«Это было вынужденное и одновременно осознанное заявление»

Алексей Светозарский об Обращении Святейшего Патриарха Тихона о признании советской власти, принятом ровно 90 лет назад

Ровно 90 лет назад, 4 июля 1923 года, в газете «Известия» было размещено Обращение Святейшего Патриарха Тихона к архипастырям, пастырям и пасомым Православной Церкви Российской. В послании, в частности, говорилось: «Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своём заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путём против Советской власти. Отныне я определённо заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны её соотечественных и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули в этом обойти и меня; в газетах "Новое Время" от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто бы ко мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую власть».

О значении этого Обращения рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии Алексей Светозарский:


Это Обращение было вынужденным историческими обстоятельствами и личным опытом самого Святителя Тихона. Этот вопрос обсуждался как в советской историографии, так и в наше время. Здесь преобладали подходы, с которыми мне трудно согласиться. Советская историография говорила о том, что Патриарх Тихон, убедившись в бесплодности своего противостояния и своей борьбы с советской властью, выпускает целый ряд заявлений, в которых декларирует лояльность в отношении советской власти. В зарубежной, эмигрантской историографии, а также уже в наше время, это Обращение объясняется исключительно тем, что Патриарх рвался на свободу для того, чтобы противостоять обновленцам. Святителю приписывается много всяких высказываний, которые трудно проверить. В частности, некоторые историки утверждают, что Патриарх Тихон, ознакомившись с ситуацией, находясь на свободе, якобы сказал, что не выпускал бы этого Обращения, если б знал, что обновленцы достигли столь немногого.

На самом деле большую роль в обнародовании Обращения сыграл его собственный опыт. В этой связи выглядит неслучайным упоминание в Обращении общества, которое постоянно подбивало Святителя «на активные выступления тем или иным путём против Советской власти». Речь здесь о тех людях, которые принимали активное участие в деяниях Собора 1917-18 года и которые, возможно, влияли на позицию Святителя Тихона. Затем ситуация стала совершенно иной. Патриарх Тихон всё всегда брал на себя, но все-таки, несомненно, рассчитывал на их определенную поддержку. Все-таки на Соборе были собраны лучшие умы Церкви. Потом кто-то из них оказался у белых, кто-то - в эмиграции. А Патриарх остался фактически один на один с советской властью, которая его ломала. Многие современники воспринимали ряд его заявлений о лояльности к советской власти именно как то, что Патриарха удалось сломать, что он вынужден был признать советскую власть. Я полагаю, что это был шаг, направленный на то, чтобы Церковь этой декларацией о лояльности к советской власти смогла сохранить свои структуры. Тем самым был намечен тот путь, по которому потом пошел митрополит, а впоследствии Святейший Патриарх Сергий, который неоднократно ссылался на этот прецедент. Конечно, это было вынужденное и одновременно осознанное заявление. К такому выводу можно придти, если отрешиться от всякого рода попыток представить Патриарха Тихона таким, каким его хотят представить.

Так же, как и Патриарх Сергий, Святитель Тихон понимал, что альтернативный путь местных автокефалий, о котором много говорят наши либералы и о котором писалось в диссидентской литературе, тактически был применим в период первого обновленческого натиска. Однако этот путь вел к тому, к чему вели и большевики: к дроблению Церкви, распаду церковной структуры и разрушению церковной организации. Естественно, здесь мог быть самый широкий простор для разного рода самочиния в пределах этих автокефалий. Патриарх Тихон всеми силами стремился сохранить единство Церкви и надеялся, что это удастся.

Важно учитывать и такой важный момент как заявление Карловацкого собора, который Патриарху ставили в вину. Заявления, которые делались потом за рубежом от имени Церкви, а также обращение Собора к Генуэзской конференции, тоже ставились ему в вину. Патриарх понимал, что ему не приходится ждать оттуда адекватного отношения, поддержки и понимания ситуации, в какой он находится. Святитель Тихон видел, что за рубежом возобладали политические мотивы, тогда, как церковный момент, момент бытия Церкви отошел на второй план. 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

14. Re: «Это было вынужденное и одновременно осознанное заявление»

Замечательная аргументация диакона Владимира Василика! Спаси Вас Господи, дорогой о.диакон. http://goo.gl/MTvdX

М.Яблоков / 03.07.2013

13. Ответ на 12., Николаевская :

Нет, нет, уважаемая сестра. Вывод только один. Святейший Патриарх сделал вынужденное заявление, потому что он нужен был на воле для консолидации церковных сил. Вот и все. И заявление Патриарха Сергия можно рассматривать в подобной плоскости. А не видеть в этом признание Великой Октябрьской социалистической Революции как дар православному народу от Господа. Есть у нас братья, которые утверждают подобное. С уважением Сергий.

