На арендованной (Александр Петрович категорически против частной собственности на землю!) в 1990-х годах в Подмосковье в Наро-Фоминском районе под Троицком в урочище Введенское-Борисовка земле семья Кугаев сумела при весьма скромных доходах построить храмовый комплекс из деревянных церквей и звонницы в традициях древнерусского деревянного зодчества, за что это место завоевало признание, как «Московские Кижи», ныне строит школу для Детского Дома.
Про исчезнувшую деревню Введенское-Борисовка сказ особый. Упоминаемая уже в 1768 году по обе стороны пруда, она имела ту древнюю особенность подмосковных селений, которые формировались вокруг водоема, а протекавшая здесь речка Волоконовка (р. Нижняя Борисовка) свидетельствовала о вероятном волоке в древние времена в бассейне р. Пахры. Это место святое, отмеченное явлением икон Божией Матери. А двойное название говорило о существовании здесь некогда храма в честь праздника Введения и, по-видимому, придела в честь первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба, которые жизни свои положили за Христа, не желая допустить братоубийственной войны в Доме Рюриковичей. В октябре 1812 г. рядом с этими местами, берегом р. Пахры прошла многотысячная Русская армия, совершая свой знаменитый переход с Рязанской на Калужскую дорогу. В 1920-х г.г. деревня являлась подсобным хозяйством НКВД (не так далеко отсюда – место массовых расстрелов «Коммунарка» и совсем рядом – Пучково, где 1992 г. в Казанском храме был освящен 1-й в России престол в память Новомучеников и Исповедников Российских), а в 1950-х – исчезла, как неперспективная.
Ее и попытался возродить кооператив КОШ: здесь пасека, коровы, лошади, поля, засеянные зерновыми и овощами. Но с 2005 г. на часть арендованной земли, внутри земли кооператива, заявило свои права ОАО «Керамо» и стало через суд выживать православный кооператив, однако суд выяснил, что «Керамо» выделен участок в нескольких километрах от этого места. Летом 2012 г. эта территория была присоединена к Новой Москве (ТАО), и Керамо» проявил просто поразительную энергию, спешно оформив в декабре 2012 г. кадастр на участок, а 1 июля 2013 г. начал строительство 29 таунхаусов на земле кооператива, захватив у него дом, баню, трапезную, ульи; бульдозерами уничтожив посевы овса, картофеля, помидоры, огурцы, капусту… Захватил даже вырытый кооперативом колодец, а ведь ближайший колодец – в 1,5 км отсюда и это при том, что в самые жаркие дни лета нужно было поить стадо коров и лошадей. Пытавшийся воспрепятствовать незаконному уничтожению земли, за которую они в ответственности перед государством, Павел Кугай был схвачен охранниками, подвергнут побоям, на него надели наручники и поволокли к охранной будке, сломав ребро (об этом видеоролик в интернете под названием «Беспредел в Борисовке»). 9 августа 2013 г. прокуратура вынесла решение о нарушении в государственной регистрации прав участка «Керамо», ордер на строительные работы был приостановлен, и «руководителям АТИ по ТиНАО г. Москвы и УВД по ТиНАО г. Москвы направлены поручения о ежедневном контроле вышеуказанной строительной площадки, с целью предотвращения продолжения строительства». Однако, закон оказался неписанным для ОАО «Керамо»: с сомнамбулическим упорством и днем и ночью на объекте строят 29 таунхаусов (проживающие тут же в вагончиках) рабочие. Ежедневно вызывается полиция и АТИ, но они предпочитают не приезжать, или, в лучшем случае, приезжают спустя 9 часов после вызова. Вокруг объекта православная община организует крестные ходы. 12 июля группа экологов и журналистов около строительного объекта призывала прекратить стройку, скандируя: «Верните чибисов домой!» (на уничтоженном Борисовском поле были задавлены гнезда редких для Москвы чибисов). Дело в том, что помимо того, что теперь это место является «Особо охраняемой зеленой территорией города Москвы», где, согласно п.3 «запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением особо охраняемой зеленой территории», – это и планируемая к расширению особо охраняемая природная территория, на которой – до 160 краснокнижных видов флоры и фауны, на ней сохраняются участки южной подмосковной тайги. Здесь: памятник природы «Черноольховый лес (решение от 1985 г.) площадью 14 га, в 1,5 км; ключевая орнитологическая территория «Малинки» площадью около 2500 га; биогеоценологическая станция «Малинки» на базе лаборатории Института проблем экологии и эволюции РАН.
