Попытка Красносельской прокуратуры закрыть РНЛ неожиданно позволила увидеть, как много «доброжелателей» у РНЛ, главного редактора информационно-аналитического агентства Анатолия Степанова и священника Александра Шумского. Я был поражен реакцией православных людей, которые внезапно потребовали от Степанова, говоря попросту «сдать» Шумского, чтобы сохранить информационный ресурс. Признаюсь, никогда не думал, что такое возможно.
Начнем по старшинству. Александр Григорьевич Раков. Один из старейших православных журналистов, не скрывая злорадства, набросился на А.Д.Степанова и о.Александра. Уважаемый Александр Григорьевич, Вы появлялись на форуме РНЛ всегда, чтобы высокомерно поучать главного редактора. Если кто-то из читателей смел Вам возражать, немедленно следовала грубая отповедь. И, действительно, разве имеет право какой-то читатель РНЛ поучать мэтра православной журналистики, издающего несколько газет и выпускающего один за другим тома своих «Былинок»? За Ваши труды – низкий поклон и искренняя благодарность. Не сомневаюсь, чтобы издавать столько лет газеты требуется приложить немало усилий. Да и «Былинки» читать интересно и поучительно. Но неужели Вы, имея такой огромный опыт работы в православной журналистике, не понимаете, что влияние РНЛ во сто крат перевешивает в информационной войне влияние всех Ваших газет? У нас в стране издаются десятки подобных небольших газет в различных епархиях, а РНЛ – одна. Если бы Ваши издания и книги были бы столь опасны врагу – давно бы перестали выходить. И вмешательство Красносельской прокуратуры не понадобилось бы. Неужели Вы, Александр Григорьевич, не в силах были сдержать злорадство, чтобы в этот непростой для РНЛ момент отказаться от своих поучений и просто поддержать коллег и соратников? Но Вы умудрились даже обозвать всех, кто пишет, на Ваш взгляд, «прямолинейно», - «дураками или провокаторами». Искренне желаю Вам, Александр Григорьевич, мудрой осторожности, чтобы, не дай Господь, не было неприятностей и Ваши газеты и «Былинки» выходили исправно и в назначенный срок. Только Ваши выступления на форуме – самое настоящее предательство и удар в спину РНЛ. И никакими «советами старшего и более опытного товарища» это предательство не оправдать. Лучше уж промолчали бы, чем свысока учить Адвоката и Степанова. Публикуйте Александр Григорьевич благочестивые рассказы и проповеди священников, которые не говорят «прямолинейно», это поучительно и душеполезно. И вполне безопасно. Только в памяти нашей останется, как главный редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» мудро советовал Степанову «ради сохранения НАШЕГО ПОРТАЛА» сдать о. Александра Шумского. Слава Богу, Анатолий Дмитриевич не отличается столь профессиональной мудростью главного редактора. Степанов умеет не предавать, даже руководствуясь «высокими соображениями».
Владимир Петрович Семенко, непримиримый и несгибаемый борец, умудрившийся даже свой сайт назвать «Аминь», не считает нужным скрывать своего злорадства. Ответь мне, Владимир Петрович, ты – великий аналитик, обладающий незаменимыми «инсайдерскими» источниками, действительно не понимаешь, что означает попытка закрыть РНЛ? Неужели обида на Степанова и великие страдания, причиненные читательским рейтингом о.Александра Шумского, не позволили тебе выразить поддержку РНЛ в трудную минуту? Представляю, какие жалобы на козни Ватикана и экуменистов среди священноначалия РПЦ и Кремля мы услышим, если у Аминь-су возникнут неприятности. Но не беспокойся, Владимир Петрович, мы тебя в этом случае будем защищать. Ты действительно стойко сражаешься с модернистами и обновленцами. Хотя так и не смог вымолвить ни одного слова в поддержку РНЛ. Зато Маяковского вспомнил. И на том спасибо. Может быть, заодно вспомнишь, как стойко Анатолий Степанов отстаивал твои публикации, когда ему говорили, что статьи Семенко навлекают на РНЛ гнев священноначалия? И перестал публиковать твои статьи лишь в тот момент, когда ты перешел грань допустимого в отношениях одного из авторов и главного редактора РНЛ.
