«Это было вынужденное и одновременно осознанное заявление»

Алексей Светозарский об Обращении Святейшего Патриарха Тихона о признании советской власти, принятом ровно 90 лет назад

0
1180
Время на чтение 3 минуты
Ровно 90 лет назад, 4 июля 1923 года, в газете «Известия» было размещено Обращение Святейшего Патриарха Тихона к архипастырям, пастырям и пасомым Православной Церкви Российской. В послании, в частности, говорилось: «Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своём заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путём против Советской власти. Отныне я определённо заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны её соотечественных и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули в этом обойти и меня; в газетах "Новое Время" от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто бы ко мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую власть».

О значении этого Обращения рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии Алексей Светозарский:


Это Обращение было вынужденным историческими обстоятельствами и личным опытом самого Святителя Тихона. Этот вопрос обсуждался как в советской историографии, так и в наше время. Здесь преобладали подходы, с которыми мне трудно согласиться. Советская историография говорила о том, что Патриарх Тихон, убедившись в бесплодности своего противостояния и своей борьбы с советской властью, выпускает целый ряд заявлений, в которых декларирует лояльность в отношении советской власти. В зарубежной, эмигрантской историографии, а также уже в наше время, это Обращение объясняется исключительно тем, что Патриарх рвался на свободу для того, чтобы противостоять обновленцам. Святителю приписывается много всяких высказываний, которые трудно проверить. В частности, некоторые историки утверждают, что Патриарх Тихон, ознакомившись с ситуацией, находясь на свободе, якобы сказал, что не выпускал бы этого Обращения, если б знал, что обновленцы достигли столь немногого.

На самом деле большую роль в обнародовании Обращения сыграл его собственный опыт. В этой связи выглядит неслучайным упоминание в Обращении общества, которое постоянно подбивало Святителя «на активные выступления тем или иным путём против Советской власти». Речь здесь о тех людях, которые принимали активное участие в деяниях Собора 1917-18 года и которые, возможно, влияли на позицию Святителя Тихона. Затем ситуация стала совершенно иной. Патриарх Тихон всё всегда брал на себя, но все-таки, несомненно, рассчитывал на их определенную поддержку. Все-таки на Соборе были собраны лучшие умы Церкви. Потом кто-то из них оказался у белых, кто-то - в эмиграции. А Патриарх остался фактически один на один с советской властью, которая его ломала. Многие современники воспринимали ряд его заявлений о лояльности к советской власти именно как то, что Патриарха удалось сломать, что он вынужден был признать советскую власть. Я полагаю, что это был шаг, направленный на то, чтобы Церковь этой декларацией о лояльности к советской власти смогла сохранить свои структуры. Тем самым был намечен тот путь, по которому потом пошел митрополит, а впоследствии Святейший Патриарх Сергий, который неоднократно ссылался на этот прецедент. Конечно, это было вынужденное и одновременно осознанное заявление. К такому выводу можно придти, если отрешиться от всякого рода попыток представить Патриарха Тихона таким, каким его хотят представить.

Так же, как и Патриарх Сергий, Святитель Тихон понимал, что альтернативный путь местных автокефалий, о котором много говорят наши либералы и о котором писалось в диссидентской литературе, тактически был применим в период первого обновленческого натиска. Однако этот путь вел к тому, к чему вели и большевики: к дроблению Церкви, распаду церковной структуры и разрушению церковной организации. Естественно, здесь мог быть самый широкий простор для разного рода самочиния в пределах этих автокефалий. Патриарх Тихон всеми силами стремился сохранить единство Церкви и надеялся, что это удастся.

Важно учитывать и такой важный момент как заявление Карловацкого собора, который Патриарху ставили в вину. Заявления, которые делались потом за рубежом от имени Церкви, а также обращение Собора к Генуэзской конференции, тоже ставились ему в вину. Патриарх понимал, что ему не приходится ждать оттуда адекватного отношения, поддержки и понимания ситуации, в какой он находится. Святитель Тихон видел, что за рубежом возобладали политические мотивы, тогда, как церковный момент, момент бытия Церкви отошел на второй план. 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Re: «Это было вынужденное и одновременно осознанное заявление»

Замечательная аргументация диакона Владимира Василика! Спаси Вас Господи, дорогой о.диакон. http://goo.gl/MTvdX
М.Яблоков / 03.07.2013, 08:12

13. Ответ на 12., Николаевская :

