Левоцентристская коалиция во главе с лидером Демократической партии Пьером Луиджи Берсани с минимальным преимуществом выигрывает выборы в итальянскую Палату депутатов, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт МВД страны.
После обработки информации со 100% национальных избирательных участков, левоцентристские силы получают 29,54%, правоцентристская коалиция экс-премьера Сильвио Берлускони — 29,18%. Согласно принятому в 2006 году закону, даже такая победа обеспечивает левым абсолютное большинство мест в Палате депутатов: партия или коалиция, лидирующая на выборах, получает сразу 55% кресел. Закон был принят коалицией Берлускони, но уже второй раз оборачивается против нее.
Эти данные не учитывают результатов голосования примерно 3 миллионов итальянских граждан за рубежом, которые поступят позднее. Однако, по мнению экспертов, недостающие данные уже не способны изменить общие результаты.
Общественное «Движение 5 звезд» известного блогера и сатирика Беппе Грилло получило 25,55%, центристский блок досрочно ушедшего в отставку премьера Марио Монти — 10,56% избирателей.
Принять участие в выборах были приглашены более 50 миллионов итальянцев, явка избирателей составила более 75%.
Итоги выборов прокомментировал в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, д.ф.н., профессор Юрий Косов.
Наблюдается тенденция полевения европейской политики: во Франции победил социалист, в Италии победила левоцентристская коалиция. То же происходит в Испании.
Это определенный маятник, характерный для демократических стран. Когда к власти приходят правые партии, они начинают проводить политику в интересах национального капитала, снижают налоги, замораживают зарплаты, уменьшают пособия, в стране наблюдается экономический подъем, но нарастает общественное недовольство урезанием социальных льгот. На волне недовольства к власти приходят левые партии, которые пользуются определенный период плодами деятельности консервативных партий. В дальнейшем левые начинают проводить социальные реформы, разворачивать систему социальной защиты, обкладывать капитал большими налогами, он утекает в другие страны, как сейчас происходит во Франции. Это сворачивает бизнес, уменьшается собираемость налогов, становятся неэффективными социальные программы, и опять к власти приходят правые, и цикл повторяется.
Так было на протяжении второй половины XX века, после Второй мировой войны и до начала XXI века. Сейчас разница между правыми и левыми партиями в Европе существенно уменьшилась, потому что экономика постиндустриального общества имеет свои законы развития. Очень влияет на экономическое развитие европейская интеграция, и большинство стран встроено в мировой экономический рынок. И левые, и правые партии стремятся проводить самостоятельную экономическую политику, но рамки для экономического маневрирования достаточно узкие, определены политикой Евросоюза и международными экономическими процессами.
В то же время, чтобы не потерять собственное лицо, проводятся отчасти экстравагантные вещи, например, президент Франции Олланд, лидер левых, проводит закон о регистрации однополых пар под предлогом развития свобод в стране. Думаю, это не поможет французской экономике, а наоборот. То же самое происходит в Италии, которая всегда отличалась многопартийностью, там ни одна партия в послевоенный период не набирала абсолютное большинство голосов в парламенте.
Италия держит рекорд среди развитых стран Европы по числу правительственных кризисов и правительств. В период с 1946 по 1996 год в Италии сменилось 40 правительств. В среднем во второй половине ХХ века правительство в Италии существовало чуть более года. Кроме того, в 90-е годы итальянская политическая система пережила сильный шок. В 40-е - 90-е годы главной партией Италии была Христианско-демократическая, но в ходе операции «Чистые руки», которая проводилась в первой половине 1990-х годов итальянскими спецслужбами при поддержке американских, выяснилось, что самая популярная итальянская партия оказалась тесно связанной с мафией, и она ушла с политической арены.
Второй по значимости была Коммунистическая партия Италии. После крушения Советского Союза коммунисты тоже ушли с политической арены Италии, стали выступать различные левые партии - наследники коммунистов. Сейчас в Италии борются партии, не являющиеся традиционными, существующими много лет. Они несут традиционную идеологию: правую, католическую, левую, но это партии - новоделы. Эти партии трудно отличимы, не имеют глубоких корней, традиций.
Мы знаем, что совсем недавно правая партия под руководством Берлускони потерпела поражение, пришло правительство технократов Марио Монти, на которого возлагали огромные надежды по выводу страны из кризиса, но Монти не смог изменить ситуацию, как это случалось в ХХ веке, когда крупным политикам удавалось в корне переменить ситуацию в стране. Сейчас страна настолько завязана в международно-экономические сети, что улучшение экономического положения в стране - это длительный процесс. Итальянские избиратели, насколько видно по опросам, разочарованы и обескуражены. Мы видим определенный кризис демократической формы управления государством, которая не может выдвинуть эффективных политиков.
Можно привести пример из русской истории, когда русского Императора Николая I спросили, какой из двух генералов лучше, он, подумав, сказал: «Оба хуже». Сейчас итальянское общество считает, что «оба хуже»: хуже и Берлускони, хуже и Монти. Поэтому сейчас некоторые эксперты высказывают мнение, что могут проводиться новые выборы в Италии, и если их результаты не приведут к созданию правительства, то один из выходов - объявление новых выборов. Если же правительство удастся сформировать, то я берусь сделать прогноз, что просуществует оно недолго, от нескольких месяцев до года-полутора, итальянская политическая система вступила в новый период штормов на фоне экономического кризиса, и Италию ждут серьезные экономические и политические испытания.
1. Re: «Италию ждут серьезные экономические и политические испытания»