Через осознание собственной нищеты насыщаться благодатию Божией

Игумен Лука (Степанов) о преподобном Серафиме Саровском, день памяти которого отмечается сегодня

0
429
Время на чтение 3 минуты
Сегодня день памяти одного из величайших русских святых – преподобного Серафима Саровского. О духовном подвиге святого размышляет в интервью «Русской народной линии» зав. кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии во имя святителя Василия Великого игумен Лука (Степанов).

Думается, что ничего нового преподобный не сказал. Он сказал то же, что и Господь: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Разумеется, тот, кто еще при жизни является насельником Небесного Царства, имеет в себе залоги будущего блаженства, является источником света и радости для тысяч и тысяч людей. Путь к этому всегда был и остается один и тот же: быть подражателем апостола Павла, как Павел был подражателем Христа; и быть подражателями Иоанна Златоуста, как он был подражателем Христа; и быть подражателем преподобного Серафима, как он подражатель всех бывших до него святых.

Его призыв - это отражение его собственной практики осознания всегдашней собственной нищеты, которое насыщается только благодатию Божией. Мы редко ищем благодать, чувствуя себя самодостаточными, потому мало ее и приемлем. А вот преподобный Серафим, сознавая себя вполне пустым и никчемным, всегда ее искал, а потому был ею преисполнен.

Поэтому стяжать в своем сердце мир и дух Христов возможно только всегдашней пред Господом нищетой, плачем и выпрашиванием: «Господи, не остави мене. Господи, помоги! Господи, видишь, что я ничто и никто без Тебя». Мрачное лицо такого человека просветляется, и при Таинствах Христовых он как слуга стремится всегда предстоять и участвовать в них. Тогда он не дискутирует по поводу того, сколько надо вычитывать правило, как готовиться к причастию, а вся его жизнь - это подготовка к ежедневному приобщению своего Господа.

Через молитвы это приобщение становится непрестанным, ибо всякое, искренне произнесенное: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!», - есть не только зов снизу, но и получение сверху того, что испрашивается, ибо Господь наш не таков, как мы: нас просят, а мы не даем. Господь просящему дает всегда, когда просящий просит на пользу, а что полезней для нашей души, чем эта божественная благодать?

Мы будем просить, подобно преподобному Серафиму, и получим, подобно ему. Будем чувствовать свое без Господа ничтожество и погибельные состояния и спасемся, подобно ему. Будем сознавать себя грешниками всегда плачущими и оплакивать своего мертвеца перед Господом, и Господь нас восставит во Царствии Своем во веки вечные.

Преподобный Серафим СаровскийДумаю, что времена меняются, а истина, как солнце на небе, неизменна. Приоритеты общественного служения над самовоспитанием, которые сейчас расставляются, формулируются в общественном пространстве. Это происходит и тогда, когда упрекают Церковь в пассивности, в том, что она не нужна. На это мы должны сказать, что мы помогаем людям устроить свою жизнь счастливо, чтоб душа их была спокойна, чтоб не ходили они на пустые и зловредные для Отечества манифестации, не совершали преступлений, чтоб дети были под достойным призрением.

Думаю, правильно говорят о необходимости социального служения Церкви, но это в контексте того социально-общественного диалога, который непрестанно ведется в обществе информационном и социальном, в обществе демократическом, в котором Церковь вынуждена занимать свое определенное, ясное для людей место. Это никак не отменяет необходимости для того, кто призывает: «Ребята, давайте займемся миссионерством! Ребята, давайте соберем максимальное количество пожертвований для сирот! Ребята, давайте сделаем то и это!» Тому, кто так говорит, его же слова повелевают самому стремиться к уединению в сердечной клети Иисусовой молитвы, к несению подвига умеренности в земных нуждах.

Поскольку всякий из тех, кто призывает к высокому общественному служению из церковного сообщества, знает слова Священного Писания: «Врачу, исцелися сам». И апостола Петра знают слова: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» (2Пет.2:19).

Потому, ставя социальные приоритеты высоко, всякий разумный христианин, однако, этим не оправдывается и не считает себя исполнившим все, но в сердечной клети своей имеет время келейной молитвы, покаяния, уединения с духовником, перед которым открывают сердце все неблаговидности, и ограниченность засвидетельствована бывает Господу.

Поэтому не будем противопоставлять внутреннее делание, которое преимущественно было присуще преподобному Серафиму, и внешнее служение, которое сейчас в основном требует внешний мир от Церкви. Одно без другого не бывает. Всякий верующий человек, исполняющий свое социальное служение, делающий это не корысти ради, не ради скверного прибытка, не ради прославления, а во славу Господню, непременно совмещает с этим тот дух и то делание, которое являет нам преподобный Серафим.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Лука (Степанов)
Вернуть образованию духовную основу
О подлинном возрождении педагогического служения и личностного достоинства учителей
31.10.2023
На что гневается современный человек?
О природе гневливости граждан и способах борьбы со страстью гнева
15.09.2023
Можно ли просто оказывать знаки, без
намерения жениться?
22.07.2023
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Последние комментарии