Нет, нет, уважаемая сестра. Вывод только один. Святейший Патриарх сделал вынужденное заявление, потому что он нужен был на воле для консолидации церковных сил. Вот и все. И заявление Патриарха Сергия можно рассматривать в подобной плоскости. А не видеть в этом признание Великой Октябрьской социалистической Революции как дар православному народу от Господа. Есть у нас братья, которые утверждают подобное. С уважением Сергий.
Сергий Агапов / 02.07.2013, 20:56

12. Сергей Агапов пост 7

"Дело совершенно ясное: или подпишешь «добровольное» заявление, или будешь замучен красной сволотой"(цитата). Уважаемый Сергей! вы, конечно, хотели защитить патриарха Тихона, а получается, что ..... ( не буду до конца делать вывод) Ну сами подумайте. Это ж какую веру и любовь к Христу имел (по Вашему) патриарх, когда из-за страха за свою жизнь взял и признал безбожную власть? А ведь на нем ответственность за всю церковь и всю паству... Нет, не хочется принимать такую версию. Николаевская.
Николаевская / 02.07.2013, 20:06

11. Luka Ioannov пост 2

Действительно часто приводят это изречение. И значит отречение Николая 2 было от Бога? Ведь уже 6 марта Синод призвал всех молиться за "благословенное Временное правительство" и 9 марта указывалось: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни" Вы как это оцениваете? Как понимаете? Николаевская
Николаевская / 02.07.2013, 19:56

10. Ответ на 8., ortodox:

[]Признать безбожную власть-предать Бога,Православие,русский народ и Великую Россию.]--------------------------------Про Царя- оч. удобная тема. А про нынешних ? Власть приватизаторов от Бога ? Заметьте- церкви строят. На службы ходят.

В перевертышей и перестроечные спектакли не верю.
/ 02.07.2013, 16:05

9. Ответ на 6., Александр Шахматов:

Признать безбожную власть-предать Бога,Православие,русский народ и Великую Россию..

А сегодняшняя власть- она с Богом? Это они-то - господа-приватизаторы, миллиардеры в ГД, открыватели центров толерантности и рассказчики анекдотов про "православных собак"?
Ладога& / 02.07.2013, 15:44

8. Ответ на 6., Александр Шахматов :

[]Признать безбожную власть-предать Бога,Православие,русский народ и Великую Россию.] -------------------------------- Про Царя- оч. удобная тема. А про нынешних ? Власть приватизаторов от Бога ? Заметьте- церкви строят. На службы ходят.
ortodox / 02.07.2013, 15:15

7. Ответ на 4., М.Яблоков:

Просто Святейший Тихон был верующим и духовным человеком и Промысел Божий ему был открыт, в отличие от вас.

«Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своём заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. При всем моем почитании Святителя Тихона, а все бабули, которых я видел в своем детстве, подчеркнуто называли себя «тихоновками», оставаясь непримиримыми противниками «красных» попов, вынужден заметить – для таких заявлений не нужно быть особенным провидцем. Дело совершенно ясное: или подпишешь «добровольное» заявление, или будешь замучен красной сволотой. Не будем забывать – Владимир Ильич и Лейба Давидович тогда еще считались символами Советской власти.
Сергий Агапов / 02.07.2013, 14:43

6. Re: «Это было вынужденное и одновременно осознанное заявление»

Признать безбожную власть-предать Бога,Православие,русский народ и Великую Россию.Да и предреволюционное верховное "духовенство" предали Русского Царя -мученика,Николая Второго.
/ 02.07.2013, 13:45

5. Ответ на 2 Luka Ioannov

А что, попущения Божьи не от Бога ? Тогда от кого ? Не от того ли, кому вы служите ? ВЫ ПОКАЙТЕСЬ ЛУЧШЕ В БОГОХУЛЬСТВЕ СВОЁМ. МОЖЕТ ЛИ ЧТО БЫТЬ НЕ ОТ БОГА ? НИ ОДИН ВОЛОС НЕ УПАДЁТ. Что такое " Синодальный перевод" знаете ? Если нет, прочтите комментарии. Слово "сущий" там употребляется всегда именно в смысле "существующий". Любому человеку , не желающему заниматься словоблудием, понятно, что СССР был именно подлинным государством. А бывает ли государство без государственной власти ? А теперь напомню действительно из ап. Петра (2:17)" Бога бойтесь, царя чтите.." Сказано при Нероне. Кто таков был и какие законы установил, надеюсь, знаете ? И даже эта власть была от Бога.
ortodox / 02.07.2013, 12:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Константинович Светозарский
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи Алексей Константинович Светозарский
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 11:12
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.11.2024 10:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16