Сегодня, в день Казанской иконы Божией Матери, в России отмечается День народного единства. О значении этого праздника рассуждает в интервью «Русской народной линии» настоятель храма «Большой Златоуст» (Екатеринбург), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии протоиерей Алексий Кульберг:
«Например, в былые времена люди не отмечали такой праздник, как Новый год. Они не понимали, как его праздновать. В те времена не собирались под ёлкой, не пили шампанское под бой курантов. Но советское государство выбрало это событие главным народным праздником года. Начали снимать кинофильмы, возрождать утраченные традиции. И теперь люди воспринимают Новый год как народный праздник.
Что касается Дня народного единства, то и в этом случае необходимо просвещать людей, рассказывать о смысле и происхождении этого праздника. Также нужно задействовать кинематограф, проводить экскурсии, посвященные Казанской иконе Божией Матери. Наши учителя должны прилагать творческие усилия, объясняя детям значение этого знаменательного праздника. Родители и все наше общество должны стремиться заполнить эту пустоту знанием об этом удивительном событии. В церковных кругах и, быть может, на уровне муниципалитетов необходимо приложить усилие и сформулировать образ отмечаемого праздника. В этот день в Екатеринбурге и во многих других городах проходят Крестные ходы. В сопровождении военных и оркестра люди идут с Казанской иконой Божией Матери. Это уже становится традицией, а празднество облекается в определенную форму. С каждым годом Крестный ход становится все более многолюдным.
Например, мэр Екатеринбурга не считает для себя важной и возможной такую форму празднования, поэтому молитвенное шествие проходит без его участия.
Необходим государственный посыл празднику Дню народного единства. Стоит поразмышлять о том, как напомнить людям о празднике. Быть может, помимо традиционных молитвенных шествий нужно предложить совместные мероприятия, концерты и встречи, дабы все вместе могли торжественно провести этот день.
Задача заключается в том, чтобы претворить в жизнь церковно-государственное торжество. Я убежден, что через год-два этот праздник может обрести ту форму, которую примут как воцерковленные, так и невоцерковленные люди.
Власти регионов умеют решать такие задачи, привлекая активные слои населения, в то же время не забывая и о представителях других конфессий. Опыт преподавания "Основ религиозных культур" в школах показал, что дети все более и более проникают доверием и уважением друг к другу. Например, в Казани есть прекрасный опыт сосуществования двух культур, двух религий. Православие, придя на казанскую землю, не подавило ислам.
Нужно также поделить обязанности государства и Церкви в праздновании этого дня. Ведь Церкви не свойственно творить культурно-массовые мероприятия. Необходимо, чтобы в домах культуры была подготовлена программа, согласованная с правящими архиереями. Ведь есть замечательные примеры того, как проходят подобные торжества. Это должно привлечь людей, которые примут и полюбят этот праздник всей душой.
Я не сомневаюсь, что если провести Крестный ход и закончить его качественными, глубокими культурными мероприятиями, то на будущий год участники этого праздника, вероятнее всего, начнут день не с обеда в культурном мероприятии, а с Богослужения в храме. Если все делать качественно, то не сомневаюсь, что результат не заставит себя долго ждать».