itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Православным не надо бояться католиков!»

Протоиерей Олег Стеняев считает, что частые заигрывания католиков с Православием происходят от их теологической незащищенности

Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор? 
0
1669
Время на чтение 5 минут
29 ноября в стамбульском католическом кафедральном соборе папа Франциск совершил мессу, сообщает Радио Ватикана. Вместе с ним молились Патриарх Варфоломей I, а также верующие четырёх католических обрядов и представители других христианских Церквей Турции. Франциск призвал верующих хранить и защищать церковное единство.

Различные харизмы в Церкви – это огромное богатство, заявил Франциск, потому что «Святой Дух является Духом единства, которое не означает единообразия».

«Только Святой Дух может стать причиной разнообразия и множественности и в то же время содействовать единству. Когда же от нас исходит желание разнообразия и мы замыкаемся в нашей обособленности и исключительности, тогда мы становимся причиной разделения. Когда от нас исходит желание построить единство по человеческим меркам, в конечном итоге мы приносим единообразие и стандартизацию. Если же мы позволяем себя вести Святому Духу, то богатство, различие и разнообразие никогда не превратятся в конфликт, потому что Святой Дух призывает нас жить разнообразием в единстве Церкви», - прололжил он.

«Чем больше мы будем смиренно руководствоваться Духом Господа на нашем пути веры и братской жизни, тем лучше мы сможем преодолеть непонимание, разногласия и споры и станем надёжным знаком единства и мира. Достоверным знаком того, что наш Господь воскрес, что Он жив», - заключил понтифик.

На следующий день, 30 ноября, после Божественной литургии и экуменического благословения папа Франциск и Патриарх Варфоломей подписали Совместную декларацию. Они выразили горячее желание «продолжать совместный путь, чтобы с любовью и взаимным доверием преодолеть препятствия», до сих пор разделяющие обе Церкви. «Мы выражаем наше искреннее и твёрдое намерение, - говорится в Совместной декларации, - в послушании воле Господа нашего Иисуса Христа укрепить наши усилия во имя полного единства среди всех христиан, и особенно между католиками и православными».

Вновь было заявлено о поддержке богословского диалога, продвигаемого Международной совместной комиссией, созданной 35 лет назад Патриархом Константинопольским Димитрием и папой Римским Иоанном Павлом II. Эта комиссия занимается «самыми сложными вопросами, ознаменовавшими историю» двух Церквей и требующими «внимательного и тщательного изучения». В Декларации звучит призыв к верующим вместе возносить молитву Иисуса, «дабы все были едино, да уверует мир» (ср. Ин. 17:21).

Папа Франциск и Патриарх Варфоломей подчеркивают значение экуменизма страдания: «Подобно крови мучеников, ставшей семенем силы и плодородия Церкви, также и совместное принятие повседневных страданий может быть действенным инструментом единства. Бедственное положение христиан и всех страдающих на Ближнем Востоке требует не только постоянной молитвы, но и соответствующей реакции со стороны международного сообщества».

Совместная декларация завершается призывом к миру на Украине, «стране с древней христианской традицией», чтобы вовлечённые в конфликт стороны стремились к «диалогу и уважению международного права и таким образом положили конец конфликту, позволяя всем гражданам Украины жить в согласии».

Накануне встречи папы Франциска с Патриархом Варфоломеем, главного события поездки понтифика в Турцию, Радио Ватикана спросило у президента Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха, как обстоят дела с диалогом между католиками и православными.

