itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Мездрич уволен за нежелание учитывать сложившиеся в обществе ценности»

Известные общественные деятели приветствуют решение Министерства культуры изгнать из Новосибирского театра покровителя кощунства

Скандал вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирске 
0
1269
Время на чтение 7 минут
Сегодня Министерство культуры на своем сайте опубликовало комментарий в связи с кадровыми изменениями в Новосибирском академическом театре оперы и балета.

«В результате конфликта вокруг постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирске возникла нездоровая ситуация, которая, к нашему глубокому сожалению, потребовала вмешательства Министерства культуры РФ, - говорится в сообщении. - Б.М.Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя. В своей деятельности Министерство культуры исходит из безусловного уважения права на свободу художественного творчества — и из безусловного признания права граждан на уважение значимых для них ценностных оснований».

«К сожалению, - посетовали в Минкульте, - уже в самой постановке "Тангейзера" содержались сцены, вызвавшие публичные и острые протесты. В течение нескольких месяцев Министерство пыталось добиться от Б.М.Мездрича понимания некорректности допущенных им действий, в течение нескольких месяцев пыталось сохранить его как руководителя театра. Несмотря на неоднократные требования со стороны общественности, многих деятелей культуры, членов Общественного совета принять административные, финансовые, кадровые решения, Минкультуры России, как учредитель, фактически взяло театр под защиту, предоставив руководству шанс исправить ситуацию и призвав стороны к урегулированию конфликта. Но бывший директор так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение. Ситуация, когда они подвергаются демонстративному глумлению, оборачивается жестким противостоянием в обществе, нередко приводящим, как мы недавно видели, к человеческим жертвам. Общество, зрители так и не увидели со стороны руководства театра понимания ситуации, не услышали извинений».

«И главное — не увидели понимания простой вещи: федеральный академический театр — это в первую очередь институт просвещения, - подчеркнули в Минкульте, - а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет. Упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел недопустимы для руководителя федерального академического учреждения».

«С другой стороны, и представителям конфессий необходимо понимать, что уважение к Церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей. Вопросы творчества и художественных образов не должны обсуждаться ни на массовых митингах, ни тем более в судах. Надеемся, что все стороны извлекут из "дела о постановке "Тангейзера"" правильные уроки. Призываем руководство Новосибирской епархии отозвать свое обращение в прокуратуру, ведя в дальнейшем дискуссии в формате взаимоуважительного диалога», - призвали в Министерстве культуры.

Это обращение прокомментировали известные общественные деятели.

«Поддерживаю решение руководства Минкультуры России, - заявил председатель Комиссии Московской городской думы по культуре Евгений Герасимов. - Надо уважать людей, для которых ставишь спектакли, снимаешь кино. Да, режиссер, как правило, увлекается своей постановкой, замыслом. И не всегда способен со стороны взглянуть на свое детище. И тут должен брать на себя ответственность руководитель театра. Ответственность за то, что делается. Особенно в учреждениях, которые финансируются из бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков, зрителей. И если зрители негодуют от того, что видят на сцене, значит, руководитель должен иметь смелость признать ошибку и, конечно, найти в себе силы извиниться перед теми, чьи чувства были оскорблены. Насколько я понимаю, он этого не сделал».

В свою очередь, режиссер Андрей Кончаловский считает, что «события, которые разворачиваются вокруг постановки оперы "Тангейзер", являются симптоматичным, знаковым явлением. У меня не вызывает возражения решение Министерства культуры о назначении новым директором театра Владимира Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер, и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске».

«Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы, - отметил он. - Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв в России принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или перформанс с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями. Папа Франциск в своем выступлении перед Европарламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса европейской цивилизации. Европа перепутала цели и средства: материальные ценности, деньги, вместо того чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, — средством же стал человек».

«В искусстве эта подмена выражается в том, что целью стал успех у критики, скандал, а средством стал автор, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в так называемой афише "Тангейзера". Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора. Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление ратующих за неограниченную свободу творчества, - полагает режиссер. - Им я хочу напомнить слова Андре Жида: "Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер"».

Ректор Новосибирской государственной консерватории Константин Курленя заявил, что приказы начальства не обсуждаются, а выполняются. «Это решение нельзя назвать неожиданным, потому что в контексте той ситуации, которая продолжает раскручиваться вокруг "Тангейзера", оно является абсолютно мотивированным, оправданным, - уверен он. - Других решений быть не может, поэтому с ним надо согласиться и продолжать работать дальше».

