От слов – к делу!

Впечатления от круглого стола «Российская историческая традиция: содержание учебников истории»

Бывший СССР  Новые учебники истории в России  Герои России 
0
358
Время на чтение 8 минут
Фото 1
Вчера, 8 апреля, в Малом зале Государственной Думы состоялся круглый стол по теме «Российская историческая традиция: содержание учебников истории». Мероприятие было задумано как весьма масштабное – вел круглый стол глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов, среди выступавших были депутаты Государственной Думы, представители Русской Православной Церкви, известные историки, заслуженные школьные педагоги, представители СМИ и общественности. Зал едва вместил желающих принять участие в дискуссии, однако далеко не всем удалось высказаться – количество докладчиков (было заявлено о 52-х участниках, желавших получить слово) явно не соотносилось с отведенным для круглого стола временем – за три часа выступить удалось лишь трети из приглашенных к участию в мероприятии экспертов. Но обо всем по порядку.

Открыл заседание В.Никонов, огласивший сокращенную версию своего доклада «Российская историческая традиция», который был роздан всем участникам круглого стола перед его началом. Представив свою новую книгу «Российская матрица», Никонов озвучил идеи, легшие в ее основу и которые, по его мнению, должны быть базовыми для написания единого учебника истории. «В обсуждениях и спорах вокруг концепции нового учебника истории очень много полезного, они уже позволили расширить горизонты, – отметил депутат. – Однако чаще всего ломают копья вокруг – пусть важных – но все-таки частностей. Как лучше назвать монголов? Как охарактеризовать Сталина? Но представляется, не менее важны ответы на вопросы: Что такое Россия? Кто мы? Почему мы такие какие мы есть? Что мы представляем собой в современном мире? И что отличает Россию от других стран?» Попытавшись коротко ответить на эти вопросы, Никонов подчеркнул, что российский исторический опыт – один из самых успешных, так как мало государств, которые могли бы похвастаться «пятью веками непрерывного суверенного существования» и способностью возрождаться после очередного краха (ордынское нашествие, смута, революция 1917 года, крушение СССР). При этом Никонов особо подчеркнул, что наша история при внимательном ее изучении, свидетельствует, что частью западной политической системы мы не являемся, а когда забываем об этом и пытаемся убедить себя в обратном – получаем весьма печальные плоды. «Россия, – подчеркнул докладчик, – самодостаточный кульутрно-цивилизационный феномен, огромный, целостный и уникальный мир со своим со своим генетическим кодом истории, системой архетипов социальности, культуры, духовности, особым способом их проживания в истории и самой истории». В завершение своего выступления Никонов обратил внимание на то, что «мало где так слабо знают и недорого ценят свое прошлое и настоящее» и призвал, опираясь на знание прошлого, предложить в новых учебниках по истории образ достойного будущего.

Коротким и образным было выступления депутата Госдумы И.А.Яровой. Подчеркнув, что нашей истории не нужны ни обвинители, ни адвокаты, депутат призвала не допустить, чтобы учебник превратился в судебный процесс над нашей историей. Отбросив оправдательную и упадническую риторику, сказала Яровая, надо создать стройную линейку учебников по истории, литературе и русскому языку, которая бы способствовала консолидации российского общества.

Не обошлось мероприятие без В.В.Жириновского. Однако выступление лидера ЛДПР было весьма сумбурно, малосодержательно и затянуто. Пожалуй, единственное, что можно отметить в речи Жириновского (если не считать его призывы к историкам обращаться к нему за справками о том, как все было «на самом деле»), это провозглашение тезиса о начавшейся после возвращения Крыма «побудке русского народа».

О работе по созданию нового учебника истории отчитались заместитель директора Департамента общего образования Минобрнауки РФ И.И.Тарадамова и директор Института всеобщей истории РАН А.О.Чубарьян. После чего слово было предоставлено собравшимся экспертам.

