День Сибири

К годовщине взятия столицы Сибирского ханства Ермаком и учреждения праздника

0
1470
Время на чтение 6 минут

Ермак26 октября 1582 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, казачьи отряды Ермака Тимофеевича, отслужив молебен, торжественно вступили в покинутую татарами столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер).

Событие это произошло после разгрома 23-25 октября Ермаком и его казаками у Чувашского мыса 15-тысячного войска хана Кучума, бежавшего после поражения в Ишимскую степь. Вот как описывает эти события Ремезовская летопись: «И тогда задумали все казаки завершающий удар, и была это битва с кучумлянами четвертой. (...) И тогда казаки по воле Божьей вышли из городка, едногласно восклицая: "С нами Бог! Подумайте, язычники, и покоритесь, потому что с нами Бог!" И 23 октября началось сражение и произошла великая битва, дрались врукопашную, побеждая противников своих. (...) Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то, видя большие потери среди своих, молилися со слезами сам и все неверные, приказав агунам и абызам своим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их, и оказался (Кучум) беспомощен и опозорен, тесним невидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно. 24 октября князьки низовских остяков раньше всех из подданства и власти Кучума вышли и сразу бросились бежать без оглядки по своим местам, и стали жить, словно звери, в дремучих лесах, да спрячутся от русских людей. (...) 25 октября Кучум, в усталости и печали лежащий на постели своей ночью, видение от Бога получил: внезапно отверзлись небеса с четырех сторон света, движущиеся его уничтожить воины светлые, вооруженные, крылатые и грозные; и дойдя до улуса его, окружили всё войско его, говоря: "Нечестивый сын темного демона Бахмета, отступись от этой земли, ибо Господня земля и все живущие на ней христиане благословенны, ты же беги в места своего обитания поближе к пропасти окаянного демона Бахмета". И вскочив, Кучум затрепетал всем телом, и так сказал: "Бежим отсюда, очень страшное место, да не погибнем". И ангел Господень погонял их, ибо путь их темен и скользок».

А 26 октября, как писал Н.М.Карамзин, «Ермак, уже знаменитый для Истории, отпев молебен, торжественно вступил в Искер, или в город Сибирь, который стоял на высоком берегу Иртыша, укрепленный с одной стороны крутизною, глубоким оврагом, а с другой - тройным валом и рвом. Там победители нашли великое богатство, если верить летописцу: множество золота и серебра, азиатских парчей, драгоценных камней, мехов и все братски разделили между собою».

ЕрмакЗаняв Кашлык, Ермак милостиво («лаской и приветом») отнесся к местному населению, пообещав защиту от Кучума и, возложив на них обязанность ежегодно платить ясак, привел местные народности в подданство русскому Царю.

В царствование Императора Александра III дата эта - 26 октября - была принята за отправную точку присоединения Сибири к Российскому государству. Но из-за разночтений в летописях годом взятия Кашлыка посчитали не 1582-й, а 1581 год, постановив отметить 300-летие присоединения сибирских земель в России в 1881 году, после чего праздник стал ежегодным. Государь тогда обратился к сибирякам с Высочайшим посланием, в котором отметил выдающееся значение сибирского края для России и пожелал ему процветания. «Надеюсь, - сказал он, - что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».

Столичные и региональные издания откликнулись на юбилей публикациями, в которых вспоминался подвиг Ермака и его дружины, а также рассуждениями о современном положении Сибири и необходимости его улучшения. В Санкт-Петербурге и Москве состоялись праздничные обеды.

Поход Ермака в Сибирь«26 октября 1881 года, в зале гостиницы "Демут" состоялся Сибирский обед в ознаменование 300-летнего присоединения Сибири к России, считая памятный день взятая Искера началом покорения обширной Восточной окраины, - отмечалось в специально выпущенном по этому случаю издании. - Праздновать этот день собралось более двухсот человек. Это были большею частью сибиряки, сибирячки и лица посвящавшие свои труды Сибири. Среди них виднелись генералы, профессора, доктора, студенты, уроженцы Сибири, учащиеся девицы, курсистки и дамы, которым Сибирь была близка по воспоминаниям. (...) Из отличительных блюд были в меню сибирские пельмени (по обыкновенно в супе), рябчики с салатом из северных ягод и мороженое из облепихи. (...) Первый тост был провозглашен председателем за здоровье Государя Императора».

