Болгарский царь и бывший премьер-министр страны Симеон Саксен-Кобург-Готский обратился к Болгарскому Патриарху Неофиту с просьбой отменить синодальное решение о возобновлении его поминовения как царя болгар во время совершения церковных служб, чтобы избежать осуждения со стороны части болгарского общества, передает Седмица.ру со ссылкой на официальный сайт Болгарской Православной Церкви.
Напомним, что 29 апреля 2015 г. Синод Болгарской Православной Церкви по предложению митрополита Пловдивского Николая единогласно принял решение: при совершении общественных и частных Богослужений поминать имя Симеона ІІ, царя болгар.
Это решение Синода вызвало бурную дискуссию в болгарском обществе. Многие заявили, что Симеон хотя и является признанным наследником Болгарского трона, но не может поминаться на Богослужении, так как в настоящее время в Болгарии не монархический строй правления. Некоторые увидели в этом решении политический подтекст — желание царя Симеона вернуться в болгарскую политику и стремление Болгарского Синода способствовать возрождению монархического строя в стране.
Доктор богословия Марин Стоядинов, мнение которого опубликовал интернет-сайт «Двери Православия» считает, что подобное решение Синод мог принимать только после широкого общественного обсуждения и с согласия самого царя Симеона. К тому же, по его мнению, непонятно, почему это решение было принято именно сейчас, когда более логичным оно выглядело бы в конце 1989 г., при смене государственного строя в Болгарии.
Отдельно обсуждался вопрос о том, какой характер имеет это решение для священнослужителей Болгарской Православной Церкви — рекомендательный или обязательный. Из текста, опубликованного на официальном сайте Болгарской Патриархии, создается впечатление, что это решение распространяется на всех священнослужителей, независимо от их взглядов на монархию и деятельность царя Симеона. На своей странице в Фейсбуке митрополит Русенский Наум сообщил, что это решение имеет рекомендательный характер.
В результате царь Симеон направил на имя Патриарха Болгарского Неофита и Синода Болгарской Православной Церкви послание, в котором попросил молиться за него так же, как и раньше «в сердце своем». «Выражаю сыновью благодарность Святому Синоду Болгарской Православной Церкви за единодушно принятое решение восстановить древнюю традицию поминания во время святой Божественной Литургии, а также за то, что я был удостоен ордена Святого Иоанна Рыльского Чудотворца», - пишет царь.
«Ваше Святейшество! – продолжает монарх. - В настоящий момент, хотя синодальное решение благословило молитвенную форму, принудительно отмененную под натиском атеистической власти, и которая никоим образом не угрожает существующему сегодня конституционному порядку, это решение стало поводом для необъективных толкований, грозных внушений и жалких спекуляций, которые вносят смуту среди общественности и даже в глазах Синклита.
Учитывая это, прошу, Ваше Святейшество и Высокопреосвященных митрополитов молиться, как и ранее, прежде всего за весь наш народ, а о том, кто целует Вашу десницу, помолитесь тихо в сердце своем!»
Ситуацию комментирует в интервью «Русской народной линии» болгарский писатель Любомир Чолаков:
В конце апреля и начале мая Святой Синод Болгарской Православной Церкви принял два решения, которые вызвали довольно эмоциональную реакцию в болгарском обществе. 29 апреля Синод решил, как сообщили СМИ, «при совершении общественных и частных богослужений во всех церквях и монастырях Болгарской Православной Церкви поминать имя Симеона ІІ, царя болгар, во время совершения Литургии на Великой ектенье: "О благочестивом и христолюбивом царе болгарском Симеоне", на Сугубой ектенье "Еще молимся о благочестивом и христолюбивом царе болгарском Симеоне" и на Великом входе перед поминанием верующих "Благочестиваго и христолюбиваго царя болгарскаго Симеона". Его имя также включили в последование Многолетия после: "О Святейшем отце нашем"».
Три дня спустя, 2 мая, последовало награждение действующего премьер-министра Бойко Борисова высшим церковном отличием Болгарии - орденом «Святой царь Борис Креститель», врученным ему во время торжеств в честь 1145-летия основания независимого Болгарской Православной Церкви (4 марта 870 г.) и 1150 лет Крещения болгарского народа.
Случившиеся практически одновременно, эти два события - решение о поминовении царя Симеона ІІ и награждение Бойко Борисова, несмотря на их чисто символический характер, т.е. без очевидной прямой связи со злободневной актуальностью, развязали лавину комментариев, оценок, мнений - и в этой лавине, особенно в Интернете и социальных сетях, категорически преобладали высказывания с отрицательным знаком. Так или иначе, наиболее мягкая объективная оценка, которую можно дать: этими решениями Святой Синод Болгарской Православной Церкви не увеличил свой авторитет и популярность.