Ярким и содержательным было выступление наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). А для нас, сотрудников РНЛ, оно было особенно приятно тем, что в своей речи отец Тихон затронул тему для нас близкую, которой мы уже второй год посвящаем видеосюжеты – тему русского героизма и русских героев. Обратив внимание собравшихся на важность воспитательного аспекта учебника по русской истории, отец Тихон призвал собравшихся положить конец дегероизации, начатой в 1990-е годы. Именно герои, подчеркнул он, как нельзя лучше способствуют воспитанию нового поколения и у каждой состоявшейся цивилизации, будь-то Древняя Греция, Древний Рим, Византия или Россия, такие герои есть. Наши русские герои – это богатыри и святые и именно на их подвигах и надо воспитывать новые поколения. «Никакие проповеди, семинары и "селигеры" не передадут эти высшие духовные ценности так, как герои», - заключил священник.

Не менее интересным был доклад и нашего постоянного автора, известного петербургского историка И.Я.Фроянова, который напомнил собравшимся, что поскольку школа в нашей стране – это государственное учреждение, то преподавание истории Отечества должно быть делом особой государственной важности. Призвав представителей власти не обращать внимание на недовольство либеральной общественности, И.Я.Фроянов настоятельно рекомендовал им взять процесс подготовки учебника под контроль государства и добиться того, чтобы школьный курс истории перестал быть «обо всем и ни о чем», а превратился в стройный и тематически выверенный рассказ о нашем государстве и обществе. Среди главных тем, которые должны усвоить школьники, Фроянов назвал особую роль государства в русской истории, приоритет общественных интересов над частными, четкое знание границ русского мира и истории нашей духовности.

Директор Института российской истории РАН Ю.А.Петров обратил внимание собравшихся на проблему соотношения федеральных и региональных учебников, которые зачастую очень расходятся в оценке событий нашей общей истории. По словам выступавшего, этнический национализм сегодня действует во вред формированию единой гражданской нации, а потому должен пресекаться. Рассказал ученый и о том, как преподносится история России в бывших республиках СССР. Лишь в учебниках Белоруссии и Армении, подчеркнул Ю.А.Петров, отсутствует определение русских как оккупантов, для остальных же стран свойственно представлять себя жертвами «русского колониализма» и акцентировать внимание не на общем государственном строительстве, а на борьбе за свою национальную независимость.

Важным и содержательным было эмоциональное выступление нашего автора, известного ученого-литературоведа В.Ю.Троицкого, который совершенно справедливо указал на то, что речь должна вестись не только об учебнике истории, сколько об учебниках истории, литературы и русского языка вместе взятых. Обратив внимание на то, что учебные курсы по литературе и русскому языку оказались не просто сокращенными, а осознанно низведенными на уровень колониальных стран, В.Ю.Троицкий призвал власть в корне пересмотреть отношение к преподаванию всего гуманитарного цикла предметов в школе и вузе.

На то же указал и известный историк С.В.Перевезенцев, по словам которого, пришло время отказаться как от приоритетного сегодня направления в школе, которые предполагает лишь передачу набора знаний и выдвинуть на первый план воспитание любви к Отечеству, чтобы школьник не просто узнавал факты из нашего прошлого, а учился сопереживать им и чувствовать себя причастным к нашей истории. А для этого, выразил уверенность историк, необходимо, чтобы в новом учебнике обязательно была представлена и духовная история нашего народа.

Фото 2
Среди других выступавших были этнолог В.А.Тишков, директор ГАРФ С.В.Мироненко, иерей Андрей Постернак, православный предприниматель В.В.Бойко-Великий и другие. К большому сожалению, организаторы круглого стола не рассчитали времени мероприятия и количество его участников, в результате чего многим записавшимся с выступлениями слово предоставлено так и не было. А между тем, куда интереснее было бы выслушать предложения специалистов из разных регионов, специально приехавших в Москву по приглашению Комитета по образованию, чем около получаса выслушивать рассуждения и без того не обойденного вниманием Жириновского.

