«Мать Мария: героиня России и Франции»

Под Анапой состоялась встреча памяти героини французского Сопротивления

0
475
Время на чтение 6 минут
1
«Ныне подвиг любви матери Марии, её творческое наследие всё более становятся известны нашим соотечественникам. Верим, что её вдохновенный пример укрепит наши силы в служении Воскресшему из мертвых Христу Спасителю». Так писал в 2004 г. Кирилл, Митрополит  Московский и Калиниградский, а ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, в предисловии к книге «Красота спасающая». Эта книга посвящена творчеству нашей выдающейся землячки-анапчанки  – Елизаветы Юрьевны Пиленко.

К сожалению, даже в нашей стране немногим знакомо это имя, хотя город Анапу во всём мире знают, прежде всего, потому что отсюда родом Е.Ю.Пиленко, потомок  древних дворянских родов России и Франции, известная ещё под фамилиями Кузьмина-Караваева и Скобцова.

В дни, когда город-курорт, Город воинской славы Анапа празднует 69-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков, нельзя не вспомнить это имя, которое в числе других принесло городу славу на века. Поэтому неслучайной была состоявшаяся в Санаторно-курортном объединении «Смена» (п. Сукко) встреча памяти матери Марии, героини французского Сопротивления, Праведницы мира, подвиг которой увековечен в Париже и Риге, в Санкт-Петербурге и Иерусалиме, в Равенсбрюке и анапской Юровке.

Эта встреча состоялась благодаря содействию депутата Законодательного Собрания Краснодарского края Н.Е.Иванюшкина, и была организована Краснодарской краевой общественной организацией «Творческий союз  иконописцев» имени князя Е.Н.Трубецкого под руководством С.А.Мачигиной и руководством СКО «Смена» (директор - Ю.А.Баранов, зам. директора – Т.Н.Рудник).

Встреча памяти матери Марии была проведена для отдыхающих здесь детей, в частности, для ребят Санкт-Петербурга. Это было для них вдвойне интересно, поскольку ребята приехали из северной столицы, которая сыграла весьма значимую роль в становлении личности Е.Ю.Пиленко. Особым откровением для детей стал французский период биографии матери Марии, поскольку они представляли не обычную школу, а среднюю общеобразовательную  школу № 4 с углубленным изучением французского языка имени  Жака-Ива Кусто.

С большим вниманием юные питерцы следили за рассказами их взрослых друзей из «Творческого союза иконописцев». 

Заместитель председателя Союза,  историк А.А.Соловьев с помощью мультимедийной презентации познакомил ребят с биографией матери Марии. Перед их взором промелькнула, будто комета, бурная и полная исканий жизнь потомственной казачки: из юной любительницы археологии она превращалась в поэтессу Серебряного века, вдохновляемую другим поэтом – Александром Блоком; из девушки богемы она уходила в труженицы анапских виноградников; из успешных предпринимателей – в политику, где защитила брошенную коллегами-мужчинами на произвол судьбы Анапу от террора анархистов; спасенная от смертной казни, она рассталась с любимым черноморским Высоким берегом навсегда; испытав тяготы эмиграции и смерть дочерей, пришла к монашескому служению Богу и страждущим; в годы фашистской оккупации стала активным участником французского Сопротивления, спасая людей от верной гибели в концлагерях; но сама попала в концлагерь, где продолжала бороться против фашизма и – с искренней Верой в грядущую Победу Добра над злом погибла, оставив после себя благодарную память потомков. Награжденная в 1985 г. советским орденом Отечественной войны 2-й степени, она была прославлена в 2004 г. Константинопольским Патриархатом в лике православной святой преподобномученицы.

Дети, затаив дыхание, впитывают детали биографии матери Марии, которая открывается для них как великая поэма о Любви. 

С неподдельным интересом гости из Санкт-Петербурга знакомятся с рассказом председателя «Творческого союза иконописцев» С.А.Мачигиной о творчестве матери Марии, её акварелях, вышивке, иконописи. Каждая её художественная работа – это философское послание, результат глубокой работы ума и сердца. Мать Мария сама иллюстрировала свои книги, украшала создаваемые своими руками храмы. Но закончить свою последнюю работу ей было не суждено: в концлагере она вышивала икону Божией Матери с распятым младенцем-Христом и говорила: «Вот закончу, и Красная Армия нас освободит!» Она не дожила до свободы всего несколько дней…

Софья Анатольевна с понятным волнением делится с ребятами подробностями творческого пути матери Марии, и её беседа с ними превращается в доверительный разговор об искусстве, о смысле жизни, о Вере.  И, кажется, ей, потомственному иконописцу удалось донести до каждого ребенка суть подвига матери Марии: своим творчеством она дарила людям свет Веры, Надежды, Любви, боролась со злом - и своим примером, и своим искусством.