Патриарх Варфоломей, пояснил кардинал Кох, обладает «первенством чести» среди Православных Церквей, однако «это первенство по-разному интерпретируется», поэтому, надеется Кох, Всеправославный собор, запланированный на 2016-й год, поможет установиться большему единству среди православных Церквей. «Это чрезвычайно важно и будет значимым шагом также и в продвижении диалога между нами и православными Церквами», - заявил кардинал. По словам кардинала Коха, «серьезной преградой для экуменического диалога является тот факт, что сами православные не находятся в согласии друг с другом по многим вопросам, а это в свою очередь затрудняет диалог с Католической церковью. Поэтому я надеюсь, - продолжил католический иерарх, - что эта ситуация будет разрешена посредством Всеправославного собора».
Ситуацию анализирует в интервью «Русской народной линии» известный священник, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев.
Католическое богословие подвижно, допуская различную интерпретацию догматов. Православное учение, наоборот, неподвижно - мы исповедуем веру Единой Церкви, бывшей до разделения 1054 года. Православным нет смысла искать единства с католиками, потому что мы - Церковь Христа. Но католики ищут единства, их подвижность является для них проблемой, но и одновременно возможностью для пересмотра своих понятий. Например, католики уже не используют Никео-Цареградский Символ веры с филиокве. Почему?! По причине реакций православных христиан. Поэтому они используют т.н. Апостольский Символ веры.

Конечно, мы должны молиться о единстве всех христиан, но для нас единство – это единство в Православной вере. Мы, православные, после разделения Церкви не вносили новые понятия в догматику, в основное и нравственное богословие. В этом заключается сила нашего исповедания – мы придерживаемся веры Единой Церкви Запада и Востока до Ее разделения. Католики дрейфуют на льдине, которую уносит, то в одну сторону, то в иную даль. Частые заигрывания католиков с Православием происходят от их теологической незащищенности. Римо-католическая церковь давно дрейфует в разных направлениях, теряя устойчивые теологические ориентиры - ей не хватает неподвижности православного исповедания. Если Церковь основана на камне – Христе, то она неподвижна. Но если церковь основана на песке, то она постоянно пребывает в колебаниях.

К сожалению, сейчас есть православные сообщества, разные православные богословские школы взаимоисключающие друг друга. Это серьезная проблема для православных модернистов, дрейфующих между латинской схоластикой и протестантским рационализмом. Некогда Самарин писал о том, что в России с католиками борются протестантскими методами, а с протестантами - католическими способами. Совершенно очевидно, что Православное исповедание - это не болтанка между католической схоластикой и протестантским рационализмом, а это традиция Единой Церкви. Когда мы это осознаем и станем этим дорожить, то нам перестанут быть страшны любые переговоры с католиками. Но единство возможно только на основе Единой Церкви.

Понтифик связывает внутриправославные разногласия с будущим Собором в 2016 году. На мой взгляд, наши модернисты обнадеживают Римскую церковь, создавая иллюзию дрейфования Церкви вслед за католиками и протестантами. Но в Православии модернисты составляют меньше 1%, они никого не представляют, кроме самих себя! Модернисты не выражают веру народа, они пыжатся, стараются показаться важными людьми, но это все пустое. Православная вера идет в своем фарватере - мы не болтаемся между разными изгибами человеческих теологуменов. Православным не надо бояться католиков! Это они чувствуют свою беспомощность и страх, устав от неопределенности. Римо-католическая церковь – это слишком большая организация, некая пирамида, которую постоянно изнутри разрывают центробежные силы.

Православный Восток имеет не иерархичное основание Церкви, как у католиков, и не доктринальную основу, как у протестантов. Какова же природа Православной Церкви?! Наша Церковь имеет соборное основание. Почему?! Потому что Она Евхаристична, миряне и духовенство причащаются от одной Чаши! У протестантов вера зиждется на доктрине о Христе, а у римо-католиков основывается на примате их понтификов. В Православии важна Сама Личность Живого Христа. Он является Источником нашей жизни, теологии и догматики. Протопресвитер Николай Афанасьев говорил о том, что если чему-то научился в своей жизни, то только от Чаши Святого Причастия!
1
1
1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Добавлю-

