На наших глазах происходит страшное явление. Свободный рынок все решительнее подминает под себя средства массовой информации – и особенно страдает от такого прессинга литературное творчество, превращаемое рынком в такое же выгодное производство, как выпуск водки, колбасы или модной обуви. В результате писатель-журналист становится таким же зависимым наемником, как работник конвейерного производства. Однако если у работающего по найму душа остается свободной, он не выносит ее на рынок, то писатель пребывает в совершенно ином положении – несет он к заказчику не свои рабочие руки и трудовые навыки, а свое изложение мыслей, оценку событий, свои воззрения на действительность. Но литературное творчество неотделимо от души, и поэтому писатель, приспосабливающийся к изменчивым вкусам свободного рынка, позволяющий деньгам подчинить свою душу, становится жалким рабом, фальшивомонетчиком-иудой. Рыночные условия с железной неумолимостью делают писателей либо мучениками, либо грешниками И способен ли разлагающий фермент пишущих на потребу обывательскому миру принять спасительную вакцину бессребреников-христиан, которые им духовно чужды?
Но на фоне стремительного обесценивания печатного слова и сопутствующей духовной деградации читателей вдруг происходит удивительное очищение - в большую литературу начинают приходить священнослужители, и, возможно, именно им суждено сказать ту последнюю истину, которое еще не сказала великая русская литература. Впервые мы слышим в литературе яркое правдивое слово пастырей. Первой величиной вспыхнули звездные россыпи стихов иеромонаха Романа, шумным метеоритом влетела в душу книга архимандрита Тихона. Это первые ласточки – но за ними идут и другие. И пусть в художественном отношении такие произведения пока неуклюжи – у неопытных писателей нет времени отделывать безукоризненно свою работу, но беды в этом нет – в свое время придет и это. Священники учатся писать для своих газет и журналов – поэтому столь велика роль православной прессы. Способных писать уже много – и за прошедшее двадцатилетие они крепко объединены между собою страницами газеты «Православный Санкт-Петербург», 20-летний юбилей которой мы отмечаем. Таланты эти не одиноки – целый ряд христиан берется за перо – все они бросают лучи света во все стороны, и их тихая правда светит для всех наравне со светилами, их короткие рассказы и очерки являются личным исповеданием веры. Проповедь христианского мировоззрения и братской любви, борьба за свои убеждения, за веру окрашивает всю деятельность газеты…
Пресса ныне стремится быть ходким товаром. Поэтому видное место отводится разным сенсациям и слухам – всему, что пахнет скандалом, вызывает шум, возбуждает низкопробное любопытство. У таких изданий нет нравственных убеждений, вся их идейная «программа» - розница и подписка. На этом неплодном поле «Православный Санкт-Петербург» – газета внерыночная, истинно народная: она для тех широких масс, которые не пользуются банковскими счетами, а таких в России более половины, и которым не по нутру волчьи отношения между людьми. Газета эта для людей, которые далеки от всяких мечтаний о больших деньгах, о прибыли и обо всем, что с ними связано: о зависти, подсиживании, конкуренции, сживании со света, подлогах и преступлениях, о тех, у кого жизнь бедная, но чистая и безгрешная именно потому, что они бедствуют вдали от главного источника «греха» нашего общества – денег. И стоит ли роптать о тягостном положении православной печати? Ведь благодаря своей бедности православная газета не привязана к финансам и недвижимости, ибо у нее их нет, деньги не имеют над нею власти, не повелевают ею, она не сидит у них в кабале. Она свободна, и поэтому от нее любовь к людям может безбоязненно изливаться неограниченным потоком. Ибо она не рискует встать в противоречие с силой денег, которой добровольно закабаляют себя многие издания. Единственная сила, полностью подчиняющая себе дух газеты, - догматическая верность Православию, каноническое единство со Святой Церковью!
Конечно, трудно отделить экономическую часть издания от литературной стороны – сотрудникам редакции все же нужно платить хотя бы минимальную зарплату. Но мудрость главного редактора Александра Григорьевича Ракова в том-то и заключается, чтобы не позволить превратить газету в лавочку на два прилавка: чтобы на одном велась проповедь христианских убеждений, а на другой выносились ходовые скандальные выдумки и коммерчески выгодная реклама. Будем же молиться, чтобы Господь Бог даровал сотрудникам редакции газеты крепость и силу противостоять соблазнам мира сего, чтобы авторы «Православного Санкт-Петербурга» - и священники, и миряне - сделали то великое, что бессильны сделать современные писатели, строящие призрачные хоромы гламурного благополучия для эгоцентричного человека. Пусть проникновенное газетное слово не рождается, а образуется в деле из маленьких слов: подай, помоги, передай! И пусть каждый, берущий в руки свежий номер православной газеты, возжелает немедленно вырваться из тихого омута обманчивого потребительского уюта – и своим небесным желанием, и добрыми делами способствует созданию большого человеческого счастья в необъятной красоте Божьего мира.
Христианской литературе исторически предназначено обновить Россию и рассеять ту затхлую стяжательскую атмосферу, в которой мы сейчас живем. Будем молиться, чтобы благодаря газетным публикациям из православной среды вышли писатели, поэты и публицисты, которым удастся вписать в историю русской литературы яркую и самобытную страницу после тех бледных низкопробных опусов, которые вписывались в нее в последние годы:
Ведь писательство – не профессия,
А призванье горячих сердец.
Поддержим друг друга вместе,
В деле Правды неся свой крест.
Пусть сюжеты легко сплетаются
В репортажи, эссе, статьи.
Ну а с Богом все получается
С каплей радости и любви!
Редакция «Русской народной линии» присоединяется к поздравлениям отца Сергия. Желаем нашим коллегам Александру Григорьевичу Ракову со товарищи новых творческих свершений и успехов в трудах на благо Матери-Церкви и нашего Отечества.
Протодиакон Сергий Шалберов, прп.Иоанна Лествичника, 14 апреля 2013, с.Шапки