А последнее, заметим, немаловажно. В день сражения, 26 августа, Владимирская икона Божией Матери была обнесена вокруг Белого города, Китай-города и стен кремлевских. До революции, именно в этот день поминали «вождей и воинов, положивших живот свой в великой битве 1812 года за веру, Царя и Отечество», а Император Николай I повелел в 1851 году заложить храм «во имя Пресвятыя Богородицы, в честь иконы Ея Владимирския, празднуемыя в самый день Бородинской битвы». Но вернемся к Бородинскому сражению. Русская армия при Бородине насчитывала порядка 120 тысяч человек при 640 орудиях, французская – около 138 тыс. солдат и 587 орудий. Таким образом, войска Наполеона, принявшие участие в сражении, имели численный перевес. Кроме того, французская армия имела превосходство и в том, что ее пехота состояла преимущественно из опытных солдат, в то время как в нашем войске было много новобранцев. Значительно сильнее русской была и французская тяжелая кавалерия.
В течение 12 часов русские войска отражали натиск сильнейшей армии Европы. Как писал А.С.Пушкин:
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела!..
Но стали ж мы пятою твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор.
Потери Русской армии были велики – более 40 тыс. человек. Но и французы оставили на поле боя примерно столько же своих солдат и офицеров. Бородинское сражение по праву считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. Но, несмотря на доблесть, мужество и героизм наших войск, проявленных в этом сражении, поле боя осталось за неприятелем, двинувшимся вскоре на Москву.
Это обстоятельство регулярно возрождает споры о том, кто же вышел победителем в битве при Бородине. И Наполеон и Кутузов записали победу в этом сражении на свой счет. Традиционно в русской и советской историографии было принято считать так: несмотря на то, что французы частично захватили наши позиции, после прекращения боевых действий наполеоновская армия отошла на исходные позиции, а это значит, что победа была за нами. «Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны, – писал Кутузов в донесении Императору Александру I. – Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать». Император Александр I, чтобы поддержать дух войска и надежды народа, объявил о Бородинском сражении как о русской победе. Однако то обстоятельство, что на следующий день Кутузов отдал приказ об отступлении, позволяло французам говорить о победе Наполеона…
На наш взгляд, об итогах этого сражения лучше всех сказал его непосредственный участник – Наполеон Бонапарт: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех». По свидетельству участника Бородинской битвы французского генерала Пеле, Наполеон нередко повторял: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».
Словно два бойца во злобе,
Набежала рать на рать;
Грудью в грудь вломились обе,
Чтоб противника попрать.
Но победа обоюдно
То дается нам, то им;
В этот день решить бы трудно,
Кто из двух непобедим…
(…)
Грозный день сей Бородинский
Им и нам в почет равно.
Славься битвой исполинской,
Славься ввек, Бородино!..
(П.А.Вяземский. Поминки по Бородинской битве)
Действительно, итог Бородинского боя был спорным – с одной стороны, Наполеон двинулся вперед и вскоре вошел в Москву, с другой – Русская армия не была разбита и, отступив, готовилась к дальнейшей борьбе. Но несомненно, что моральная победа была одержана Русской армией, так как цель Наполеона – полный разгром основных русских сил – достигнута не была, более того, наши войска сохранили высокий моральный дух и боеспособность, вскоре поквитавшись с «французом» за вынужденную сдачу Москвы. Навязать же России выгодный для него мир Наполеону так и не удалось, а значит, генеральное сражение не принесло главного результата. В итоге тактический успех Наполеона, обернулся стратегическим поражением, так как отсутствие бесспорной и решающей победы при Бородине предопределило его конечное поражение. Как справедливо писал про Бородино поэт П.А.Вяземский: «К острову Святой Елены / Здесь проложен первый шаг, / И Кремля святые стены / В казнь себе усвоит враг».
Андрей Иванов, доктор исторических наук
1. Наполеон: "Сражения решаются огнем"