Что, так сказать, на светском уровне известные мне представители различных конфессий спокойно общаются между собой (о религиозной принадлежности друг друга они чаще всего просто не знают, а если знают, то просто не обсуждают эти вопросы. И правильно). Только однажды я была свидетелем религиозного диспута между православным и католиком, , перешедшего в рукоприкладство, но, поскольку главным катализатором спора был крепкий алкоголь, то вряд ли это можно считать показательным...
Анна де Бейль / 03.12.2014 11:08

22. Ответ на 15., Анна де Бейль:

Но все же выскажусь. Ни один из моих знакомых православных (у меня нет оснований сомневаться в их искренности) католиков не боится, равным образом как и не стремится с ними сблизиться. Большинству из них до католиков просто нет никакого дела. Спектр отношений разный - от ироничекого до неприязненного, но в основном - просто никак... Но страха точно нет.

Вы правильно заметили, что дело тут не в личностных отношениях с католиками. Дело тут в другом. Вот в чем. Недавно на РНЛ было опубликовано открытое письмо Осипова В.Н. к Патриарху Кириллу, в котором уважаемый Владимир Николаевич просил Патриарха Кирилла отказаться от членства в ВСЦ и от участия в 8-ом Всеправославном соборе в Стамбуле в 2016 году. Патриарх, как это принято у него ничего на письмо не ответил, но на РНЛ с двумя резкими обличительными статьями в адрес Осипова выступил о.Александр Шумский. Надо заметить, что он это умеет делать. На что о.Александр получил еще более резкую ответку в комментариях от читателей РНЛ в защиту Осипова. Суть комментариев сводилась к тому, что членство в ВСЦ и наше участие в 8-ом соборе это очень плохо с обоснованиями естественно. На помощь о.Александру пришел священник Сергий Карамышев и некоторые читатели, которые безуспешно пытались доказать, что экуменизм это хорошо(надо заметить - можно доказать все, даже что фашизм это хорошо). А 8-ой собор это вовсе не собор,а то ли это совещание, то ли саммит, то ли иное какое-то мероприятие и поэтому не следует бояться каких-то там решений, которые на этом сборище будут приняты, потому что все решения будут приниматься консенсусом и потому, что это и не собор вовсе, а типа того патриархи так просто соберутся и поговорят. Причем эта предстоящая говорильня собиралась лет 50 не менее. Естественно, что такие объяснения честных отцов никто в серьез не воспринял. Многие читатели РНЛ заметили, что за всем этим стоит Ватикан. А раз Ватикан, то жди всяких гадостей и подстав, от этого сборища иезуитов, массонов, апостатов, гомосексуалистов и шпионов. Но тут же пошли успокоения на тему, что Ватикан тут не причем и что католики вообще хорошие люди. С тем, что католики хорошие люди никто не спорит, а что Ватикан здесь не причем, это утверждение здесь не прошло. Поскольку кардинал Курт Кох, который занимается у них там вопросами православия, сказал, что для диалога с православными нет единого центра. Он же, тот самый Курт Кох назвал вещи своими именами, то есть предстоящая встреча глав православных церквей в Стамбуле это Всеправославный собор. Под диалогом с православными Ватикан всегда понимал безоговорочное подчинение православных церквей папе. А единый православный центр (аналог папизма) им нужен для того, что бы проще было работать с православными. Таким образом, возникла потребность в воспитании у православных добрых чувств к Ватикану. Для начала сказали, что не нужно бояться католиков. Кто бы возражал. Потом скажут, что нужно с ними дружить. Далее, что нужно совместно молиться (уже давно кое-где и кое-кто молятся). Потом скажут, а почему мы до сих пор с ними не причащаемся и так далее. Хотя кажется, что дальше уже некуда. Ан есть куда. А дальше мы вместе с католиками, протестантами, мусульманами, иудеями, буддистами и со всеми остальными вероисповеданиями все вместе дружными рядами пойдем в единую всемирную церковь. О такой церкви сказал в Канберре тогда еще митрополит Кирилл (Гундяев), что это для нас православных общий дом. Ну и что казалось бы плохого тут? Вроде бы как все вместе, дружим и всем нам хорошо от этой дружбы. На самом деле это полное отступление от Христа (апостасия). А это не просто плохо, это погибель, вечная смерть. Кстати сам метод трансформации сознания называется окнами Овертона. О чем написал Лебедякин еще в 1 комментарии Никакой хулы, нападок, ереси или оскорблений - просто гипотеза(предположение) - эта статья - чистейший, образцовый пример виртуозного исполнения "форточки Овертона".