Настоящим откровением стала для гостей из города на Неве поездка в Анапу, где они посетили символический памятник матери Марии и Мемориальный зал её имени, расположенный в здании Анапского археологического музея-заповедника «Горгиппия».

Уникальные экспонаты собраны здесь заботливыми руками сотрудников и, прежде всего, З.Н.Лемякиной в единое гармоничное целое: посетители как-бы погружаются в анапский период жизни и творчества матери Марии, осмысливают истоки становления её личности и – будущего подвига.

Юные питерцы задают множество вопросов о том, что видят в музее – и это показатель их большого интереса к необычной для них теме: ведь наша современная школа даёт некие знания, но, увы, упускает из виду самое главное – душу ребенка, будущего взрослого человека, гражданина и патриота своего Отечества. Поэтому такие уроки, как это посещение Мемориального зала матери Марии, очень нужны нынешним детям, чтобы они не стали очередным потерянным поколением России.
 
После посещения Мемориального зала с душевным трепетом подошли участники встречи к гранитному валуну с крестом, который находится на набережной, в Пиленковском сквере, названном в честь знаменитого деда Елизаветы Юрьевны – Д.В.Пиленко, начальника Черноморского округа. Поэтому не случайно, именно здесь был установлен благодарными анапчанами в память о матери Марии этот камень. Именно сюда была привезена поклонниками Е.Ю.Пиленко земля с того самого поля у концлагеря Равенсбрюк, где был развеян прах мученицы.

Дети вчитываются в выбитые на граните её поэтические строки: «Нет, Господь, я дорогу не мерю – что положено, то и пройду…». Не по-детски взрослыми становятся они – правнуки переживших блокаду ленинградцев, - когда чтят память матери Марии минутой молчания и поют «Вечную память…».

Как же значимо это состояние души маленького человечка, когда он постигает высокие истины, как же важно, чтобы эту сопричастность подвигу Любви дети пронесли через всю жизнь. И есть надежда, что встреча с матерью Марией станет знаковой в судьбе этих ребят, и они, сердцем прикоснувшиеся к жизненному подвигу нашей землячки, станут юными послами её наследия, пойдут по жизни с Верой и Надеждой, завещанной Елизаветой Юрьевной Пиленко.

Да, Анапа, Кубань могут гордиться тем, что они являются родиной великой православной святой. Но, вместе с тем, мы все в долгу перед матерью Марией и памятью о ней: нам и нашим детям необходимы издания с её биографией и замечательными произведениями. Подвиг матери Марии ждет своего воплощения в бронзе и граните, на холсте и на телеэкране, её имя должно быть запечатлено в названиях улиц и площадей.  Ждёт своего воплощения идея создания Центра духовности и милосердия имени нашей выдающейся землячки. Наконец, настала пора поднять вопрос о прославлении матери Марии на родине, о включении имени святой преподобномученицы в месяцеслов Русской Православной Церкви. 
 
Всё это нужно для того, чтобы дети, молодёжь, да и взрослые припадали к наследию матери Марии как живительному источнику Веры и Красоты, чтобы они не стали жертвами евромайданов и других извращений, насаждаемых недругами нашего Отечества, чтобы могли приблизиться на своём жизненном пути, хотя бы на шаг, к великим подвигам великих предков. Мать Мария ждёт нас всегда:   

«Но будет час… Когда? - еще не знаю;
И я приду, чтоб дать живым ответ,
Чтоб вновь вам указать дорогу к раю,
Сказать, что боли нет».
Заместитель председателя «Творческого союза иконописцев» Александр Анатольевич Соловьев
 
1 
 
 Памятный камень
 
1 
 
 Последняя работа матери Марии. Художница С.А.Раевская-Оцуп
 
1 
  Прорись иконы матери Марии. Работа сестры Иоанны (Ю.Н.Рейтлингер)
 
1 
 
 С.А.Мачигина
 
1 
 
1 
 
1 
 
 А.А.Соловьев
 
1 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. А что Оболенская?

