Страсти по Осипову

Священник Александр Шумский считает беспочвенным обвинение известного богослова в ереси

0
10149
Время на чтение 4 минуты
18 февраля на РНЛ была опубликована статья священника Сергия Карамышева «Об обвинении профессора А.И.Осипова в ереси». Статья вызвала большой интерес. В этой связи я хотел бы высказать свое мнение.

Что и говорить, Алексей Ильич Осипов – человек, заслуживающий самого большого уважения. Он – одареннейший педагог, превосходный лектор, незаурядный богослов. Скольких молодых семинаристов он, как говорится, поставил на крыло, скольких людей он привел к Церкви! Учась на заочном отделении Московской Духовной Семинарии, я прослушал полные семинарский и академический курсы лекций Алексея Ильича, записанные на кассетах. Эти лекции явились для меня одним из базовых элементов моей богословской подготовки. Алексей Ильич всегда боролся с экуменизмом, блестяще обличал заблуждения латинян и протестантов и, без сомнения, наши церковные либералы имеют в лице профессора Осипова серьезнейшее препятствие для своей подрывной деятельности внутри Церкви.

Вместе с тем, у Алексея Ильича, как у любого творческого человека, могут быть суждения, с которыми мы имеем право не соглашаться. Это нормально. И об этом вполне допустимо говорить, но в доброжелательном тоне, учитывая несомненные заслуги профессора. В конце концов, спорные суждения были и у святых отцов.

Я полагаю, что Алексей Ильич напрасно поднял вопрос о природе хлеба и вина, которые прилагаются на Божественной литургии в Тело и Кровь Христовы. В спор был втянут один известный  московский протоиерей. Профессор богословия утверждал, что хлеб и вино не меняют своей природы, т. е. не меняют своего молекулярного состава во время совершения Божественной литургии. Известный протоиерей утверждал противоположное. И что? Как это можно доказать? В химической лаборатории?! Этот нелепый спор приводит в конечном счете к кощунственным мыслям. Когда я вчитывался в полемику сторон, то, честно говоря, не всегда понимал написанное, хотя считаю свою богословскую  подготовку вполне приличной (богословские труды Владимира Лосского у меня настольные). Так что же говорить о большинстве мирян, которые такой богословской подготовки не имеют, да и не обязаны иметь?! Кроме смущения, этот спор у них ничего вызвать не мог. Говорю не голословно. Прихожане неоднократно обращались ко мне с вопросом, кто из спорящих прав? Я неизменно отвечал и отвечаю так: для нас совершенно неважно, что происходит или не происходит с хлебом и вином на молекулярном уровне во время совершения Таинства, для нас важно понимать только одно: на Божественной литургии хлеб и вино прилагаются в Тело и Кровь Христовы.

Но в то же время я считаю беспочвенным обвинение профессора Осипова в ереси. Тем более абсурдным выглядит сжигание его книг.

У Алексея Ильича есть и другие суждения, с которыми я не могу согласиться, но это не приводит меня к радикальным выводам. Я имею в виду настойчивость профессора Осипова в отношении крещения младенцев. Он считает, что младенцев не следует крестить, что человек должен сам, придя в сознательный возраст, сделать свой духовный выбор. Сразу видно, что профессор имеет весьма смутное представление о реальной семейной жизни, поскольку сам не является человеком семейным. С молодых ногтей Алексей Ильич ведет аскетический образ жизни, хотя и без монашеского пострига.

Хочется спросить у Алексея Ильича, как он представляет себе воспитание детей в современной православной семье, в которой рождаемые дети остаются вне Таинства Крещения? У меня восемь детей и двое внуков. Допустим, я полностью согласился с мнением профессора Осипова относительно крещения детей. И что произошло бы с моей семьей? Я ходил бы в храм Божий со своей супругой, а что стали бы делать мои дети? Ходить вместе с нами? Вряд ли. Конечно, пока они были бы совсем малы, я мог бы брать их с собой, но при этом не имел бы возможности их причащать, поскольку некрещеные не имеют права приобщаться Святых Христовых Таин. Дальше ребенок постепенно превращается в подростка. Некрещеный подросток уж точно не захочет идти со мной в храм. Попытки заставить такого подростка идти в храм приведут в лучшем случае к тому, что он сбежит из дома, а в худшем к тому, что он убьет собственных отца и мать. Вспомните художественный фильм  «Дети кукурузы» по роману Стивена Кинга. Там именно про таких детишек. Конечно, Алексей Ильич может возразить: а вы правильно воспитывайте своего ребенка, читайте ему духовную литературу, готовьте его с пеленок к тому, чтобы он, придя в сознательный возраст, сказал: « Папочка и мамочка, спасибо вам! Вы меня так хорошо воспитали, что я, наконец, свободно, по собственной воле, хочу креститься, скорее ведите меня в храм к батюшке!» И радостные папа и мама ведут своего тинейджера в храм.