12. Сергей Агапов пост 7

"Дело совершенно ясное: или подпишешь «добровольное» заявление, или будешь замучен красной сволотой"(цитата). Уважаемый Сергей! вы, конечно, хотели защитить патриарха Тихона, а получается, что ..... ( не буду до конца делать вывод) Ну сами подумайте. Это ж какую веру и любовь к Христу имел (по Вашему) патриарх, когда из-за страха за свою жизнь взял и признал безбожную власть? А ведь на нем ответственность за всю церковь и всю паству... Нет, не хочется принимать такую версию. Николаевская.

11. Luka Ioannov пост 2

Действительно часто приводят это изречение. И значит отречение Николая 2 было от Бога? Ведь уже 6 марта Синод призвал всех молиться за "благословенное Временное правительство" и 9 марта указывалось: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни" Вы как это оцениваете? Как понимаете? Николаевская

10. Ответ на 8., ortodox:

[]Признать безбожную власть-предать Бога,Православие,русский народ и Великую Россию.]--------------------------------Про Царя- оч. удобная тема. А про нынешних ? Власть приватизаторов от Бога ? Заметьте- церкви строят. На службы ходят.

В перевертышей и перестроечные спектакли не верю.

Аноним / 02.07.2013

9. Ответ на 6., Александр Шахматов:

Признать безбожную власть-предать Бога,Православие,русский народ и Великую Россию..

А сегодняшняя власть- она с Богом? Это они-то - господа-приватизаторы, миллиардеры в ГД, открыватели центров толерантности и рассказчики анекдотов про "православных собак"?

Ладога& / 02.07.2013

8. Ответ на 6., Александр Шахматов :

[]Признать безбожную власть-предать Бога,Православие,русский народ и Великую Россию.] -------------------------------- Про Царя- оч. удобная тема. А про нынешних ? Власть приватизаторов от Бога ? Заметьте- церкви строят. На службы ходят.

ortodox / 02.07.2013

7. Ответ на 4., М.Яблоков:

Просто Святейший Тихон был верующим и духовным человеком и Промысел Божий ему был открыт, в отличие от вас.

«Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своём заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. При всем моем почитании Святителя Тихона, а все бабули, которых я видел в своем детстве, подчеркнуто называли себя «тихоновками», оставаясь непримиримыми противниками «красных» попов, вынужден заметить – для таких заявлений не нужно быть особенным провидцем. Дело совершенно ясное: или подпишешь «добровольное» заявление, или будешь замучен красной сволотой. Не будем забывать – Владимир Ильич и Лейба Давидович тогда еще считались символами Советской власти.

6. Re: «Это было вынужденное и одновременно осознанное заявление»

Признать безбожную власть-предать Бога,Православие,русский народ и Великую Россию.Да и предреволюционное верховное "духовенство" предали Русского Царя -мученика,Николая Второго.

Аноним / 02.07.2013

5. Ответ на 2 Luka Ioannov

А что, попущения Божьи не от Бога ? Тогда от кого ? Не от того ли, кому вы служите ? ВЫ ПОКАЙТЕСЬ ЛУЧШЕ В БОГОХУЛЬСТВЕ СВОЁМ. МОЖЕТ ЛИ ЧТО БЫТЬ НЕ ОТ БОГА ? НИ ОДИН ВОЛОС НЕ УПАДЁТ. Что такое " Синодальный перевод" знаете ? Если нет, прочтите комментарии. Слово "сущий" там употребляется всегда именно в смысле "существующий". Любому человеку , не желающему заниматься словоблудием, понятно, что СССР был именно подлинным государством. А бывает ли государство без государственной власти ? А теперь напомню действительно из ап. Петра (2:17)" Бога бойтесь, царя чтите.." Сказано при Нероне. Кто таков был и какие законы установил, надеюсь, знаете ? И даже эта власть была от Бога.

ortodox / 02.07.2013
Алексей Светозарский:
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи автора
Последние комментарии
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-07-02 15:23
Россию спасёт только чудо
Новый комментарий от Иван Демид
2020-07-02 14:44
Прощание с либеральной Россией
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-07-02 14:32
Если православный, должен проголосовать за поправки!
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-07-02 14:21
Терновый мой венец
Новый комментарий от Николаич
2020-07-02 13:20
Ускорение прогресса или приближение заката?
Новый комментарий от Денис
2020-07-02 13:14