Причин несколько. Сначала посмотрим на решение о поминовении Симеона Сакскобургготского во время богослужений. Широкая публика, конечно, из-за отсутствия достаточной компетенции и познаний по этому вопросу, не смогла углубиться в сущность проблемы. А вообще-то, и как сущность, и как форма, решение Синода было совершенно нормальное и даже, можно сказать, запоздавшее. Дело в том, что титул Симеона не есть «царь Болгарии», а «царь болгар»; это даже на первый взгляд уже указывает на то, что речь идет о двух совершенно разных вещей. Болгария может быть монархией, республикой, демократией, диктатурой, демократической диктатурой или диктаторской демократией, но он на первом месте «царь болгар», и только на втором: цар страны, государства. Соответственно, когда страна не монархия, его титул остается в силе и не может быть отменен, запрещен или скомпрометирован никаким способом, так как дается ему «в аванс» по самому факту рождения в качестве престолонаследника.
Он - «царь болгар», независимо от формы государства, в котором болгары живут. Нечто более: царь болгар, где бы они ни жили во всем мире. Этот титул может быть отнятым от него только двумя способами, как и в принципе от любого монарха: добровольным отречением, абдикацией, или в случае смерти – «Король умер, да здравствует король!» Его титул оставался в силе даже во время 45 лет социализма, когда он жил в изгнании за границей - и тогда этот титул не мог быть как-то «урезан» конкретной политической ситуацией в стране по той простой причине, что, как видно из формулировки, в нем не содержится аспираций к власти в государстве. Да, Болгария республика - но царь есть царь не республики, а болгар.
Ну, а если царь вернется на трон в монархической Болгарии - хорошо; но и, не сидя на троне в стране, он остается «царем болгар», независимо от того, где он находится, а также независимо и от того, где и как живут сами болгары. Церковь как один из основных крепителей монархической институции, кроме того, отделенной от государства, имеет суверенное право формулировать по своему усмотрению определенное отношение к конкретному носителю монархического титула и выражать это отношение определенным церковным способом.
Именно эти формальные тонкости не были поняты общественностью по двум причинам. Первая причина заключается в том, что никто не взял на себя труда объяснить их популярным и понятным языком. Как впрочем, никто не взял на себя труда объяснить их и непопулярным и непонятным языком.
В скобках говоря, неспособность Болгарской Православной Церкви общаться или, говоря на современном газетном стиле, «коммуницировать», с обыкновенными людьми, с массами, с народом, давно уже стала притчей во языцех. Кроме того, большинство современных болгарских священнослужителей считают, что эта дистанция между ними и народом является чем-то нормальным. Ну, а если кто-то захочет прийти в храм, то, если он знает где храм и испытывает нужду войти в него, пожалуйста, милости просим! Может ли этот способ мышления служить оправданием собственной духовной лени или являет собой признак нарциссического высокомерия, которому и оправдания не нужно, так как самодостаточно - это другое дело. Важно то, что это отсутствие диалога, элементарного контакта между Церковью и обществом в данном случае проявилось в полную силу. Именно из-за неспособности и нежелания Церкви (или, скорее, Синода) начать разговор с паствой, обыкновенные люди остались отчужденными, дистанцированными от глубины проблемы, видя только ее внешнюю, поверхностную сторону, которая в их глазах выглядела так: Синод, по некоторым своим, несомненно, корыстным соображениям (а, в условиях массовой бедности, коррупции и бездуховности, в глазах 90% современных болгар других соображений сегодня просто не существует, особенно когда речь идет о какой-то институции, независимо от ее специфики) пытается снова «пласировать» Симеона Сакскобургготского в политике.
Вторая причина: увы, это некоторые психологические характеристики самой личности нынешнего болгарского монарха. И, с сожалением, приходится констатировать, что довольно большая часть вины за антимонархические настроения в преобладающем большинстве болгарского общества - его собственная вина. Симеон позволил себе некоторые, по меньшей мере, некорректные шаги в своей деятельности на общественной сцене после 1989 года. Во-первых, решение стать республиканским премьер-министром в 2001 году, независимо от формальной совместимости с его статусом монарха, вошло в очевидный моральный конфликт с этим статусом. И именно в качестве морального конфликта это решение было воспринято всеми: и республиканцами, и монархистами, и в целом равнодушными к монархии или республике. Потом уже негативы отражались на его имидже буквально с каждым днем. Накануне парламентских выборов, выигранных его партией НДСВ в 2001 году, он дал обещание, очевидно придуманное каким-то пиар-агентством: что за 800 дней наведет в стране полный порядок. Не за 799, не за 801, - но именно за 800. И после того как журналисты подсчитали эти 800 дней и обнаружили, что ничего не изменилось, царю-премьеру республики пришлось испить свою горькую чашу.
