Архипастырь напомнил слова Амвросия Оптинского: «Ничего случайного в жизни не бывает». «Я бы хотел обратить Ваше внимание на некоторые моменты – не на те, которые случились в жизни человека, который стрелял, а на удивительное совпадение – то, что эта трагедия произошла в День памяти новомучеников и исповедников Российских, когда пополнилось Небо двумя мучениками за Христа. Более того, сегодня в день Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста совершается их отпевание и погребение – снова не случайно. Ведь именно эти учители раскрыли в полной мере догмат о Пресвятой Троице, о Боговоплощении, показали нам, что значит правильно веровать во Христа. Если мы неправильно веруем - то это уже не христианство, то мы уже не последователи Христа и, когда люди начинают уклоняться в своей вере, происходят страшные вещи. Давайте вспомним 1917 год – год, когда наша Святая Русь была наказана за богоотступничество. Господь послал – и… наши же русские люди ломали Храмы, убивали людей. Понятно, кто был "научный руководитель" этой публики – это, конечно же, сатана. Какие мы видели карикатуры в 20-е годы? Что там было изображено? Красноармеец с винтовкой со штыком стоит на животе у "буржуя-мироеда", а штык втыкает куда? В священника! То есть мишенью была, конечно же, Церковь, чтобы уничтожить Правду Божию на земле, чтобы уничтожить правду человеческую. Нечто подобное происходило и в фашистской Германии. Немецкий народ, так же как и русский народ, не виноват - простые люди не виновны в том, что к власти пришли люди, которые исповедовали сатанизм - как большевики, так и фашисты. Все они исповедовали сатанизм. И это неправильное духовное устроение привело к жутким жертвам и человеческим трагедиям. Здесь мы видим то же самое - молодой человек "увлекся". Чем? Увлекся эзотерикой, неоязычеством. В результате, через это неправильное духовное устроение, сатана снова обрушивает свою ненависть на Святую Православную Церковь», - продолжил владыка.
Он привел в качестве примера эпизод, который ему рассказывали по поводу выхода в свет книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». «На тот момент в Западной Европе многие люди увлекались коммунистическими идеями, «пачками» вступали в коммунистическую партию. Когда же эта книга пролила истинный свет на человеконенавистническую природу коммунизма, около помещений, в которых располагались представительства компартии – этих "ячеек" во Франции, мусорные бачки были забиты партийными билетами – люди прозрели. Люди поняли, где ложь, и куда нас ведут. Дай Бог, чтобы и мы, глядя на подобные вещи, извлекали правильные уроки. Понятно, что с человеческой точки зрения – это трагедия. Но, когда мне говорят, что нужно поставить охранников, я отвечаю, что мы должны тогда ставить охрану к каждому ребенку, к каждому детскому саду, в каждый магазин, что, конечно же, неправильно. Мы этого сделать не можем. "Охрана" должна быть в нашем миропонимании, целеполагании, в нашем правильном понимании о том, кто такой Бог, как мы можем с Ним общаться, как мы можем здесь на земле достигнуть "богоподобия", чтобы стать "богами по благодати"», - отметил архиепископ.
«В свое время, когда Василия Великого правитель спросил: "Почему ты не хочешь принять учение Ария (а ариане не считали Иисуса Христа Богом) и поклониться ему?", - он сказал: "Я, рожденный стать богом по благодати, буду кланяться твари?". Ответив так, он был готов пойти на все. Так же как и новоубиенные люди, убиенные ради Христа, пошли на все. Казалось бы, раб Божий Владимир – молодой человек, который где-то, на какое-то время «потерялся» в этой жизни, но его кончина показывает, как человек себя внутренне ощущал. По записям видеокамеры, установленной здесь в соборе, видно, что, в тот момент, когда убийца поставил на колени одну женщину, намереваясь расстрелять ее, в собор вошел Владимир, убиенный раб Божий, и вступил с ним в диалог. По записи видно, как он махал руками, как он пытался остановить преступника, в это время женщина покинула собор. Он спас ей жизнь, отдав свою! Его ранили в ногу. Он все равно встал и пошел на этого преступника, тот его ранил в грудь, потом ранил в голову. Получив эти пули, взяв их на себя, человек ценою собственной жизни исполнил Евангельский призыв: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" ( Ин. 15:13). И этой чести нужно удостоиться, как пишет апостол Павел: "...вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1: 29). И, как говорят сотрудники правоохранительных органов, по косвенным признакам видно, что матушка Людмила, перед тем, как убийца выстрелил ей в лицо, лицо свое руками не закрывала. Такое мужество нужно иметь вместе с верой и еще нужно получить, «заработать» такое страдание за Христа», - добавил он.
«Казалось бы, - продолжил владыка, - один миг, одно мгновение отделяет нас от вечности. Но от какой вечности? От вечности общения с тем «научным руководителем», который был у этого "стрелка" сахалинского, от беса, от ада, от преисподней, или этот миг отделяет человека от вселения в райские обители? И выбор свой они сделали».
«Удивительно проявляется внутренне ощущение человека в такие моменты. У нас в Духовно-просветительском центре есть один молодой человек. Он, когда услышал выстрелы, стал забегать сюда и вытаскивать раненых, в основном это были женщины. Он говорит, что у него в этот момент страха не было, а когда всех вытащил, то зайти побоялся. То есть, у каждого человека есть страх, но он отходит на тот момент, когда нужно совершить такой поступок и проявить мужество. Здесь, я считаю, у новомучеников за Христа появился шанс пострадать за Него - Господь дал этот шанс. Именно им дал Господь этот шанс», - подчеркнул архиепископ Тихон.
«Когда Господь призывает к себе людей? Либо когда человек укореняется во зле и перестает совершенствоваться, либо когда человек созревает для Царствия Небесного. Так и здесь - плод созрел и люди пошли ко Господу. Я уже говорил, что по-человечески нам обидно, по-человечески нам жаль, но с точки зрения вечности, с точки зрения Правды Божией и, многие наши прихожане подтверждают, что скорбь есть, но есть и радость на сердце от того, что у нас появились молитвенники за нас и мы их знали. И мы знаем, как нам дальше жить на этой земле – так же благодушно, так же искренно, так же чисто и благочестиво общаться со Господом. Дай Бог, чтобы мы извлекли из этой трагедии правильные уроки. Не уроки ненависти, не уроки проклятия убийцы, а уроки поведения самих себя в нашем социуме. Чтобы мы задумывались о том, как ведем себя с окружающими, как мы являем Христа своей праведной жизнью, попыткой исполнять Заповеди, попыткой увидеть в каждом человеке образ и подобие Божие, попыткой полюбить каждого человека, каким бы он неприятным не казался. Тогда эта любовь, к которой мы будем себя понуждать, пройдет в наше сердце по благословению Божьему и приумножится, и мы ее тогда уже будем расточать, и окружающие люди будут видеть, что мы действительно христиане. Как говорят Святые Отцы: "Возлюби грешника, и возненавидь грех". Аминь. Да хранит всех нас Господь!» - заключил владыка Тихон.