По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенным им в ходе торжественных мероприятий, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и празднованию Дня Крещения Руси, жизнь Бориса и Глеба — это яркое историческое свидетельство перемен, произошедших в результате цивилизационного выбора их отца, великого князя Владимира, пример «слома старых ценностей и обретения новых».
«Казалось бы, они должны были силой отвоевывать Киевский престол у своего брата или же, зная, что тот способен на братоубийство, мечом защитить себя. Однако они становятся нашими первыми русскими святыми, отказавшись поднять меч на брата, и получают наименование “страстотерпцы”», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви в проповеди после Литургии в храме Христа Спасителя в День Крещения Руси, сообщает Синодальный информационный отдел.
«Даже столкнувшись лицом к лицу с посланной против них дружиной, они не обнажают меча, а склоняют в смирении главу перед волей Божией и погибают, свидетельствуя о жизненной силе того духовного и нравственного идеала, который вошел в них и во многих через крещение Владимира, через Крещение Руси», — продолжил он.
Ранее, подчеркивая мученический подвиг князей Бориса и Глеба, Патриарх Кирилл также отметил, что «перед лицом самого страшного, что может быть, — перед лицом смерти эти люди остались верны заповедям Христовым».
«Они ничем не посрамили своего христианского призвания — ни злобой, ни гневом, ни чем иным, что естественно проявляется в человеке перед лицом смертельной опасности», — сказал Святейший Патриарх после окончания богослужения в Борисоглебском Аносином ставропигиальном женском монастыре.
В рамках торжеств в честь мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба уже анонсированы памятные мероприятия, которые пройдут в Воронежской, Вятской, Тверской и других епархиях Русской Православной Церкви.
Кончина великого князя Владимира в 1015 году открыла между его сыновьями борьбу за великое княжение. Киевский престол силой занял один из старших сыновей Владимира — Святополк. Его младший брат Борис (в крещении Роман), несмотря на предложение дружины свергнуть единокровного брата и самому править в Киеве, отказался вести войну против Святополка, признав его старшинство. Святополк, тем не менее, опасаясь удара со стороны Бориса, подослал к нему убийц, лицемерно предложив союз. Борис, узнав, что ему грозит мученическая смерть, не оказал сопротивления убийцам, стремясь уподобиться Христу в кротком перенесении страданий и не желая восставать на брата. Подосланные Святополком воины пронзили Бориса копьями.
Расправившись с Борисом, Святополк замыслил убийство другого своего младшего брата — Глеба (в крещении Давид). Понимая, что и он станет жертвой междоусобицы, Глеб оплакал кончину Бориса и молился о том, чтобы и самому погибнуть, но не совершать братоубийства. Дружина Святополка зарезала Глеба.
Почитание святых братьев, которые предпочли умереть, но не идти против совести, началось вскоре после восшествия на киевский великокняжеский престол Ярослава Мудрого. В 1019 году мощи Глеба, обретенные благодаря чудесному явлению, были торжественно перенесены в Вышгород и погребены рядом с мощами его брата Бориса. В 1026 году был освящен первый Борисоглебский храм, построенный князем Ярославом над местом погребения своих братьев.
Память святых благоверных князей Бориса и Глеба празднуется Русской Православной Церковью дважды в год: 2 / 15 мая и 24 июля / 6 августа.
Тропарь, глас 2:
Правдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же, радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти// и сыновом Российским спастися.
Кондак, глас 3:
Возсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем, притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.