Я не думаю, что автор данной статьи работает в рамках этого метода. Он даже может об этом ничего не знать. Ведь ему же не будут сообщать, для каких целей его используют. Вот откуда растут ноги этой статьи.

21. Ответ на 18., Валерий:

Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии (Москва)...(Красникова Ольга Михайловна, член Европейского сообщества «Европейское движение христианской антропологии, психологии и психотерапии», психолог-консультант, помощник ректора Института христианской психологии)

Ху ис ху. 1. Лоргус Андрей Вадимович - http://goo.gl/6o4pGx - "С 2007 года член оргкомитета и научный редактор Сравнительного Православно-католического богословского справочника по антропологии. ... В 2003 году приглашен на ежегодную конференцию христианских психологов США, Лос-Анжелес.·" 2. Красникова Ольга Михайловна - http://goo.gl/zPXwDJ - "...1999-2000 гг. – Институт Проблем Сознания МАИ ООН, программа «Основы клиент-центрированной терапии. Эмпатическое слушание» 2001-2005 гг. – Международная программа по процессуальной терапии (сертификат выдан Центром процессуальной работы, Портланд, США) 2003-2004 гг. – Международная программа «Психотерапия психической травмы» под руководством Джона Ингла (Экзистенциально-Гуманистический Институт, Сан-Франциско)..." Примерно так - Лос-Анжелос, ООН, Портланд, Сан-Франциско, далее - везде.
Лебядкин / 03.12.2014 07:39

20. «Православным не надо бояться католиков!»

Честно говоря, статья удивила. В своё время крестоносцы пошли не гроб Господень освобождать, а грабить Византию (см. фильм архимандрита Тихона). Не зря венецианские купцы (хазары) снабдили их всем необходимым. Выручили гораздо больше... Веками католики благословляли походы на грабёж и уничтожение Руси. Кто придумал Униатство и работает в этом направлении по сей день? Какая церковь проводит совместные службы с иудаистами? Какого бога они ждут? И т.д. и т.п.
Николай Ш. / 03.12.2014 06:47

19. Re: «Православным не надо бояться католиков!»

Простой церковный люд вроде нас совершено безопасен от католиков и в страшных снах не думает от них учиться....
Lucia / 02.12.2014 21:37

18. Ответ на 15., Анна де Бейль :Семимильными шагами идем в царство антихриста

Но все же выскажусь. Ни один из моих знакомых православных (у меня нет оснований сомневаться в их искренности) католиков не боится, равным образом как и не стремится с ними сблизиться. Большинству из них до католиков просто нет никакого дела. Спектр отношений разный - от ироничекого до неприязненного, но в основном - просто никак... Но страха точно нет.