Однако, несмотря на организационные недочеты, круглый стол можно считать состоявшимся и довольно успешным. Практически все выступления были проникнуты патриотическим духом, почти все докладчики признали несостоявшимся либеральный эксперимент в сфере образования, а подавляющее большинство предложений было разумно и дельно. Но вместе с тем, остается и некоторое смущение. Слова – словами, а дела пока в сфере образования и, в том числе, в деле преподавания истории как в средней, так и в высшей школе остаются неважными. И пока председатель думского комитета по образованию говорит о «русской матрице» и непригодности для России слепого копирования западных форм, министерство образования эти неприемлемые формы продолжает повсюду насаждать.

И еще один важный момент, который на круглом столе был обойден стороной. Не секрет, что учебники отечественной истории во все времена и при любых режимах были идеологичны. Ведь школьный курс истории отличается от академической науки в том числе и тем, что его задача не просто передать знания, а привить учащимся гражданские добродетели (патриотизм, солидарность, национальную гордость), нести нравственную миссию и быть акцентированным на проблеме национального и государственного строительства. Однако возникает вопрос: возможно ли создание такого курса (учебника) сегодня, если в главном документе страны – Конституции РФ говорится, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»? Можно ли сформировать единую государственную концепцию (хотя бы на уровне средней школы), продолжая отказываться от государственной идеологии? Иначе говоря, можно ли сформулировать идею того, каким должен быть школьный курс истории, немыслимый без воспитательного компонента, если такая идея (идеология) до сих пор не сформулирована и не провозглашена с высокой государственной трибуны? Ведь если у нас нет официальной оценки, например, того же советского времени, то как можно сделать цельным и непротиворечивым официальный курс отечественной истории? Без четко и внятно объявленного обществу курса движения государственного корабля, без указания цели и смысла существования современной российской государственности, создать «канон национальной истории» (который во все периоды неразрывно был связан с государственной идеологией) будет крайне непросто.

Бесспорно, что важной составляющей школьного учебника по отечественной истории должна быть патриотическая составляющая, о чем на круглом столе не раз говорилось, но ведь и патриотизм без наличия общенациональной системы координат оказывается зачастую понятием недостаточным для того, чтобы объединить и примирить общество в отношении, например, таких сложных и трагических событий в истории нашей страны, как революция 1917 года и Гражданская война, сталинские репрессии, коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны или распад СССР. Поэтому вопрос создания общенационального школьного учебника, выдержанного в едином духе и призванном выполнять, помимо прочего, и консолидирующую функцию, неизбежно упирается в вопрос наличия таких четких критериев и непротиворечивых взглядов на нашу историю и у государственной элиты, и у научного сообщества, и у общества в целом.

Сейчас такого единства в обществе не наблюдается, а потому перед государственной властью появляется еще одна проблема: воспитание дезориентированного и атомизированного общества в духе национального единства требует четких ориентиров у самой власти и проявления ею политической воли. Хватит ли ее у современной государственной элиты? Есть ли единство в ней самой, чтобы начать уверенной рукой проводить в жизнь этот курс? Определены ли ею те самые приоритеты, которые должны быть заложены в основу будущего учебника? Не случится ли так, что под правильные речи будет продолжена прежняя политика Министерства образования?

Ведь история, как бы к этому не относиться, в школьной ее интерпретации всегда отличалась от академической исторической науки еще и тем, что, как удачно выразился историк и философ И.Г.Яковенко, она всегда была некоей «нормативной конструкцией» или «нормативным образом». А создание такого «нормативного образа» возможно лишь в результате консенсуса элит по поводу идеологически и политически приемлемого представления об истории собственного народа, созданного им государства, места и роли этого народа в мировом целом, его перспектив. Так что задача по созданию единого учебника истории, поставленная В.В.Путиным, – не проста, но от успешного или неуспешного решения ее во многом зависит не только то, каковы будут знания школьников о нашей истории, но и то, каковой будет сама наша будущая история…

Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ещё одно наблюдение о слушаниях в Госдуме 8 Апреля

Было много интересных выступлений более двух десятков людей. Каждый из выступающих удостаивался в той или иной степени аплодисментов хотя бы в конце речи. Политическая, академическая и педагогическая аудитория выказывала дань уважения если не самой позиции выступающего, то ясному её выражению. Но каким поразительным, пещерным убожеством отличалось выступление заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Ирины Ивановны Тарадановой! Её слово завершилось гробовой тишиной. Римляне говорили: о покойном — либо хорошее, либо ничего. У видел в этом знак — пошел процесс похорон разрушительных «реформ» отечественного образования 1988-2013 годов.
Леонид Болотин / 10.04.2014, 09:17

3. Чует, чует погромщик русской этнографии Тишков, что начнет получать по мозгам...

"3. Академик Валерий Тишков на своей странице в Фейсбуке 8 апреля 2014 г. пишет: "Сегодня в Госдуме были публичные слушания про учебник российской истории. Организовал и сказал красиво в самом начале Вячеслав Никонов. В свое выступлении я сказал, что тотальное отрицание ситуации с учебниками по истории в последние 20 лет - это самооговор: никаких "соросовских учебников" в школе уже давно нет, а вместо "татаро-монгольского ига" лет 30 как используется термин "ордынское господство" или правление! Про то, что нужно улучшить в рамках нового стандарта также сказал, но совсем не то, что появилось в интернет-информации про это заседание. Дурной журналист с кем-то меня спутал, хотя это было трудно сделать (выступали Чубарьян, Яровая, Жириновский, Шевкунов и другие). Перед этим в интернете на эту же тему был размещен анонимный доклад некоего ЦПИ, который напоминает больше погромный донос наподобие недавнего доклада РИСИ про ряд авторитетных институтов и НКО. Какое-то предчувствие времен китайского хунвэйбинства"."
Леонид Болотин / 09.04.2014, 22:37

2. На ИНФО-24 слова И.Я.Фроянова приписали мерзавцу Тишкову

«Формирование истории - дело государственной важности. И государство должно заняться ей вплотную, не обращая внимания на либеральную общественность», - заявил академик РАН Валерий Тишков. http://inform-24.com/1847-tishkov-akademik-ran-zadacha-uchenyh-pisat-tak-chtoby-ne-bylo-stydno-ni-zavtra-ni-poslezavtra.html
Леонид Болотин / 09.04.2014, 22:15

1. Хороший отчет с верными выводами

Участвовал в этих слушаниях. Главное впечатление от них: в России есть когорта людей, есть кадры, которые в условиях мобилизационного рывка в кратчайшее время способны создать добротное и качественное школьное воспитание и образование. Конечно, упыри перестройки и реформ, вроде академика Тишкова, так просто, без борьбы не сдадутся. Но с чуством глубокого удовлетворения, я видел, как тот же Тишков юлил, перешел на иносказания, не посмел уже прямо повторять свою разрушительную денацинализирующую чушь, которой полны его "научные" труды. Тоска, тоска была в его словах. Победа будет за нами... Они думали, что победа будет за ними. Нет! Победа будет за нами!
Леонид Болотин / 09.04.2014, 21:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Бывший СССР
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Все статьи темы
Новые учебники истории в России
«Учит ли российская школа быть членом русской нации?»
Анализ школьного учебника истории В. Мединского и А.Коркунова
20.01.2024
Все статьи темы
Герои России
Ваня об Иване
Память о героях передаётся из поколения в поколение
24.04.2024
Неизвестные факты героической жизни Конева
Писатель Геннадий Сазонов на встрече с читателями рассказал о фронтовой судьбе Маршала Ивана Степановича Конева
22.04.2024
100 лет ветерану!
Век в строю, век служения Отечеству!
17.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45