саровский называет отсутствием решимости. И в отсутствии смелости признаться в этом себе и покаяться перед Богом. Ибо вера подлинная, великая — та, что движет горами и может отвалить камень от двери гроба, — это такая вера, которая прежде чем радостно воскреснуть из гроба, сознает смиренно, что она в нем заключена.

Если по дару Христа Духом Святым, за сердце сокрушенное и смиренное, за неложное наше покаяние мы обретем внезапно веру, это не будет плохо усвоенной верой других. Это будет наша вера. Может быть, крошечная, как горчичное зерно, но это будет наша вера. И только такая вера может воскликнуть со страхом и трепетом, и радостью: «Господь мой и Бог мой!»

Вера — это не то, что мы получили однажды в Церкви как богатое наследство, чтобы устроиться раз и навсегда в вечной жизни. Нет, за нее нужно бороться, она — сражение, и она не может быть подлинной, если перестает быть сражением. Вера — путь, которому нет конца, и мы должны идти, преодолевая усталость и все преграды. Каждый день с самого утра, побеждая все сомнения, всякое неверие. Потому что всякий грех есть неверие, и все, что не по вере, есть грех. Чтобы верностью Христу и нам быть свидетелями пасхального света в Апостольской Церкви: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — говорит каждому верующему в Воскресение Христово Господь.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Протоиерей Александр Шаргунов
Первый луч подлинной радости
Слово на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
21.09.2021
Во свете открывается тьма
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
17.09.2021
Осень сейчас, а мы будем говорить о весне
Слово в день церковного новолетия
14.09.2021
Молитва Предтечи
Слово в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
11.09.2021
Личное благочестие неотделимо от судьбы Церкви и Отечества
Слово в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери
08.09.2021
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от В.Р.
22.09.2021 18:50
Что-то запредельное происходит в России
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:30
«Маньяки стали "героями" нашего времени»
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:18
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Русский Сталинист
22.09.2021 18:06
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 17:52
Выход из тупика
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 17:29
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Hyuga
22.09.2021 17:07