Новости Владимирской епархии. 25-26 ноября во Владимире прошла очередная православно-католическая конференция «Покровские чтения». Чтения состоялись в десятый раз, и конца этому измывательству над Православием пока не видно. Организаторами Чтений совместно выступают Владимирская митрополия Русской Православной Церкви, Администрация Владимирской области, Государственный историко-архитектурный и художественный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария, Владимирский юридический институт ФСИН России, униатский центр «Духовная библиотека» (Москва) и католический приход Пресвятой Девы Марии святого розария (Владимир). Конференция прошла при поддержке благотворительного фонда Kirche in Not (Германия). Тема чтений избрана самая расплывчатая — «Отцовство». Помимо насыщенной культурной программы, были прочитаны доклады: «Семейно-родовая традиция отцовства» (Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии (Москва)). «Отцовство как богословско-антропологическая категория» (Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии). «Слова, значения которых не стоит забывать» (Евгений Гейнрихс, настоятель католического прихода Божьей Матери иконы Её неустанная помощь (Петрозаводск)). «Ответственное отцовство в семье – “Малой Церкви”, сопряжённость его с любовию» (Архимандрит Зосима (Шевчук), настоятель Георгиевского храма в городе Владимире). «Роли и функции отца и матери в создании условий для развития личности ребенка» (Красникова Ольга Михайловна, член Европейского сообщества «Европейское движение христианской антропологии, психологии и психотерапии», психолог-консультант, помощник ректора Института христианской психологии). Не было забыто и новейшее «ноу-хау» — ролевые игры. Красникова предложила слушателям поучаствовать в ролевой игре, изображая членов одного рода — патриарха и его потомков. Их не надо бояться, их надо просто сторониться, ибо проказа не лечится! С НАМИ БОГ!
Валерий / 02.12.2014 20:32

17. Re: «Православным не надо бояться католиков!»

Мысль статьи: пусть католики интригуют, ничего они в итоге не смогут, поскольку не имеют твердого основания... С канонической стороны так и есть... С политической стороны, однако, не обязательно иметь твердое основание своей позиции, чтобы кого-нибудь сбить с панталыка... Это для того, чтобы к истине привести нужно правильное основание... А совратить могут и без оного... Так что лучше католиков не бояться, но всё же не расслабляться при этом в уповании на на наше перед ними евхаристическое превосходство...
Андрей Карпов / 02.12.2014 19:03

16. Re: «Православным не надо бояться католиков!»

Никто не боится католиков. Разумеется.
Lucia / 02.12.2014 18:11

15. Может, совсем не в кассу,

Но все же выскажусь. Ни один из моих знакомых православных (у меня нет оснований сомневаться в их искренности) католиков не боится, равным образом как и не стремится с ними сблизиться. Большинству из них до католиков просто нет никакого дела. Спектр отношений разный - от ироничекого до неприязненного, но в основном - просто никак... Но страха точно нет.
Анна де Бейль / 02.12.2014 17:24

14. Re: «Православным не надо бояться католиков!»

Боятся католиков действительно не надо, надо боятся гордыни по которой западная Церковь отпала от истины, и по которой некоторые высоко вознесшиеся в нашей церкви люди начинают тяготеть к католикам. Вот что страшно, что они увлекут и всю церковь либо в падение, либо в раскол.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Олег Стеняев
«Экологический кризис — это всегда нравственно-моральный кризис»
О заявлении патриарха Варфоломея, что борьба за окружающую среду – центральный аспект жизни Церкви
22.06.2022
Вознесение Господне!
Разъяснение праздника
02.06.2022
Времени всё меньше. Что будет, когда войдет
полное число язычников?
25.05.2022
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор?
«Ватикан вновь хочет говорить миру языком железа и крови»
Кардинал Курт Кох призвал Православные Церкви признать первенство папы Римского
23.01.2021
Иудин грех патриарха Варфоломея
Глава Фанара создаёт новую религию, которая обслуживала бы материальные потребности современного безбожного европейского человека
08.04.2020
Роль Церквей в современной Европе
Речь в Колледже Европы, г. Брюгге (11.11.2019 г.)
07.04.2020
Вселенский Собор созовёт православный император
Власть православного государя благотворна для Церкви…
28.02.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Так каковы конечные цели спецоперации?
Новый комментарий от Калужанин
06.07.2022 13:17
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Наблюдатель
06.07.2022 13:13
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
06.07.2022 13:07
Так победим!
Новый комментарий от Марфа Зотова
06.07.2022 12:29
«Не умеем мы жить для себя»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.07.2022 12:07
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
06.07.2022 11:12
Кого американцы называют «полезными
Новый комментарий от наталья чистякова
06.07.2022 10:59