Среди гостей был на том обеде и ротмистр лейб-гвардии атаманского полка Султан Тази-Булат Вали-Хан, который произнес следующие слова: «Один из чингизидов, находящийся среди вас в этот многознаменательный день, желает сказать свое слово о великом значении объединения, необходимого между киргизами и другими сибирскими инородцами с народностью русскою. (...) Хотя киргизы и называют коренных сибиряков: урус-казак, а себя просто - казак, но желательно было бы, чтобы эти особенности названий постепенно сглаживались, точно так же, как прежняя борьба между этими казачествами перешла ныне, с поля брани, в возвышенное соревнование - в области культуры и цивилизации». Завершая свое выступление, дальний потомок Чингисхана призвал к скорейшему объединению «инородных элементов Сибири с элементом русским».

300-летие присоединения СибириВ этот день в Российской Империи проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака, его сподвижников-первопроходцев и основателей острогов, в европейских городах России собирались сибирские землячества, в крупных сибирских городах зародилась традиция губернаторских приемов и балов, а также банкетов для именитых сибиряков, также проводились собрания местной интеллигенции, «Дню Сибири» посвящались специальные выпуски местных газет и журналов. Также было принято чествовать сибирских купцов-меценатов, которые, в свою очередь, в этот день торжественно вносили крупные пожертвования на нужды приютов, больниц, нищих. А в «Сибирском народном календаре», вышедшем в 1913 году, день этот, наряду с днем памяти Святителя Иннокентия Иркутского, был отнесен к «выдающимся сибирским праздникам».

Кроме того, как отмечают сибирские краеведы, день этот, следовавший вскоре после празднования Покрова Пресвятой Богородицы, выпадал на дни, когда осенняя страда была уже позади, и начинался массовый забой скота, позволявший сибирякам устраивать «гулянки» с богато накрытыми столами. «Так, - отмечается в одной из публикаций, - День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все "излишества и удобства", за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных "выставок достижений крестьянского хозяйства"».

«День Сибири» отмечался ежегодно вплоть до 1919 года, когда традиция эта по понятным причинам прервалась. Вспомнили о ней в 1990-х годах местные краеведы, которые стали знакомить сибиряков с традициями родной земли и предложили властям возродить общесибирский праздник. И сегодня «День Сибири» или «День благодарения Сибири» вновь отмечается в ряде сибирских городов на местном уровне. Как сообщает тюменское издание «Наш город», в этом году «Фонд имени Ермака Тимофеевича» совместно с Тобольской митрополией и Комитетом по делам национальностей Тюменской области, возрождая традицию празднования присоединения Сибири к России, уже в третий раз отметят «День Сибири» заупокойной литией по Ермаку Тимофеевичу и его дружине, благодарственным молебном великомученику Димитрию Солунскому о присоединении Сибири к России, историческим вечером, концертной программой, выставкой детских рисунков и угощениями.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Каким именем поминать Ермака?

Я сама являюсь сибирячкой и мне всегда хотелось выяснить вопрос, какое всё-таки христианское имя было у Ермака Тимофеевича? Это не праздный вопрос, ведь этот человек со своими товарищами совершили настоящий подвиг, присоединив Сибирь к России, и хотелось бы его поминать на церковных службах. Дело в том, что в одних источниках, да и нашими местными некоторыми краеведами, утверждается, что его христианским именем было Василий. Василий Тимофеевич Ермак. Но мне всегда в это не очень-то верилось, потому что имени Ермак в святцах соответствует несколько похожих имен, производным из которых он мог называться в просторечье. Например: http://imena.familii.ru/index.php/pravoslavnye-imena/10-svyattsy-imena-na-je ЕРЕМЕЙ - см. Иеремия. ЕРМ (ЕРМИЙ, ЕРМЕЙ), ЕРМИЙ, ЕРЕМЕЙ, ЕРЁМА, ЕРМИН, ЯРЕМА. Вестник, посланец; ср. Гермес (римский вариант - Меркурий), посланец олимпийских богов. 17 (4) января - апостол Ерм и апостол Ермий. 21 (8) марта и 21 (8) апреля - апостол Ерм. 13 июня (31 мая) - апостол Ерм и мученик Ермий. 19 (6) июля - мученик Ермий. 31 (18) августа - мученик Ерм. 17 (4) ноября - мученик Ермей, пресвитер. 18 (5) ноября - апостол Ерм. ЕРМОЛАЙ, ЕРМОЛ, ЕРМАК. Народ Гермеса (греч.). 8 августа (26 июля) - священномученик Ермолай, иерей Никомидийский. Особенно, возле имени Ермолай прямо написано производное - ЕРМАК. Может быть и следует поминать Ермака Тимофеевича именем ЕРМОЛАЙ?
Елена Л. / 08.11.2013, 06:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.05.2024 15:25
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от Человек
05.05.2024 12:29