В целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования Президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении Федеральной службы по тарифам (ФСТ) к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), сообщает РИА Новости. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев предложил влить ФСТ в Федеральную антимонопольную службу, оставив главой последней Игоря Артемьева. Президент согласился с этой инициативой. Процедура присоединения ФСТ к ФАС может занять несколько месяцев.
Прокомментировать это решение мы попросили известного экономиста и консультанта Владислава Жуковского.
Я думаю, все читатели прекрасно помнят административную реформу начала 2000-х годов, которая делалась под соусом сокращения количества чиновников, повышения уровня оклада труда, повышения их ответственности, компетенции и эффективности их работы, по направлению деятельности всего правительства для достижения общих целей долгосрочного социально-экономического развития. Результаты, к которым привела эта административная реформа, оказались полностью противоположными. Коррупция меньше не стала, масштабы административных барьеров не снизились, наоборот, только выросли. Количество чиновников выросло по разным оценкам чуть ли не в полтора раза. Никакой скоординированности, слаженности действий между министерствами и ведомствами нет, по причине того, что нет единого плана долгосрочного социально-экономического и научно-технического развития России, нет системы долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования, контроля.
Все эти административные реформы, изменения названий министерств и ведомств, распределения полномочий и функций, с моей точки зрения, просто переливание из пустого в порожнее, перекладывание из одного кармана в другой. При перемене мест слагаемых сумма не меняется, а на самом деле, положение может стать еще хуже. Может начаться очередная неразбериха, новая борьба за функции и полномочия, новый передел портфелей, сфер влияний. Понятное дело, что тарифное регулирование является очень лакомой сферой. Там вращаются не просто миллиарды, а сотни миллиардов рублей ежегодно, существуют колоссальные административные ресурсы со службами, очень серьезными связями с нашими монополиями, начиная от «Газпрома» и «Россетей» и заканчивая всеми остальными квазиестественными монополиями, в том числе РЖД. Поэтому, здесь все зависит от государства, от качества чиновников, от того, насколько их работа скоординирована.
Здравый смысл, конечно, в этом слиянии есть, поскольку антимонопольная служба и тарифное регулирование должны быть, как минимум, не разъединены великой китайской стеной, как это сегодня происходит, когда оба ведомства вообще не могут согласовать между собой свои позиции и свои видения за развитием отрасли естественных монополий. Они должны быть едины, под одной крышей. Другое дело, что те люди, которые там сегодня занимаются руководством, должны понимать, что естественные монополии должны служить интересам всей России в целом, всей российской экономике, ее реальному сектору, агропромышленному комплексу, а не являться какой-то самодостаточный ценностью, существующей лишь для извлечения сверхприбылей.
Между тем, кадры, которые сегодня там сидят, это идейные наследники Гайдара, которые проводят политику, списанную с рекомендаций Международного валютного фонда и Банка международных расчетов, и живущие в теоретизированных, абсолютно абстрактных моделях, оторванных от реальности, занимаясь откровенной схоластикой.
Но в целом, решение Президента правильное, нужное. Другое дело, что его нужно было принять не вчера, не позавчера, а в начале 2000-х годов. Об этом много говорили. Но мы видим, что по-прежнему руководство страны не готово на серьезные системные решения, радикальный отказ от той макроэкономической политики, той системы регулирования, которая существует. Оно пытается реагировать не «проактивно», то есть, предвидя негативные тенденции и перекосы, а реагирует «по факту», как собака Павлова.
Когда стало понятно, что в этой отрасли наблюдается провал, и тарифы естественных монополий за 15 лет выросли в среднем в 12‒13 раз, а по некоторым направлениям, как, скажем, коммунальное хозяйство, электроэнергии, газа в 15‒17 раз, они решили немного поменять портфели чиновников и их полномочия. Но пока у нас нет стимулирующей научно-обоснованной денежно-кредитной, налогово-бюджетной, тарифной политики, существенных изменений ждать не приходится. Пока же все получается, как в басне Крылова: как этих музыкантов не сажай, квартета не получается, так как каждый ведет свою игру, каждый играет свою музыку в интересах разных групп влияния, разных олигархов. Поэтому я опасаюсь, что, к сожалению, никакого эффекта от этого решения не будет.
5. Re: Владислав Жуковский: «В целом, решение Президента правильное»
4. Re: Владислав Жуковский: «В целом, решение Президента правильное»
3. Re: Владислав Жуковский: «В целом, решение Президента правильное»
2. Re: Владислав Жуковский: «В целом, решение Президента правильное»
1. Вопрос прост