Любому семейному православному человеку понятно, что это,  мягко говоря, утопия, что в наше время так воспитывать некрещеного ребенка невозможно, поскольку разлагающее влияние современной аморальной среды, конечно, окажется несоизмеримо сильнее всех наших усилий.

Может быть, у Алексея Ильича есть убедительные реальные аргументы в пользу своей позиции, так пусть изложит их. А пока все это выглядит отвлеченным  и опасным теоретизированием. К тому же традиция крестить младенцев очень древняя. Если учесть, что  о необходимости крестить младенцев говорилось на VI Вселенском Соборе, произошедшем в Константинополе в 680 году, то очевидно, что сама традиция существовала уже достаточно долгое время до собора, и  последний лишь закрепил то, что реально присутствовало в жизни христиан. Кстати, я предполагаю, что одной из главных причин данного соборного мнения явилось именно то соображение, о котором я написал выше, то есть существование большого количества фактов, подтверждающих, что некрещеные дети того времени подпадали под влияние еще весьма сильной языческой среды.

Ко мне уже обращались женщины с тревожными вопросами, надо ли крестить родившихся младенцев или правильно ли они сделали, покрестив их? Все-таки мнение известного богослова оказывает серьезное влияние. Зачем смущать людей, Алексей Ильич? Зачем Вы с упорством, достойным лучшего применения, везде тиражируете эту сомнительную идею? Прошу Вас, дорогой профессор, прислушайтесь к моим словам. У нас еще столько важных дел и будет обидно, что на таких людей, как Вы, мы не сможем в полной мере полагаться.

P.S. Россия на пороге качественных перемен. Россия стремится снова выйти на державный  имперский курс. Наши враги предпринимают все возможные средства, чтобы этого не допустить. Враги России стремятся расколоть российское общество и русский народ и, конечно, они мечтают произвести раскол в Русской Православной Церкви. Вспомним, что имперским преобразованиям Петра I  предшествовал и сопутствовал  церковный раскол, принесший огромный вред, до сих пор окончательно не преодоленный. А ведь начинался раскол с, казалось бы, совсем незначительных вещей. Но потом небольшая трещина  превратилась в гигантский разлом. И сегодня необходимо задуматься, опираясь  на огромный трагический опыт, стоит ли нам в переломный для Отечества момент обсуждать молекулярный состав евхаристических хлеба и вина и крещенской воды (Великой Агиасмы). Именно такие мутные вопросы и вызывают смуту, приводящую к расколу.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

470. Ответ на 314., Галина Старикова:

Все-таки, при всей накаленности спора, нужно стараться быть справедливым,отче. Доказательств вашей стороне было предоставлено предостаточно.

Нет. А вот Ваши комментарии действительно очень часто грешат не прямотой, а именно грубостью и некоторой экзальтированностью.

А "анти-осиповцев"? Будьте объективными. Вообще, мне кажется, что большинство из ваших единомышленников просто увлечены самой личностью Алексея Ильича, и только , как следствие из этого - его учением.

Вам кажется. Дело же обстоит иначе. Причём, приципиально иначе. Почитаемый Вами, , митрополит Иоанн,которого и я много лет горячо почитаю, был очень строг в вопросах чистоты веры, а его наставник митрополит Мануил был непримиримым борцом с обновленчеством. Давайте же равняться на них!

Давайте.