Мне хотелось бы только попросить тебя представить, что сказал бы тебе по этому поводу Владимир Леонидович Махнач. Он всегда считал, что своих соратников должен защищать, даже если в чем-то с ними расходится во мнении. Ты знаешь, что мы с Владимиром Леонидовичем были близкими друзьями, несмотря на полностью противоположное отношение к некоторым историческим личностям. Но не сомневаюсь, что слово Махнача в защиту РНЛ и о.Александра Шумского прозвучало бы мощно и недвусмысленно. Может быть Владимир Петрович, тебе стоит забыть о том, что В.П.Семенко «аналитик, публицист, писатель, философ и богослов», а вспомнить простое правило, известное каждому мальчишке с детских лет: когда раздается клич «наших бьют!» – не время вспоминать обиды? Советую представить, как повели бы себя в этой ситуации Вячеслав Михайлович Клыков и Савелий Васильевич Ямщиков. Есть определенные человеческие законы, которые переступать нельзя.
В прошлом году, когда я в прямом эфире попросил в очередной раз слушателей молиться о находящемся в узах Константине Душенове, мне задали вопрос, полностью ли я разделяю все взгляды Душенова. Ответил, что, будучи во всех основных вопросах единомышленником, в некоторых случаях с Константином не согласен. А в чем именно не согласен пообещал уточнить, в то время, когда Константин Юрьевич выйдет на свободу и сможет сесть рядом со мной к микрофону в студии нашей радиостанции и слушатели решат, кто из нас прав. Надеюсь, это скоро произойдет.
Тех, кто советует Степанову «благоразумно», ради сохранения сайта предать о.Александра Шумского оказалось совсем немного. Константин Юрьевич Душенов, Владимир Николаевич Крупин, Леонид Евгеньевич Болотин, Валерий Николаевич Расторгуев, Иван Леонов и многие другие православные писатели и общественные деятели не размышляя встали на поддержку РНЛ, Анатолия Степанова и о.Александра Шумского. Выступили священники Сергий Карамышев, Георгий Городенцев, Алексий Мороз. Уверен, очень скоро, не только постоянные авторы РНЛ, но еще многие священники и общественные деятели поддержат Степанова и о.Александра. На радио «Радонеж» постоянно звонят слушатели, которые любят передачи о.Александра Шумского. Что же тебя Владимир Петрович потянуло в это время Маяковского перечитывать? Могу тебе напомнить, что в поддержку РНЛ и о.Александра выступили и «Народный Собор» и Союз Православных Граждан, в которых ты состоишь. Обращение СПГ уже было опубликовано, скоро будет опубликовано обращение «Народного Собора». Встанут на защиту РНЛ и многие другие православные и патриотические организации. Но в моей памяти останется негодующее восклицание Семенко о редакции РНЛ на форуме: «И эти люди требуют для себя свободы слова!». Владимир Петрович, ты к Красносельской прокуратуре обращаешься?
И в это трудное время не замедлила заполнить форум РНЛ высоконравственными поучениями «великая старица» форума Екатерина Домбровская. Екатерина, кто Вас благословил нас всех поучать? Вам совесть не подсказывает, что в тот момент, когда у РНЛ неприятности, нехорошо хамить «Аблокату»? Вы умеете очень искусно подлить на форуме «сладкого яду», прикрываясь лжесмирением. Не пытайтесь играть роль беспристрастного арбитра. Если бы Вы не обращались когда-то по-хамски к о.Александру Шумскому, то можно было бы поверить в то, что Вас обеспокоила грубость участников форума в отношении о.Алексея Бачурина. Екатерина, Вы имеете полное право не принимать стиль письма и мысли некоторых авторов. Но прекратите играть роль «беспристрастного судьи» и «духовной наставницы». Вспомните свои старые поучения, которые Вы некогда обрушили на о.Александра Шумского, Ваш возмущенный вопль: «Куда смотрят архиереи!» Кто Вам в то время внушил, что Вы единственная имеете общение с духовными отцами, а все остальные авторы по сравнению с Вами «духовные младенцы»? Не чувствуется ли в этом привкуса духовной гордыни? Уверен, что Вы, Екатерина, способны завалить форум многостраничными цитатами из святых отцов и глубокими размышлениями, которые докажут Вашу высочайшую духовность и наше скудоумие, отсутствие православного духа, смирения и прочих добродетелей. Но нельзя предательство назвать «беспристрастностью». Новомученики и исповедники не «стучали» на своих собратьев, даже если расходились с ними во взглядах. Чувствующие себя грешниками не учат других, как «власть имеющие».