Странно, в массе источников мать Мария, погибшая в Равенсбрюке, в миру носила имя Веры Оболенской, княжны. Нигде это противоречие не поясняется и не разрешается

7. Re: «Мать Мария: героиня России и Франции»

Могу проконсультировать: по канонам святых отец - тех кто не почитает православных мучеников отлучают; кто посещает с любой целью могилы пострадавших от гонителей еретиков (там могут служится литургии и молебны) - отлучаются. Если отбросить всякое лукавство (во-первых это грех, во-вторых обманом ничего не докажешь), а придерживаться фактов, то свт. патриарх Тихон разорвал молитвенное общение с Константинопольским патриархатом из-за их поддержки обновленцев, и нормализация отношений с ними произошла намного позже войны. Поэтому согласно п.1 не признающие и хулящие свт. Тихона люди ничего общего с православием не имеют. По п.2 - люди которые рассказывают о Марии (Скобцовой) обычно умалчивают, что она была вне РПЦ, и что Московская Патриархия никогда её своей не считала, а если про это сказать то начинают скандалить. Тут надо определится либо ты в церкви, либо вне её. Для этого надо перестать обманывать себя и других.
Серафим / 07.10.2014, 23:08

6. Re: «Мать Мария: героиня России и Франции»

Вот один из сайтов о матери Марии: http://mere-marie.com/ а здесь как раз некоторые вопросы по поводу ее канонизации http://mere-marie.com/canonization/ которые разъясняет ректор ПСТГУ член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ(Московский Патриархат РПЦ))
Александрс. / 05.10.2014, 20:03

5. Ответ на 1., Серафим:

Скончалась в расколе. Придерживалась обновленчества.

Опасно ходите Серафим, после отделения митрополита Евлогия от Русской зарубежной церкви он вместе с паствой перешел под омофор Константинопольского патриархата. Даже (пока) до сегодняшнего дня канонического патриархата. Скончалась не в расколе. Мученической смертью. Заменив собой другого человека. Дружба в эмиграции с Сергием Булгаковым (ересь софиологии)ни о чем не говорит . В эмиграции все русские общались. В обновленчестве не была. Теперь надо проконсультироваться у Яблокова: что там говорят Отцы Церкви о непризнании прославленных святых и хуле на них? Да простит Вас Господь и святая Мученица Мария.
Александрс. / 05.10.2014, 19:49

4. "Он мог от бурь и непогод укрыться в тихой гавани беспечно, но дух его могучий шел вперед, где Красота, Добро и Правда - вечны".

Благодарю автора этой статьи. Господь смотрит на сердце человека. Мать Мария на стыке Первой мировой, революции, гражданской войны и Второй Мировой всегда искала правду и становилась на сторону обижаемого. Батюшка Серафим Саровский не был в почете у церковного начальства и в свое время претерпевал много скорбей от правящих церковных иерархов, но простой народ всегда тянулся к нему и любил.Позднее Господь прославил его. На период юности Елизавете пришлось столкнуться с ломкой империи, войной и хаосом в светской и сломом в церковной жизни. Одаренная, красивая, получившая прекрасное светское образование, находясь в буре треволнений и катаклизм и обладающая неиссякаемой энергией и любовью к людям, она искала способов и возможности им помочь и Господь предоставлял ей такую возможность. Зададимся вопросом: чем святые отличаются от нас? Наверное своей устремленностью идти вслед за Богом, исполняя две основные Божии Заповеди:всем сердцем,умом, всей душой и крепостью любить Бога и ближнего,как самого себя. Дерзают, идя на ежедневный подвиг во имя их, при этом хорошо осознавая свою немощь, не осуждая других, падая и вставая, упорно следуют за Христом. (Не случайно в тяжелые времена на Руси было много юродивых). Болея сердцем за обездоленных, больных и раненных, матушка Мария не смогла отсидеться за стенами монашеского общежития, когда везде была беда и раздавлись мольбы о помощи.Будучи сама нищей, кормила и предоставляла приют с Божьей помощью многим другим, реально спасала от смерти и пошла в газовую камеру за другого за неделю до освобождения лагеря от фашистов. Блок посвятил ей белые стихи: " Когда вы стоите на моем пути, Такая живая, такая красивая, Но такая измученная, Говорите все о печальном, думаете о смерти, Никого не любите И презираете свою красоту - Что же? Разве я обижу вас? О, нет"! ... А в концентрационном лагере Равенсбрюк, будучи духовной опорой для многих, мать Мария не раз будет вспоминать поэта, Россию, Петербург и напишет вот такие строки: Прощайте, берега. Нагружен мой корабль Плодами грешными оставленной земли. Без груза этого отплыть я не могла б Туда, где в вечности блуждают корабли. Всем, всем ветрам морским открыты ныне снасти. Все бури соберу в тугие паруса. Путь корабля таков: от берега, где страсти, В бесстрастные Господни небеса… И еще о трех словах: ‘любите друг друга’, только до конца и без исключения, и тогда все оправдано и вся жизнь освещена, а иначе мерзость и тяжесть”... Её судьбе посвящён фильм 1982 года «Мать Мария» с Людмилой Касаткиной в главной роли. В романе А. Толстого «Хождение по мукам» петербургский период её жизни послужил прообразом персонажа «Елизавета Киевна».
Cветлана / 05.10.2014, 13:14

3. Благодарю автора статьи.