469. Ответ на 467., Ирина Фр.:

Спасибо, но я не нуждаюсь в ваших замечаниях. Оставьте их при себе.
М.Яблоков / 21.01.2014, 04:32

468. Re: Страсти по Осипову

Откуда же мне знать, что первая фраза Вашего комментария не имеет никакого отношения к другой? Впредь оформляйте посты аккуратнее. В публичном доступе находитесь.
Ирина Фр. / 20.01.2014, 21:07

467. Ответ на 465., Ирина Фр.:

Вы пытаетесь комментировать то, чего не понимаете. Хотя бы иногда пытайтесь вникнуть в суть комментария, прежде чем бездумно писать слово "Неправда". Фразу из Евангелия, которую привел пользователь "Иванович Михаил", совершенно никакого отношения к обсуждаемой проблеме не имеет. Он ее привел совершенно произвольно, не зная ее святоотеческого толкования. Я же привел высказывание свт.Григория Богослова, который разделяет личных врагов и врагов Божьих. Личных врагов надо любить, а врагов Божьих ненавидеть. Вот и все ) Будьте внимательны в следующий раз )
М.Яблоков / 20.01.2014, 15:24

466. Ответ на 458., М.Яблоков:

А вы знаете святоотеческое толкование этого места из Писания? Или отсебятину несете?"Живи в мире с врагами, но с врагами своими, а не врагами Божиими. Там же, где дело идет о явном нечестии, должно скорее идти на огнь и меч, нежели приобщаться лукавому квасу и прилагаться к зараженным."(свт. Григорий Богослов).

Неправда. Никакое это не толкование на Писание. Это фраза из Слова "О мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих". Проверяйте, пожалуйста, что копипастите, чтобы впредь не вышло конфуза)))
Ирина Фр. / 20.01.2014, 10:39

465. Ответ на 463., Местный:

Не вижу никаких проблем в том, что ребёнок вырастет некрещённым. Ему примером будут служить родители, которые регулярно причащаются и ребёнок будет видеть это. Рано или поздно он подрастёт и сам пожелает вступить на путь, по которому движутся родители. И это действительно более правильный подход, однако здесь есть проблемы. На приходе тебе покою не дадут, если ты не будешь причащать своих чад. А если так будет делать священник, то его сразу к каким-нибудь радикалам припишут. Вообще, конечно, надо заниматься воспитанием людей, а не тратить силы и время на решение вопросов типа крестить или не крестить.

НЕ видите, потому чт не можете себе представить, что такое православная семья. И что такое жизнь в Церкви. Ведь там все подчинено церковному календарю. Или это му некрещеному ребенку нужно отдельный режим - ведь семья постится,посещает службы. ездит в паломничества. А его, некрещеного даже в храм на службу не пустят. Дичь какая! И такой человек как Осипов преподает будущим священникам!
Lucia / 20.01.2014, 09:04

464. Путь в храм

Не вижу никаких проблем в том, что ребёнок вырастет некрещённым. Ему примером будут служить родители, которые регулярно причащаются и ребёнок будет видеть это. Рано или поздно он подрастёт и сам пожелает вступить на путь, по которому движутся родители. И это действительно более правильный подход, однако здесь есть проблемы. На приходе тебе покою не дадут, если ты не будешь причащать своих чад. А если так будет делать священник, то его сразу к каким-нибудь радикалам припишут. Вообще, конечно, надо заниматься воспитанием людей, а не тратить силы и время на решение вопросов типа крестить или не крестить.
Местный / 20.01.2014, 07:27

