«Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком (я с этого начал) и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам. Правильно, если к созданию общероссийского учебника истории будут привлечены специалисты не только Минобразования, но и Российской академии наук, а также двух старейших российских общественных объединений, которые сейчас возобновляют свою деятельность, - имею в виду Историческое и Военно-историческое общества», - считает Владимир Путин.
Предложение Президента России о создании единых учебников истории России для средней школы анализирует в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов:
«Идею о том, что должен существовать единый учебник по истории для средней школы я высказываю уже много лет. И в печатном варианте выступал по этому поводу. Не должно быть большого количества учебников по истории, в которых предмет преподносится так, как кому заблагорассудится. Историческое образование подрастающего поколения - это дело государственной важности. Именно государство должно держать под контролем, в своих руках дело исторического образования молодежи. Это важная отрасль знания, формирующая гражданские чувства в обществе и патриотическое сознание народа. Не случайно, когда Германия воевала с Францией во второй половине XIX века (1870 - 1871), и Франция была разгромлена, Бисмарк сказал, что победил в войне немецкий учитель истории.
Значение истории как отрасли формирующей гражданственность и патриотизм прекрасно понимал Сталин. Мы знаем, что в середине 30-х годов обозначился резкий поворот Сталина к возрождению преподаванию нашей отечественной истории. Были созданы единые учебники, восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Большое внимание уделялось академическим учреждениям, которые специализировались на изучении истории и, прежде всего русской истории. Появилась целая плеяда советских историков, высокопрофессиональных в своей области - Б.Д.Греков, М.Н.Тихомиров, В.В.Мавродин, Б.А.Рыбаков, А.А.Зимин, Н.М.Дружинин, М.В.Нечкина и многие другие, которым современные историки, что называется, «не в версту». Так что эти путинские мысли, касающиеся преподавания истории России в школе вполне понятны, обоснованы и верны. Будем надеяться, что они возобладают в сознании правящей элиты, будут поддержаны ею и не встретят с её стороны скрытой обструкции. Но я боюсь радоваться раньше времени, потому что одно дело - слова, а другое - дела. Посмотрим, как будут воплощаться в жизнь сказанные Путиным правильные, с точки зрения интересов российского государства, слова.
Путин прав и тогда, когда говорит о необходимости соблюдения принципа единства в истории, поскольку история представляет собой единый и неделимый поток событий. Отрывать исторические события друг от друга, замыкать их в разрозненные периоды, а тем более противопоставлять эти периоды друг другу есть насилие над историей. Движется история так, что прошлое переходит в настоящее и передается в будущее. И настоящее, и будущее вбирают в себя основные начала истории, заложенные в далеком прошлом.
Правда и то, что наша история представляет собою результат совокупного действия различных этносов и народов во главе с государствообразующим русским народом. С древности наше государство формировалось как полиэтничное, если угодно, многонациональное. Вспомним огромный межплеменной союз на северо-западе Восточной Европы, куда входили не только русские славяне (словене, кривичи), но также финно-угры (меря, весь, чудь). На юге, в Среднем Поднепровье, наша государственность создавалась усилиями не только славянского племени полян, но и руками кочевников, которые носили наименование «Черных клобуков», являвшихся остатками берендеев, торков и ковуев. Все они принимали весьма активное участие в политической жизни Киевской земли, строили древнерусское государство на Юге.
И дальнейшая русская история шла по пути вовлечения в наше содружество разных племен и народов. В конечном счете, мы пришли к огромной Российской Империи, которая объединяла огромное число народов. Империя позволила сохранить историю, язык и культуру этих народов. Историческим преемником Российской Империи в этом смысле был СССР. Мы должны признать данный факт и отдать должное времени существования Советского Союза. Сейчас в результате действия деструктивных сил мы оказались, как говорится, «у разбитого корыта». Нам надо снова собирать Россию. Это наша неотложная задача, жизненно необходимая.
Российская Империя и приемник её СССР представляли собой такое геополитическое пространство, которое обеспечивало безопасность всех входящих в состав России народов. Разрушив это геополитическое пространство, создававшееся на протяжении многих веков, мы оказались перед лицом очень большой опасности и угроз перед лицом внешнего мира. Но если осколок Российской Империи, Российская Федерация все-таки представляет собой достаточно мощную силу, то отколовшиеся от России мелкие государства беспомощны, бессильны и вынуждены идти под крыло более сильных государств. Это сейчас наблюдаем в Прибалтике, которая ушла под крыло НАТО и ЕС; то же самое происходит с Грузией, которая стремится лечь, так сказать, под США. Это - судьба и среднеазиатских республик, - они не смогут существовать самостоятельно, они будут вынуждены к кому-то приклониться. А там наиболее сильные игроки - фундаменталистский мусульманский мир и Китай. Даже Украина мечется между Россией и ЕС, не понимая, что в Западной Европе ее ждет прозябание…». Новый единый учебник по истории России должен в назидание молодому поколению показать эту горькую правду и побудить беречь нынешнюю Россию как зеницу ока».
1. «Посмотрим, как будут воплощаться правильные слова Путина»