Теперь регулярно напоминают ему и громкое обещание, данное в 1996 году перед телекамерами, что он никогда и ни за что не будет подавать в суд на Болгарию, чтобы возвратить себе царские дворцы и имения, отнятые после 1944 г., - при том, что его адвокаты до сих пор ведут судебные разбирательства против Болгарии по этому вопросу. Его прямо-таки шокирующее неумение в качестве премьер-министра общаться со средствами массовой информации и нежелание давать конкретные ответы на конкретные вопросы привели к курьезному случаю, когда какой-то журналист, отчаявшись получить ответ на другие вопросы, спросил его прямым текстом:
- Г-н премьер, какой час показывают Ваши часы? По крайней мере, ответите Вы хоть на этот вопрос?
Естественно, г-н премьер не ответил и на этот вопрос.
Эти и множество других подобных деталей, свирепая коррупция во время его правления (министры организовывали свои встречи прямо на яхтах известных мафиози), широко раскрытые двери в корридоры власти для тотально коррумпированной турецкой партии ДПС, не говоря уже о слухах о его членстве в масонских ложах (твердят, что он обладает 33 степенью в масонской иерархии) и о его увлечении играми в европейских казино, по причине которых он якобы погряз в долгах и только поэтому согласился активно вмешаться в политику, - все это в глазах общественного мнения превратило его в банального политического игрока, который занимается политикой исключительно из-за корыстных и коррупционных соображений.
На этом фоне обстоятельство, что он коронованная особа и «царь болгар», потеряло вообще какой-то вес в глазах большинства этих самых болгар.
Поэтому, когда Синод решил поминать его за богослужением (да и почему-же только теперь, а не сразу после перемен в 1989 году?), никому даже и не пришло в голову, что это делается по каким-то геральдическим или каноническим причинам. Массовые комментарии были, что речь идет о своеобразной коррупционной сделке, чья цель направлена на возврат Симеона в политику; ну, а потом он «отблагодарит» соответствующим образом Синод или персонально некоторых его членов? Синод выбрал самый неудачный момент для этого решения. Только три дня спустя премьер-министр Бойко Борисов был удостоен высшей церковной награды, ордена «Святой царь Борис Креститель». Это окончательно взбудоражило общественное мнение, которое сразу же снова заподозрило какие-то нечистые связи между двумя событиями (под «нечистыми связями» подразумевалось стремление Синода извлечь материальные выгоды, то есть, в глазах народа это было обыкновенное угодничество), и авторитет высшего органа Болгарской Православной Церкви, который и без того был не очень высоким, упал еще ниже.
Формула обоснования награждения Бойко Борисова такова: «за особые заслуги перед Церковью». Эти «особые заслуги» остались в свою очередь «особым» секретом, что дополнительно подлило масло в огонь.
Таким образом, Святой Синод Болгарской Православной Церкви сам, никем не заставляемый, этими двумя решениями понизил свой имидж на еще одну ступень. В глазах монархистов, - так как появилось подозрение, что Синод пытается играть в какие-то корыстные игры, используя имя царя. В глазах республиканцев (это и бывшие коммунисты, теперь «социалисты», и их противники, убежденные «демократы»), - потому, что он, по их мнению, пытается возвеличить монархию. В глазах русофобов, которые, как правило, выступают против Православия (здесь уместно вспомнить реплику, которую молва приписывает бывшему министру иностранных дел в кабинете Симеона Сакскобургготского, Соломону Паси - «К черту Православие!». Правда, он отрицает, что ее произнес). В глазах русофилов, - по причине награждения Бойко Борисова, который в качестве безвольной американской пешки провалил большие энергетические проекты с участием России «Бургас-Александруполис», АЭС «Белене» и «Южный поток». И в глазах всех остальных, - потому, что Синод не объявил внятным языком причины этих двух своих решений.
В этой ситуации Симеон сделал самое умное, что мог сделать: попросил Синод отозвать решение о его поминовении в Богослужениях. Это в какой-то степени стабилизировало его расшатанную репутацию, поскольку переложило весь негатив на Синод.
В отличие от него, премьер-министр Бойко Борисов не отказался от своей награды и не вернул орден «Святой царь Борис Креститель». Кстати, это его слабость и хобби: хвастаться наградами и дипломами, которые когда-то получил главным образом от западных спецслужб в период, когда в правительстве Симеона Сакскобургготского был секретарем Министерства внутренних дел (что-то вроде первого заместителя министра). Как его совесть позволяет сочетать православную награду и отличия от этих специальных служб, один Бог знает. Но, конечно, такой вопрос возникает только тогда, когда есть совесть. Для современных болгарских политиков, находящихся у власти и ставших послушными слугами Брюсселя и Вашингтона, в отличие от венгерского лидера Виктора Орбана, это душевное свойство в очень большом дефиците.
1. Какое малодушие....