itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Через осознание собственной нищеты насыщаться благодатию Божией

Игумен Лука (Степанов) о преподобном Серафиме Саровском, день памяти которого отмечается сегодня

0
361
Время на чтение 3 минуты
Сегодня день памяти одного из величайших русских святых – преподобного Серафима Саровского. О духовном подвиге святого размышляет в интервью «Русской народной линии» зав. кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии во имя святителя Василия Великого игумен Лука (Степанов).

Думается, что ничего нового преподобный не сказал. Он сказал то же, что и Господь: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Разумеется, тот, кто еще при жизни является насельником Небесного Царства, имеет в себе залоги будущего блаженства, является источником света и радости для тысяч и тысяч людей. Путь к этому всегда был и остается один и тот же: быть подражателем апостола Павла, как Павел был подражателем Христа; и быть подражателями Иоанна Златоуста, как он был подражателем Христа; и быть подражателем преподобного Серафима, как он подражатель всех бывших до него святых.

Его призыв - это отражение его собственной практики осознания всегдашней собственной нищеты, которое насыщается только благодатию Божией. Мы редко ищем благодать, чувствуя себя самодостаточными, потому мало ее и приемлем. А вот преподобный Серафим, сознавая себя вполне пустым и никчемным, всегда ее искал, а потому был ею преисполнен.

Поэтому стяжать в своем сердце мир и дух Христов возможно только всегдашней пред Господом нищетой, плачем и выпрашиванием: «Господи, не остави мене. Господи, помоги! Господи, видишь, что я ничто и никто без Тебя». Мрачное лицо такого человека просветляется, и при Таинствах Христовых он как слуга стремится всегда предстоять и участвовать в них. Тогда он не дискутирует по поводу того, сколько надо вычитывать правило, как готовиться к причастию, а вся его жизнь - это подготовка к ежедневному приобщению своего Господа.

Через молитвы это приобщение становится непрестанным, ибо всякое, искренне произнесенное: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!», - есть не только зов снизу, но и получение сверху того, что испрашивается, ибо Господь наш не таков, как мы: нас просят, а мы не даем. Господь просящему дает всегда, когда просящий просит на пользу, а что полезней для нашей души, чем эта божественная благодать?

Мы будем просить, подобно преподобному Серафиму, и получим, подобно ему. Будем чувствовать свое без Господа ничтожество и погибельные состояния и спасемся, подобно ему. Будем сознавать себя грешниками всегда плачущими и оплакивать своего мертвеца перед Господом, и Господь нас восставит во Царствии Своем во веки вечные.

Преподобный Серафим СаровскийДумаю, что времена меняются, а истина, как солнце на небе, неизменна. Приоритеты общественного служения над самовоспитанием, которые сейчас расставляются, формулируются в общественном пространстве. Это происходит и тогда, когда упрекают Церковь в пассивности, в том, что она не нужна. На это мы должны сказать, что мы помогаем людям устроить свою жизнь счастливо, чтоб душа их была спокойна, чтоб не ходили они на пустые и зловредные для Отечества манифестации, не совершали преступлений, чтоб дети были под достойным призрением.

Думаю, правильно говорят о необходимости социального служения Церкви, но это в контексте того социально-общественного диалога, который непрестанно ведется в обществе информационном и социальном, в обществе демократическом, в котором Церковь вынуждена занимать свое определенное, ясное для людей место. Это никак не отменяет необходимости для того, кто призывает: «Ребята, давайте займемся миссионерством! Ребята, давайте соберем максимальное количество пожертвований для сирот! Ребята, давайте сделаем то и это!» Тому, кто так говорит, его же слова повелевают самому стремиться к уединению в сердечной клети Иисусовой молитвы, к несению подвига умеренности в земных нуждах.

Поскольку всякий из тех, кто призывает к высокому общественному служению из церковного сообщества, знает слова Священного Писания: «Врачу, исцелися сам». И апостола Петра знают слова: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» (2Пет.2:19).

Потому, ставя социальные приоритеты высоко, всякий разумный христианин, однако, этим не оправдывается и не считает себя исполнившим все, но в сердечной клети своей имеет время келейной молитвы, покаяния, уединения с духовником, перед которым открывают сердце все неблаговидности, и ограниченность засвидетельствована бывает Господу.

Поэтому не будем противопоставлять внутреннее делание, которое преимущественно было присуще преподобному Серафиму, и внешнее служение, которое сейчас в основном требует внешний мир от Церкви. Одно без другого не бывает. Всякий верующий человек, исполняющий свое социальное служение, делающий это не корысти ради, не ради скверного прибытка, не ради прославления, а во славу Господню, непременно совмещает с этим тот дух и то делание, которое являет нам преподобный Серафим.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Лука (Степанов)
Вероотступничество или беспечное невежество?
Известные пастыри о причинах того, что треть населения России ориентируются при принятии решений на астрологические прогнозы
18.08.2022
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Последние комментарии
«Гуманитарная ситуация остается тяжёлой»
Новый комментарий от Сант
07.10.2022 11:21
«Остаётся слабым потребительский спрос»
Новый комментарий от Лев
07.10.2022 11:19
Новый справедливый социализм – путь к спасению
Новый комментарий от Владимир22
07.10.2022 10:43
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Владимир22
07.10.2022 10:09
Олег Платонов: дело всей жизни
Новый комментарий от Калужанин
07.10.2022 10:01
Что не сказал Путин 30 сентября?
Новый комментарий от Лев
07.10.2022 09:00