Господь смотрит на сердце человека. Мать Мария на стыке Первой мировой, революции, гражданской войны и Второй Мировой всегда искала правду и становилась на сторону обижаемого. (Батюшка Серафим Саровский не был в почете у церковного начальства и в свое время претерпевал много скорбей от правящих церковных иерархов, но простой народ всегда тянулся к нему и любил. Позднее Господь прославил его). Период юности Елизаветы пришелся с ломкой Российской Империи, хаосом в светской и сломом в церковной жизни. Одаренная, получившая прекрасное светское образование, находившаяся в буре треволнений и катаклизм и обладающая неиссякаемой энергией и любовью к людям, она искала возможность им помочь и Господь всегда предоставлял ей такую возможность. Чем святые отличаются от нас? Своей устремленностью идти вслед за Богом. Всей своей душой, сердцем, крепостью они любят Бога, ежедневно совершая подвиг во имя ближнего.Хорошо видя и осознавая свою немощь и не осуждая других они снова и снова поднимаются и идут за Христом. Не случайно в тяжелые времена на Руси было много юродивых "Он мог от бурь и непогод укрыться в тихой гавани беспечно, но дух его могучий шел вперед, где Красота, Добро и Правда - вечны". Болея сердцем за обездоленных, больных и раненных, матушка Мария не смогла отсидеться за стенами монашеского общежития, когда везде была беда и раздавлись мольбы о помощи.Будучи сама нищей, кормила и предоставляла приют с Божьей помощью многим другим, реально спасала от смерти и пошла в газовую камеру за другого за неделю до освобождения лагеря от фашистов. Встреча в юности с блоком не прошла бесследно и он ей посвятил белые стихи: " Когда вы стоите на моем пути, Такая живая, такая красивая, Но такая измученная, Говорите все о печальном, думаете о смерти, Никого не любите И презираете свою красоту - Что же? Разве я обижу вас? О, нет"! ... А в концентрационном лагере Равенсбрюк, будучи духовной опорой для многих, мать Мария не раз будет вспоминать поэта, Россию, Петербург и напишет вот такие строки: Прощайте, берега. Нагружен мой корабль Плодами грешными оставленной земли. Без груза этого отплыть я не могла б Туда, где в вечности блуждают корабли. Всем, всем ветрам морским открыты ныне снасти. Все бури соберу в тугие паруса. Путь корабля таков: от берега, где страсти, В бесстрастные Господни небеса… И еще о трех словах: ‘любите друг друга’, только до конца и без исключения, и тогда все оправдано и вся жизнь освещена, а иначе мерзость и тяжесть”... В романе А. Толстого «Хождение по мукам» петербургский период её жизни послужил прообразом персонажа «Елизавета Киевна». Её судьбе посвящён фильм 1982 года «Мать Мария» с Людмилой Касаткиной в главной роли.
Cветлана / 05.10.2014, 12:51

2. Ответ на 1., Серафим:

Скончалась в расколе. Придерживалась обновленчества.

Как-то вы небрежно выразились о мученической смерти. Можно подумать, что умерла в своей постели. А ведь она активно боролась с нацизмом и была казнена в газовой камере Равенсбрюка.
Иванович Михаил / 05.10.2014, 11:55

1. Re: «Мать Мария: героиня России и Франции»

Скончалась в расколе. Придерживалась обновленчества.
Серафим / 04.10.2014, 22:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Анатольевич Соловьев
Ми смо дјеца Неба! Мы дети Неба!
В Краснодаре состоялось духовное стояние в защиту Сербской Православной Церкви
13.01.2020
«Бессмертные защитники Отечества»
На Кубани прошла духовно-патриотическая акция, посвященная подвигу рядового Архипа Осипова
17.03.2018
«Силу иконописного образа начинают понимать многие»
В связи с 10-летием «Творческого союза иконописцев» в Краснодаре прошла духовно-патриотическая программа «Святые образы наших Побед»
05.03.2018
«Святые образы наших Побед»
В связи с 10-летием «Творческого союза иконописцев» готовится духовно-патриотическая программа в рамках Всероссийского месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
09.02.2018
Все статьи Александр Анатольевич Соловьев
Последние комментарии
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02
«Общий тренд есть общий тренд»
Новый комментарий от Ленчик
13.11.2024 11:53
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.11.2024 10:57