Рафаэль Даянов: Кому будет мешать Спас-на-Сенной?

0
276
Время на чтение 3 минуты
Может ли храм играть организующую роль в градостроительстве, какие шаги для этого должны предпринять государство, Церковь и общество? На эти вопросы пытались ответить участники «круглого стола», состоявшегося 19 марта в культурно-выставочном центре «Экспофорум» в рамках 8-го Международного форума градостроительства и архитектуры, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. 

Встречу провела главный редактор журнала «Капитель» Ирина Бембель. 

Дискуссию начал архимандрит Александр (Федоров), председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам. По его мнению, Генплан Санкт-Петербурга не дает цельной картины градостроительных перспектив. Вопросы решаются по каждому отдельному объекту, в том числе и по храмовым сооружениям, которые строятся по остаточному принципу - как придется и где придется. Например, на территории зеленых зон. Церковное здание полностью теряется на фоне плотной высотной застройки. 

«Что можно сделать для того, чтобы храм вновь стал архитектурной доминантой? Если бы он строился не сам по себе, а как комплекс с социальной, миссионерской, просветительской службами, думаю, удалось бы достигнуть успеха. Все эти службы, за исключением миссии, вполне себе нормально воспринимаются людьми, нейтральными по отношению к православию. При этом нужна хотя бы приблизительная схема застройки», - сказал священник. 

С ним согласился руководитель мастерской НИПИ Генплана Борис Николащенко, который также считает, что в Генплане должно уделяться место храмовым постройкам.

Коллег поддержал директор бюро межевания территорий Научно-исследовательского и проектного института градостроительного проектирования Павел Никонов. Он не представляет никаких других доминант, за исключением храмов. «У архитектурной доминанты должно быть смысловое наполнение, и что здесь можно предложить, кроме церкви? Но дело с выбором мест для строительства храмов обстоит плохо», - посетовал проектировщик. Он привел пример из личного опыта, когда заказчик отверг его предложение поменять место расположения храма, перенеся его строительство из двора, где бы он потерялся, в створ улицы. «И такая ситуация повсеместна. У меня такое ощущение, что храмы в городе строятся из предельно утилитарных соображений, большей частью как будто под копирку, в отличие, например, от церквей дореволюционной России, которые всегда были самобытны. И законодательство не дает нам никаких инструментов для решения этой проблемы», - резюмировал мастер.

Бывший главный художник города Иван Уралов отметил, что не видит иного решения вопроса, кроме заблаговременного резервирования в Генплане точек для храмовых построек: «Храм нельзя рассматривать как один из элементов удовлетворения потребностей человека в обществе потребления. Тут - храм, рядом - парковка, а за всем этим торговый центр? Так быть не должно». Он напомнил об известных конфликтах, вызванных сопротивлением светской общественности строительству новых и воссозданию прежних святынь, в частности, об острой ситуации в парке Малиновка: «А ведь парк только бы выиграл от постройки храма, он был бы облагорожен, например, зимним садом на подходе к церкви».

Продолжая тему, руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов напомнил о противостоянии идее воссоздания Успенского храма на Сенной площади: «Мне говорят: храм мешает. А два вестибюля метро в одном месте – «Сенная площадь» и «Спасская» – не мешают?» Он подчеркнул, что, вопреки расхожему мнению, в центре Санкт-Петербурга не восстановлен пока ни один разрушенный храм.

Обсуждался и вопрос о том, какой должная быть современная церковная архитектура: отражающей тенденции моды или оберегающей традицию. Руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина» Михаил Мамошин выразил мнение, что необходимо сочетать новаторство и верность традициям.

Участники встречи сошлись во мнении, что в подходе к вопросу о храмовой архитектуре существует опасность впасть в крайности: закостенеть в воспроизводстве старых форм и, наоборот, отвергнув всякий опыт, заняться отвлеченным творчеством, далеким от целей храмостроительства.

Сотрудник епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам Алексей Белоножкин рассказал о том, что заказчик (то есть Церковь) просто желает воспроизводства старых храмовых форм: «Ориентируются на какую-то сусальность. А архитектура должна быть сильной, мужественной». Он также напомнил, что дореволюционные зодчие, несмотря на серьезные расхождения во взглядах на свое творчество, подходили к нему ответственно, стараясь строить достойно.

Дискуссию завершила Галина Майорова, руководитель Царскосельской иконописной мастерской. «Часто представляют, что канон в церковном искусстве, в том числе архитектуре, это что-то скучное, где все расписано, разложено по полочкам. Но это не так. Соблюдение канона – это, прежде всего, соблюдение богословия. А вся художественная часть, форма – уже личное дело. Должно быть свободное творчество в рамках канонов», - подытожила художник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06