Председатель Синодального информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда считает, что «Владимир Мединский принял все возможные меры для налаживания диалога. Полагаю, что в данной ситуации Министерство культуры старалось сделать все возможное для предотвращения необходимости принятия кадровых решений. По существу, Министр культуры сам выполнил все функции, ответственность за которые лежала на директоре театра Б.Мездриче. В условиях дефицита диалога между Новосибирским театром и местной общественностью Министерство культуры инициировало обсуждение этой очевидно конфликтной ситуации. Затем, по итогам открытой дискуссии, в пределах своих полномочий сформулировало компромиссные рекомендации и направило их в театр. Когда эти рекомендации не были выполнены, Министр принял решение в рамках своей компетенции, которое, как я слышал, не оспаривается бывшим директором театра».

Заместитель руководителя Администрации Президента России Магомедсалам Магомедов считает, что «решение Министерства культуры в этой ситуации — единственно правильное и верное». «Новосибирская постановка оперы "Тангейзер" привела к противостоянию светской и религиозной общественности, - отметил он. - Здесь такая интерпретация Вагнера, что она не понравилась большому количеству людей, задела чувства верующих, а этого допускать нельзя. Считаю, что мы не имеем права, особенно государственное творческое учреждение, ставить такие произведения, которые возмущают какую-то часть населения и наносят оскорбление чувствам. Этого допускать нельзя. Здесь, как на лакмусовой бумажке, отражаются трудности нашей работы в реализации государственной национальной политики. Из любой, казалось бы, мелочи можно путем манипулирования общественным сознанием раздуть межконфессиональное противостояние. Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество».

Директор Новосибирской специальной музыкальной школы Александр Марченко полагает, что «подобная линия на "осовременивание" в соответствии с режиссерскими представлениями классических произведений, к сожалению, прослеживается в театре на протяжении ряда лет. Безусловно, театр имеет право на эксперимент. Но только, на мой взгляд, на художественно оправданный эксперимент. А не как попытку использовать шедевр для того, чтобы преподать публике свою якобы отличную от общепринятой версию, интересную по большей части лишь режиссеру-постановщику. А это уже область ответственности руководства театра и за экономику, и за репертуарную политику. Ссылки на свободу творчества и авторского самовыражения в данном случае неуместны. Необходимо учитывать ответственность руководства театра за возможные последствия осуществленной постановки».

Режиссер, замдиректора Театра на Таганке Рената Сотириади сказала: «Сначала я увидела фотографии, затем — видеозапись. Как профессионал посмотрела весь спектакль. Очевидно — там есть контекст, оскорбляющий чувства верующих людей. Новосибирский театр оперы и балета — это величина, это знаковый театр не только для нашей страны. И его репертуар должен быть профессионально выверен, здесь ключевой подход — аккуратное отношение к содержанию, здравый смысл в подборе спектаклей. А для экспериментов есть малые сцены и лаборатории. Решение Министра — абсолютно закономерный шаг, он не должен оправдываться».

Режиссер, зампредседателя Совета по культуре при Президенте Росси Карен Шахназаров заявил: «Новосибирский театр — государственное учреждение культуры. И государство, финансируя его деятельность, в том числе и театральные постановки, имеет право не только высказывать пожелания и замечания к сценарию, трактовке произведений, но и, в случае разночтений с руководством театра, невыполнения со стороны руководителя требований Министерства культуры, уволить директора. Хотя до этого, конечно, лучше не доводить. Всегда можно найти необходимый компромисс».

Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) считает, что принято «совершенно правильное и закономерное решение». «Определенно, без экивоков обозначена позиция руководства Министерства культуры России. Появилась робкая надежда, что, быть может, будет положен хотя бы какой-то предел вивисекции классики, бесстыдным скандалам, эпатажу, безответственным провокациям социальных конфликтов как чудовищно пошлым и бездарно-занудным методам подмены настоящего искусства агрессией так называемого личного видения и самовыражения», - заключил отец Тихон.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Скандал вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирске
Театр абсурда
Общественный совет при Комитете Государственной Думы по культуре маразматичен по своей сути
01.02.2019
Эстетика веры
Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников
01.03.2018
Они и мы
Лунгины-тангейзеры были недавно более сильны, чем сегодня переучившийся Учитель
10.10.2017
Мединский сдал «Тангейзера», но не отдаст «Матильду»?
Режиссер Николай Бурляев о вредоносной деятельности Фонда кино и игнорировании министром позиции Общественного совета при Министерстве культуры РФ
20.09.2017
«Монстросибирск» встречает «Матильду»
Кто и как формирует культурный имидж столицы Сибири
22.08.2017
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09