Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса о том, как россияне характеризуют человека-консерватора и в чем видят основные преимущества и недостатки консервативного образа жизни.
По данным социологов, четкого образа «консерватора» в нашем обществе пока не сформировалось. В представлении россиян, с человеком консервативных взглядов ассоциируются с одной стороны верность традициям (13%), надежность, стабильность и ответственность (6%), с другой - неразвитость (8%) и боязнь перемен (8%). А более трети опрошенных (40%) вовсе затруднились дать какое-либо определение понятию «консерватор».
17% россиян убеждены, что консервативные взгляды дают множество преимуществ, прежде всего, являются залогом постоянства и определенности в жизни. Респонденты с высшим образованием (24%) и высоким достатком (23%), жители крупных городов (26%) придерживаются данной точки зрения чаще, нежели малообразованные (5%), с плохим материальным положением (10%), селяне (13%). Кроме того, по словам опрошенных, люди подобного склада чтят устои и традиции (7%), ведут размеренный образ жизни (3%), являются людьми надежными (2%) и осмотрительными (2%).
Главным недостатком людей, придерживающихся консервативных взглядов, респонденты назвали медленное развитие и продвижение вперед или его полное отсутствие (18%). Также людям консервативного склада склонны приписывать неприятие нововведений (7%), ограниченность во взглядах (5%), отставание от хода жизни (3%) и упрямство (2%).
Прокомментировать данные ВЦИОМ мы попросили петербургского политолога, автора ряда работ по истории русского консерватизма, д.ф.н., профессора Сергея Лебедева:
В силу многих исторических обстоятельств в России до сих пор нет четкого понимания консерватизма. Это наследие еще XIX века, когда наши отечественные либералы и радикалы обзывали консерваторами своих противников, а себя считали исключительно передовыми борцами за все прогрессивное. Эта тенденция сохранилась и в советские годы, когда консерваторы подавались как какие-то мрачные, злобные маньяки. Когда же советская система была сокрушена, то консерваторами обзывали сторонников советских традиций. В результате, не приходится удивляться, что большинство людей не имеет какого-либо внятного представления о консерватизме.
Положение усложняется тем, что консерватизму действительно сложно дать четкое, единое определение. В свое время Константин Леонтьев заметил, что либерализм в любой стране одинаковый, а охранительство, то есть консерватизм, в каждой стране свое собственное. То есть консерватизм, защищая традиции, в каждой стране и в каждую историческую эпоху, делает это по-своему. Еще одна особенность заключается в том, что многие путают идейный консерватизм со стремлением сохранить свои привычки и устоявшиеся вкусы, то есть рассматривают консерватизм исключительно как свойства темперамента. Многие воспринимают консерватизм как реакцию на какие-то новшества, которые неизвестны, которые порождают тревогу и вызывают стремление вернуться к старому доброму, проверенному временем порядку. Но мало кто рассматривает консерватизм как философскую систему.
Между тем, консерватизм вовсе не противоречит прогрессу, скорее наоборот. Консерваторы более эффективные реформаторы. Только они исходят из того, что несовершенные люди не могут создать совершенного общества, поэтому надо улучшать имеющееся, а не создавать новое.
При этом, консерватизм - это не столько идеология или доктрина, в которой все прописано по пунктам, как в либерализме или марксизме, а, скорее, склонность к проведению определенной политики, которая базируется на защите фундаментальных ценностей. Причем ценности в каждой стране свои. Среди этих ценностей, во-первых, следует назвать следование традициям - традиционализм, есть тут и пессимизм - то, что надо улучшать имеющееся, а не создавать новое. Кроме того, консерватизм не отрицает и свободы, но если либералы борются за свободу «от»: от государственного принуждения, от церкви, от традиций, то консерваторы борются за свободу «для»: человек должен быть свободен для того, чтобы выполнять свои обязанности на благо общества. И совершенно неверно мнение, что консерваторы, защищая фундаментальные ценности и оставаясь верными традициям историческому пути развития, намерены все «заморозить».
Если мы обратимся к истории, то увидим, что самые удачливые, самые эффективные преобразователи - именно консерваторы. И причина, почему они были удачливыми преобразователями, в принципе понятна. Они вдохновляются, когда занимаются преобразованиями, не отвлеченными умозрительными теориями, а исходят из здравого смысла консерватизма, суть которого заключается в том, что в обществе есть кризисные моменты, которые надо решать, исходя из исторического опыта страны. При этом они, будучи реалистами, вовсе не считают, что моментально наступит светлое будущее.
Но в современной России властные элиты, как правило, имеют о консерватизме такое же представление, как и подавляющее большинство обывателей. Поэтому и получается так, что некоторые убежденные идейные консерваторы даже не знают о том, что они консерваторы. А те, кто к консерватизму не имеют никакого отношения, провозглашают себя консерваторами, хотя весь их «консерватизм» заключается исключительно в том, чтобы сохранить за собой награбленное в 1990-е. Консерватизм нашей стране жизненно необходим, но без таких «консерваторов», которые у нас сейчас есть. В настоящее время консервативная революция уже происходит и здоровая консервативная волна в нашей стране существует. Консервативная волна сейчас в России - это данность. Владимир Путин, кем бы его ни считали, действительно проводит вполне здоровую консервативную политику. И в данном случае не так уж и важно - отдает ли он отчет в том, что его политика близка консерватизму, или нет. Думаю, что будущие историки найдут соответствующую терминологию для обозначения нашего исторического периода.
21. Наука - самый здоровый консерватор.
20. Ответ на 19., Андрей Карпов:
19. Ответ на 16., Орик:
18. Ответ на 15., Наблюдатель.:
17. Ответ на 15., Наблюдатель.:
16. Ответ на 14., Андрей Карпов:
15. Ответ на 13., Орик:
14. Ответ на 13., Орик:
13. Ответ на 12., Наблюдатель.:
12. Ответ на 10., Орик: