Империя органична для России

Выступление главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова на заседании Изборского клуба

0
2581
Время на чтение 6 минут
Темы заседания Изборского клуба в Санкт-Петербурге обозначены как - «Творчество новой империи - связь времен» и «Обновление элит». Проблема поставлена очень своевременно и место для ее обсуждения выбрано правильно, - где же еще, как не в Санкт-Петербурге, столице Российской Империи, обсуждать проблему нового имперского строительства!
 
Творить Империю в России легко, поскольку Империя всегда была в нашей истории. Это органическая форма бытия русского народа. Россия изначально формировалась как Империя. Русская колонизация носила имперский характер. 

Тут нужно только не путать разные типы Империи. Для Запада характерен колониальный тип Империи, когда имеет место четкое деление на метрополию и колонии, которые различаются в правовом и политическом отношении. Но история знает и другой тип Империи – ее можно назвать миродержательная Империя. Такими были Римская, Византийская и Российская Империи. Эти Империи представляли собой единство во многообразии, многообразии национальном и религиозном. И не случайно так радикально различаются колонизации – русская и американская. После американской колонизации оставались только территории – местное население практически полностью уничтожено. Русская колонизация, при всех сложностях и конфликтах, которые неизбежно возникали между русскими и туземцами, все-таки носила иной характер, - характер присоединения народов вместе с территориями.
 
Русские государи и великие русские правители прекрасно понимали суть российского государственного строения, понимали преемственность служения России, как Третьего Рима. Хотелось бы напомнить слова первого русского Императора Петра Великого, которые он сказал 22 октября 1721 года по случаю торжества в честь преподнесения Государю звания – Император и Отец нации (собственно 22 октября, т.е 4 ноября по нынешнему григорианскому календарю, день Казанской иконы Божией Матери по праву считается Днем рождения Российской Империи). Петр Великий посчитал необходимым объяснить своим сподвижникам смысл своих реформ, которые тяжелым бременем легли на весь народ. Он сказал примерно следующее: «Я все это делал для того, чтобы с нами не стало, как с Империей греческой». Русский Государь, правитель Третьего Рима в 1721 году вспоминает 1453 год – год падения Константинополя, падения Второго Рима, который был катастрофой мировой истории. 

Стоит вспомнить и слова другого великого русского правителя, другой эпохи, Иосифа Сталина, который 2 сентября 1945 года, после победы над Японией, в своем выступлении сказал не менее сакраментальные слова: «Сорок лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня». Сердце Сталина, оказывается, уязвлено было в 1905 году поражением России в Русско-японской войне. И через 40 лет справедливость восторжествовала. Слова Петра Великого и Иосифа Сталина являются яркими символами преемственности русского служения. 

Сегодня многих из нас охватывает тревога. Поскольку еще ничего окончательно не решено. Поскольку Россия до сих пор находится в состоянии перехода. Александр Андреевич Проханов в своем вступительном слове сказал о том, что украинская драма резко обострила конфликт между имперскостью и национализмом. Это справедливые слова. Причем, этот конфликт обострился не только между Империей и украинским национализмом, но между Империей и русским национализмом, родным братом украинского национализма.
 
Тут стоит напомнить историю появления такого феномена как политический русский национализм. Партия русских националистов была создана Петром Аркадьевичем Столыпиным для поддержки своего политического курса на буржуазное преобразование России. Одной из ее задач было выдавливание с политической сцены монархического имперского черносотенного движения. Партия русских националистов, уже после трагической кончины Столыпина, печально закончила свое существование. В 1915 году лидеры партии русских националистов вступили в союз с оголтелыми западниками-либералами. Этот т.н. Прогрессивный блок стал локомотивом свержения русского самодержавия, локомотивом революции в России, которая привела к новой мировой катастрофе – падению Третьего Рима. Очень символичная картина – отречение Государя Николая Александровича от престола. Принимают его отречение два политика – лидер русских либералов Гучков и лидер русских националистов Шульгин. Таким образом, русский национализм в 1917 года присутствовал при гибели Российской Империи. Этот символ показывает органическую враждебность русского национализма к имперской государственности, а иной государственности в России быть не может! Поэтому для меня не было ничего удивительного в том, что люди, которые сегодня себя называют русским националистами, оказались по одну сторону баррикад с нынешними либералами-западниками во время политического кризиса 2011-2012 гг. Они вместе выступали против власти в составе «белоленточной оппозиции»... 

Империя – сложная форма государственного устройства. Это, по сути, живая диалектика, поскольку имперский принцип государственного устройства предполагает сочетание формально несочетаемого иерархичности (при национальном равенстве роль русского народа должна быть ведущей и определяющей, а при религиозном равенстве роль Русской Православной Церкви должна быть определяющей) и бережного отношения к другим нациям и религиям. Это требует очень скрупулезной, тонкой политической практики. Империей можно управлять только вручную, механическое управление в Империи невозможно. Кстати, столь же диалектическим понятием как Империя является и понятие «русский народ». Одновременно это понятие, обозначающее некую этническую общность - русских по крови и суперэтнос (для нас настоящими русскими являются немцы святые сестры Александра Федоровна и Елизавета Федоровна, Фонвизин, шотландец Барклай де Толли, датчанин Даль, еврей Левитан, серб Милорадович, поляк Рокоссовский, грузины Багратион и Сталин). Поэтому столь жаркие споры разгораются по поводу того, кто такие русские. 

Именно со сложностью имперского государственного устройства и управления связана особая роль государственности в России. А отсюда проистекает и особое отношение народа к государству – знаменитый русский патернализм. Это понимали выдающиеся русские мыслители прошлого. Приведу цитату видного философа и публициста XIX века Михаила Никифоровича Каткова: «Есть в России одна господствующая народность, один господствующей язык, выработанный веками исторической жизни. Однако, есть в России и множество племен, говорящих каждое своим языком и имеющих каждое свой обычай... Но все эти разнородные племена, все эти разнохарактерные области, лежащие по окраинам великого русского мира, составляют его живые части и чувствуют единство с ним в единстве государства, в единстве Верховной власти, - в Царе, в живом всеповершающем олицетворении этого единства. В России есть господствующая церковь, но в ней же есть множество всяких, исключающих друг друга верований. Однако все это разнообразие бесчисленных верований, соединяющих и разделяющих людей, покрывается одним общим началом государственного единства. Разноплеменные и разноверные люди одинаково чувствуют себя членами одного государственного целого, подданными одной верховной власти. Все разнородное в общем составе России, все, что может быть исключает друг друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства. Благодаря этому чувству Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской земли»... 

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с очень опасным явлением – недоверием к власти. Это характерно особенно для представителей интеллигенции. Поэтому как нельзя более актуально прозвучали сегодняшние слова и.о. губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко о том, что одной из базовых идей новой русской идеологии должна быть идея служения. Служение представителей всех сословий русского общества, особенно, конечно, представителей государственной власти, чиновничества.
 
Именно с вопросами формирования идеологии как важнейшей на сегодня задачей государственного строительства связано создание нами общественной организации «Русское Собрание», которая ставит перед собой задачу формирования основ национальной идеологии с опорой на традицию, путем обращения к наследию русских мыслителей XIX-XX вв., которые, можно сказать, создали комплексное учение России. Нам необходимо обратиться к этому наследию, актуализировать его для нужд современного государственного и общественного строительства. Только таким образом Россия сможет сказать то новое слово миру, о котором мечтал наш выдающийся писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский. 

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского собрания»
 
Фото 2 
 
А.Степанов и Н.Стариков 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

133. Ответ на 36., Алционов :

Национализм" современных наций на который Вы ссылаетесь - это не национализм на самом деле. Там речь идёт о гражданском национализме: нация состоит из тех граждан которые на данный момент проживают на территории страны. Этнос при этом роли не играет. Поэтому "французская нация" состоит в т.ч. и из арабов. "Голландская нация" - в т.ч. и из турков. И т.д. Футбольные команды в этом смысле хорошо отражают суть современных европейских наций. Я же предпочитаю национализм именно этнический. В данном случае русский. (И пожалуйста не надо говорить что такой национализм "граничит с фашизмом". Это у Вас ливберализм каой-то.) Русские в России составляют 80 % население. Русские - государствообразующая нация. Именно русские создали Россию. А не чеченцы или татары или чукчи. Поэтому Россия - в первую очередь русская страна (или должна таковой быть). Что конечно отнюдь не означает умаления или тем более угнетения "малых народов".
Заграничный / 02.07.2014, 06:19

132. Ответ на 131., Владимир Иванович:

А Вы вообще отрицаете этногенез.

Нет, не отрицаю. Но и того значения не предаю, которое Вы предаете. Еще раз. Вы не учитываете духовную составляющую (разве что где-то в какой-то конечной перспективе), тогда как на самом деле она является определяющим фактором нации.
М.Яблоков / 01.07.2014, 03:25

131. Ответ на 128., М.Яблоков:

А у Вас получается разделение реальной жизни с духовной ее составляющей.

А Вы вообще отрицаете этногенез. Может быть всё-таки согласимся, что существует этногенетическое с его биофизикохимией, история в её социально-экономическом наполнении, но конечной целью существования человека и этноса (не отменяющее этногенез и историю, но одухотворяющее нашу жизнь) есть духовное возрождение и развитие.

130. Ответ на 127., Алционов:

Если так, то это хорошо - носителей имперской идеи прибыло.

Я и не убывал никуда и никогда. Указывал на реалии жизни. Человек и этнос развиваются через этногенез и историю, биохимию+биофизику и социально-экономическое. Совершенствуя физическое, психическое, интеллектуальное. Но конечная цель - БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО - духовная. Применительно к теме империи это выглядит (повторюсь) как усиление и убыстрение этногенетического процесса. В историческом времени возникает государство имперского типа как отражение внутреннего этногенетического. Господь попускает нам развиваться используя те возможности, которые есть у каждого народа. Но это не значит, что есть те, кто лучше или хуже. Пришедшие в последний час не менее дороги Отцу Небесному. И язычники, и индуисты, и мусульмане, и христиане - все проходят через этногенез и историю. Но православные на острие духовного копья.

129. Ответ на 115., М.Яблоков:

Все это от безбожия,

Там немало искренне верующих людей.

128. Ответ на 123., Владимир Иванович:

Этногенез - это наша реальная жизнь, в реальном времени и пространстве. С его энергетикой, взаимосвязями и взаимозависимостями... Идея Третьего Рима высшего, духовного плана. Она не должна заслонять от нашего взора реалий жизни земной. Но быть стратегическим духовным целеполаганием.

Не только целеполаганием, но и с реальной жизнью. А у Вас получается разделение реальной жизни с духовной ее составляющей.
М.Яблоков / 30.06.2014, 15:57

127. Ответ на 123., Владимир Иванович:

Идея Третьего Рима высшего, духовного плана. Она не должна заслонять от нашего взора реалий жизни земной. Но быть стратегическим духовным целеполаганием.

Если я правильно понимаю, вы в процессе обсуждения решили изменить свою точку зрения? Давеча вы говорили:

<b>79. Владимир Иванович</b> : Ответ на 54., Анатолий Степанов: <i>2014-06-28 в 15:19</i> ... Идеи меняют друг друга, уйдёт и имперская, когда люди поймут, что для русских и России это пройденный этап.

Если так, то это хорошо - носителей имперской идеи прибыло.
Алционов / 30.06.2014, 14:45

126. Ответ на 121., Алционов:

А я и не настаиваю. Про этногенез заговорили с подачи Владимира Ивановича и немного увлеклись - тема модная и занимательная. Однако суть обсуждаемого остается неизменной: империя, как тип государства, не всеми понимается однозначно, что мешает обсуждению вопроса возрождения государства Российская Империя.

Без знания и понимания этногенеза - общечеловеческого, русско-евразийского, русского, - невозможно что либо обсуждать. Тем более "возрождения государства Российская империя".

125. Ответ на 119., Андрей Карпов:

Так что вот к Вам вопрос: а Вы уверены, что то, что преподается в наших школах не подгоняет результат образования под заранее существующее мировоззрение?

Школа дополняет наше мировоззрение начатками научных знаний. Но есть ещё семья, общество. Самообразование. Мировоззрение должно формироваться во всём многообразии доступных источников и форм.

124. Ответ на 117., Андрей Карпов:

Хотя гипотеза интересная, и что-то такое действительно она описывает...

Пока учёные мужи балуются словообразованием, разбираются является ли ПАССИОНАРНАЯ ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. Гумилёва "конструктом, гипотезой, теорией", парятся над "этничностью" (которая явно подменяет чёткое и ясное "этнос" и было придумано американскими социологами лет сорок назад для объяснения происходящих процессов в американском обществе), воз и ныне там. Есть реальный этногенетический процесс, с его биохимией и биофизикой, энергетикой и сложностью. А мы всё ходим вокруг да около.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
22.11.2024 13:51
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56