463. Против ереси Прохора Кидониса, Осипова и Кураева

[u]Вот изложение веры православной[/u]: «Рождаясь от падшего Адама, от его зараженного грехом естества, люди в рождении принимают как неминуемое наследство греховное состояние естества, в котором обитает грех (греч. «amartia»), который как некое живое начало действует и влечет к творению личных грехов... Наследственность первородного греха всеобща, ибо никто из людей не изъят из этого, кроме Богочеловека Господа Иисуса Христа» [преподобный Иустин (Попович). Догматика]. «Св. Амвросий [Медиоланский] учит о всеобщности первородного греха, из чего исключением является один Христос. "Из всех рожденных женами нет ни одного совершенно святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который, по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения". (In Luc., сар. II). "Один только человек, Ходатай Бога и человеков, свободен от уз греховного рождения, потому что Он родился от Девы и потому, что рождаясь, не испытал приражения греха". (Против Иулиана, кн. 2)» (Св. Иоанн (Максимович)). Первородный грех это "некая скрытая нечистота и некая преизобилующая тьма страсти, которая через преступление Адама проникла во все человечество; и она помрачает и оскверняет и тело, и душу" (Св. Макарий Великий). "Христос имел не греховную плоть, но хотя по природе одинаковую с нами, впрочем только подобную греховной нашей и безгрешную» (Св. Иоанн Златоуст). "Истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в Своем, всецел в нашем. Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале и что Он восхотел возвратить нам. Ибо в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил в себя" (томос св Льва Великого). "Он воспринял всего человека и все, свойственное человеку, кроме греха (amartia), потому что грех не естественен и не Творцом всеян в нас" (Прп. Иоанн Дамаскин). При рождении Христа "первородный грех не имел тут места, потому что зачатие совершилось не только без участия мужеского семени, не только без всякого ощущения плотской сласти, но, в противоположность обычному зачатию, при наитии Святого Духа" (Святитель Игнатий (Брянчанинов)). IV Вселенский Собор исповедует Христа "совершенного в божестве и совершенного в человечестве... во всем подобного нам кроме грехa". Учение, которое протодиакон называет "совершенно точным изложением православной догматики" осуждено как ересь Прохора Кидониса на Константинопольском Соборе 1368 г.: "Итак, этого Прохора... богохульствующего до такой степени, что даже дерзнувшего сказать, будто Бог Слово воспринял плоть не совсем без греха, а несовершенную по восприятии и требующую усовершения, мы отлучаем от всей Церкви верных, как породившего новые и страшные ереси, которым не дерзал учить даже никто из еретиков, живших после явления Христа во плоти…". Стоит привести цитату и из другого еретика - Феодора Мопсуэстийского: «Господь негодовал и сражался против болезней более душевных чем телесных, и при содействии Божества к его совершенству, охотнее побеждал страсти. ...Восприяв и тело и душу, он тем и другим подвизался за то и другое: умерщвлял во плоти грех и укрощал ее похоти, с легкою и благодушною победою над ними; душу же наставлял и побуждал и свои страсти побеждать и обуздывать плотские похоти; ибо это совершалось обитавшим в нем божеством, врачевавшим ту и другую стороны». Это зачитывалось на V Вселенском Соборе, и, как свидетельствуют очевидцы, «когда читаны были эти Феодоровы богохульства, святой Собор воскликнул: "...анафема Феодору и его писаниям... Один Феодор, один Иуда"». P.S. Так что видим, что учение, которое проповедует Кураев вместе с Осиповым, осуждено как ересь Прохора Кидониса на Константинопольском Соборе 1368г. А также важно отметить (там же), что сам А.И. Осипов вполне осознает противоречие именно по содержанию его идей той вере, которую сейчас исповедуют православные христиане. http://yurij-maximov.livejournal.com/362707.html
Косьма / 22.04.2013, 05:24

462. Ответ на 459., Путилов:

Уважаемый о. Александр. Хочу благодарить Вас за добрые слова и советы. Они очень тронули меня и я воспользуюсь Вашими советами. Извините, что с таким опозданием. Не заглянула на страницу.

Уважаемая, Путилов, Вы ошибочно приняли меня, рядового форумчанина, за о.Александра (Шумского). Считаю своим долгом отметить это, даже если оценка моего комментария, возможно, изменится (как основанная на уважении к о.Александру). Честно говоря, я не являюсь сторонником взглядов о.Александра и в еще большей степени прф.Осипова (которому, в связи с юбилеем, по-человечески желаю здоровья и долгих лет жизни, а по-духовному отвратиться от распространения неправославных взглядов). Спаси, Господи, Александр
Александрс. / 08.04.2013, 04:14

461. Ответ на 448., Путилов:

Я человек крещеный, но невоцерковленный пока с огромным уважением отношусь к Алексею Ильичу Осипову.

Разве кто против? Другое дело, что если профессор что-то толкует отличное от толкования Св.Отцов и постановлений Св.Соборов, то надо слушаться Св.Отцов. А уважаете проф. Осипова - это вполне хорошее дело.
Фёдор / 07.04.2013, 11:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
15.12.2024 11:27
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.12.2024 11:24
Еще раз о любви
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2024 11:24
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.12.2024 11:12
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2024 10:59
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
15.12.2024 10:19
Сказка о конце света
Новый комментарий от Ленчик
15.12.2024 09:04