И «легкие Москвы» можно враз уничтожить, как уничтожило «Керамо» часть леса, построив дорогу к таунхаусам. 18 августа 60 велосипедистов проехали по дороге «Керамо» в знак протеста против незаконного строительства…
Глядя на семью Александра Петровича и его сыновей (никто из них не пьет вина), которым выпало эту землю защищать в такой ожесточенной схватке, почему-то вспомнилось пророчество св. пророка Иеремии: «Иди в дом Рехавитов… и дай им пить вина… Но они сказали: мы вина не пьем, потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши во веки… чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками… Так говорит Господь Саваоф… иди и скажи… жителям Иерусалима…: обратитесь каждый от злого пути своего… и будете жить на этой земле… но вы… не послушались меня. А дому Рехавитов так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то... не отнимется у Ионадава, сына Рехамова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни» (Иер. 35).
При большом внутреннем благородстве этих людей методы «Керамо» кажутся очень низменными: то начнут работников у кооператива сманивать высокими заработками, а не удастся – требовать деньги обратно. То в суд подадут (Александр Петрович на Народном Радио ведет передачу «Родная земля»), что якобы порочат правдивым освещением событий их деловую репутацию. Поистине, «око за око, и зуб за зуб»…
Но давно уже в мире Христос, и сила Его – в правде.
Просим у всех неравнодушных – молитвенной, информационной и юридической помощи.
Благословение на святое дело возрождения в урочище Борисовка крестьянского хозяйства было получено в свое время от почивших старцев - протоиерея Николая Гурьянова с о. Залит (Псковская область) и архимандрита Иоанна Крестьянкина из Псково-Печерского монастыря и ныне здравствующего духовного руководителя проекта «Крестьянская Оратайская Школа» схиархимандрита Илия.
Там, где в Борисовке возвели деревянные храмы, проходила последняя линия обороны Москвы в 1941 году. Мне это место дорого и потому, что южнее его по Калужскому шоссе, на Ильинских рубежах, в октябре 1941 г. сражался за Родину мой отец – подольский курсант.
Отступать, как видите, некуда! А возвращаться придется – на просторы России, чтобы ее сберечь.
P.S. Проезжая по Калужскому шоссе от Теплого Стана в урочище Введенское-Борисовка (которое ОАО «Керамо» назвало д. Каменкой, т.к. когда-то разрешение на дорогу оно получило от Кукшево до Каменки, но упрямо поведя на Введенское-Борисовку, таким образом запутало всех), не устаешь фиксировать наши потери. Ракитники. Здесь в 1990-х годах по инициативе о. Аркадия были перезахоронены честные останки монахинь древнего Моисеевского монастыря, основанного рядом с Кремлем еще в 16 столетии царем Иоанном Грозным. Они были обнаружены во время работ по возведению на святом месте торгово-развлекательного комплекса на Манежной площади. Исторической справедливости ради рядом с сердцем Москвы Кремлем надо было возродить часовню, какая в честь св. Александра Невского и в память освобождения славян от турецкого ига и стояла здесь до революции. Но торговля и развлечение, конечно, «на месте святе» – много важнее. Забвение своих устоев, корней неизбежно ведет народ к вымиранию. Доколе, Господи, мы будем «Иванами, не помнящими родства», доколе?
Будем же от всего сердца ждать и, по мере небольших своих сил, приближать благословенные времена, о которых тоже есть пророчество: «…И изменится сердце живущих и обратится в чувство иное. Ибо зло истребится, и исчезнет лукавство, процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода». (3 Ездра, 6)…
Елена Титова, публицистка
1. московский чиновничий дурдом.