«В диалоге с крымскими татарами имеются разные подводные камни»

Крымский политолог Андрей Никифоров о создании в Крыму движения крымскотатарского народа «Къырым», лояльного Кремлю

Воссоединение Крыма с Россией 
0
1293
Время на чтение 4 минуты
В Крыму создадут межрегиональное общественное движение крымскотатарского народа «Къырым» («Крым» — в переводе с крымскотатарского). Об этом на днях заявил вице-спикер Госсовета Крыма Ремзи Ильясов, отстраненный от работы в Меджлисе крымских татар за то, что несанкционированно занял властный пост, пишет «Коммерсант». В Меджлисе новую организацию назвали «проектом власти», который создается, чтобы «игнорировать представительный орган крымских татар». Эксперты считают, что новое движение может стать лояльной альтернативой Меджлису.

Идея создания общественного движения, которое обеспечит диалог крымских татар с властью, по словам Ремзи Ильясова, возникла 6 сентября на всекрымской конференции «О положении крымскотатарского народа на современном этапе в Крыму». Проводившие ее глава Крыма Сергей Аксенов и спикер Госсовета Владимир Константинов пообещали крымским татарам больше 10 млрд. руб. на обустройство репатриантов до 2020 года и призвали принять участие в выборах в Госсовет 14 сентября.

Инициативу прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат исторических наук, доцент Таврического национального университета (Симферополь) Андрей Никифоров:

Действительно, крымские татары, в отличие от крымчан других национальностей, крайне неоднозначно восприняли возвращение Крыма в состав России. Некоторые – враждебно, некоторые – настороженно. А ко всеобщему восторгу по этому поводу присоединились сравнительно немногие. Отсюда – их низкая активность в ходе Всекрымского референдума 16 марта, этакой альтернативой которому стала навязчивая демонстрация своей этничности: водители – крымские татары устанавливают в своих автомобилях макет национального крымскотатарского флага, на одежде и аксессуарах многих крымских татар появилась национальная символика. Нередко можно встретить молодых людей в футболках с надписью «Я – татарин» и т.п. Ничего подобного в таких масштабах ещё год назад не наблюдалось.

Однако водораздел в крымскотатарском сообществе нового российского Крыма идёт вовсе не между теми, кто принял участие в референдуме, и теми, кто его с той или иной степенью активности игнорировал. Я бы сказал, что некий разлом в крымскотатарском обществе проходит по линии, отделяющей тех, кто принял реальность, и теми, кто пытается продолжать делать вид, что живёт в Крыму как составной части Украины. Эти вторые, кстати, публичной общественно-политической активности тоже избегают. Скорее, они затаились или ограничиваются фрондированием в информационном поле. Но избегают они также возможностей сотрудничества с российскими властями – как республиканскими, так и федеральными. Но имеются и те, кто готов на диалог с властью. И, по некоторым косвенным данным, можно вполне уверенно предполагать, что таких среди крымских татар уже большинство.

Украинские власти (в том числе и власти Крымской автономии) в последние годы традиционно выстраивали коммуникацию с крымскотатарским сообществом через т.н. «Меджлис крымскотатарского народа» - нелегальную структуру, которая за 23 года своего фактического существования так и не обзавелась официальным правовым статусом. Тем не менее, Меджлис не только рассматривался как контрагент власти, но даже наделялся вполне реальными полномочиями и распоряжался конкретными ресурсами, выделяемыми под контроль его представителей украинским государством.

После выхода из состава Украины руководство республики фактически попыталось продолжить ту же линию, поскольку Меджлис не без оснований считался самой авторитетной крымскотатарской общественно-политической структурой. Но лидеры Меджлиса фактически отвергли предложение диалога и сотрудничества, перейдя в жёсткую оппозицию по отношению к российскому Крыму. Это они сейчас опекают и организационно поддерживают т.н. «сотню «Крым», участвующую в «зачистке» Донбасса, а также разъезжают по всему миру, собирая подачки на подрывную деятельность в Крыму. Ну и от подачек со стороны Порошенко с Коломойским не отказываются.

Тем не менее, часть членов Меджлиса пошла на сотрудничество с крымскими властями, намеренными реализовывать президентский указ о реабилитации депортированных по этническому принципу. На это, кстати, на адаптацию репатриантов выделяются невиданные ранее средства. Собственно, именно они и стали инициаторами создания нового общественного движения. И именно в них, ставших чиновниками высокого ранга и депутатами республиканского парламента, и делается сейчас ставка для организации диалога крымской власти и крымских татар. Но это практически сразу такое развитие событий было крайне негативно воспринято со стороны представителей тех крымскотатарских организаций, которые многие годы оппонировали Междлису и вполне заслуженно могут быть названы пророссийскими. Для них происходящее – продолжение старой линии, когда Меджлис накачивался властью полномочиями и ресурсами, а они, напротив, дискредитировались и всячески ослаблялись. Это – довольно специфическое недовольство части крымскотатарского сообщества российской властью. Пока – почти исключительно – республиканским уровнем этой власти.

Так что, в диалоге с крымскими татарами имеются разные подводные камни. Насколько он вообще окажется продуктивным и какой будет динамика отношения крымских татар к России – покажет ближайшее время. Думаю, если не будет допущено фатальных ошибок, динамика эта должна быть позитивной, а угроза использования воспитанного у крымских татар десятилетиями недоверия ко всему русскому и российскому в подрывных целях – постепенно букет снижаться. Все объективные предпосылки для этого имеются.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «В диалоге с крымскими татарами имеются разные подводные камни»

В составе Российской федерации сосуществует множество народов и все традиционные концессии. Практика показывает, что и мусульмане и православные люди вполне могут образовывать взаимоуважительное сообщество если оно основывается на честности и твердости власти. И первое и второе должно быть в полной мере иметь отношение к Крымским татарам. Если они в состоянии чувствовать себя друзьями населяющих нашу страну народов- милости просим к нашему столу, если нет- вот билет...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Ростиславович Никифоров
Время «чемоданных» настроений прошло
Крымский политолог Андрей Никифоров о том, почему только 0% крымских татар хотели бы переехать на Украину
03.03.2017
Ещё один шаг от пропасти
Создание культурно-национальной автономии крымских татар может ослабить влияние меджлисовцев на население Крыма
16.06.2016
Борьба за крымских татар не завершена
Крымский политолог Андрей Никифоров признался, что его удивило не признание Меджлиса террористической организацией, а реакция американцев на это решение
23.04.2016
Все статьи Андрей Ростиславович Никифоров
Воссоединение Крыма с Россией
К 285-летию со дня рождения князя Таврического Григория Потёмкина
В Москве Фонд славянской письменности и культуры и «Русская народная линия» провели очередную конференцию
15.10.2024
Пора декоммунизировать Польшу
О русофобском пассаже Сикорского, призвавшего передать Крым под мандат ООН
20.09.2024
Родник Данилевского
Крымские впечатления и размышления
27.08.2024
Новый Херсонес. Торжественное открытие.
Комментарии митрополита Симферопольского и Крымского
08.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12