Могу предположить, что после моих грубых слов начнется на форуме нескончаемое прощание Домбровской с единомышленниками. «Ухожу! Не могу терпеть хамства неотесанных невежд и грубиянов! Моя тонкая душа не выносит такой злобы и ненависти!» - «Не уходите, дорогая Екатерина! Вы единственный луч света в этом темном царстве РНЛ! Просвещайте нас, просвещайте! Иначе гибель грозит нашим душам от общения с этими мрачными православными сталинистами и расстрельщиками!» И трудно сказать, как долго будет продолжаться этот душещипательный сериал «Бедная Екатерина и мрачное царство РНЛ». Почитателей художественного слова и духовных даров Екатерины, уверяющих, что на РНЛ пришли ради того, чтобы встретиться с Домбровской, хотелось бы спросить: что же удерживает Вас на сайте, где весьма редко появляются материалы Домбровской, а все остальные авторы вызывают глухое раздражение своей бездуховностью? Если Степанов умудрился создать столь мрачное и темное царство РНЛ, то есть возможность посещать другие сайты. Хотя бы старую «Русскую линию» уважаемого Сергея Михайловича Григорьева. Напомню, что Русская Народная Линия появилась неслучайно. Хотя Домбровская пишет Адвокату: «Вы ("нас") - это и есть Русская Линия? А Русская народная... (впрочем, зачем же здесь это словцо-то встряло?!!)- это "Вы"? И Народ - это "вы"? А Вы народ?»
«Словцо» Народная не «встряло», Екатерина, а появилось в названии сайта после обсуждения с многими авторами, которые высказали поддержку Анатолию Дмитриевичу и другим сотрудникам, решившим отстаивать свою позицию, свое отношение к Русской истории. Напомню, что Степанову и другим сотрудникам было сказано, что они остаются на работе, но меняется редакционная политика «Русской линии». Поэтому Степанов с единомышленниками создали новый сайт. И не стоит Вам язвить над словом Народная в названии информационно-аналитической службы. Адвокат, Степанов и о.Александр Шумский имеют не меньшее право считать себя народом, чем Вы и так любезная Вашему сердцу «дезинфектор».
В постах «дезинфектора» грубости и хамства Вы не разглядели? Слова «Кто же таких дураков закроет, которые позорят имя православных» и т.п. оскорбления Степанова и редакции, вероятно, показались Вам невинным кокетством барышни-дворянки с грубыми мужланами на РНЛ. Позволю себе заметить, чтобы так изощрено хамить и язвить, как это делаете Вы, надо действительно обладать «высоким стилем» и литературными способностями. «Дезинфектору» это не удается. Уважаемая Екатерина, понимаю, что Вам может не нравиться редакционная политика РНЛ и публикации некоторых авторов. Но стоит ли так явно навязывать свой взгляд на то, каким должен быть сайт РНЛ Анатолию Степанову? Вам с Семенко не нравится стиль письма и мысли о.Александра Шумского – это Ваше право. Но Вы же не главный редактор РНЛ и не вправе представлять точку зрения всех читателей и авторов.
Попробуйте хотя бы предположить, что другие авторы тоже общаются с духовниками. Вам, разумеется, трудно такое представить, но и у о.Александра Шумского есть духовник. И у Анатолия Дмитриевича. Конечно, куда нашим до Ваших, настоящие духовные люди не удостоят таких невежд, как мы, своим вниманием. Но согласитесь, что женщина, претендующая на духовное руководство священниками, – забавное зрелище. Пишете Вы действительно хорошо, говорю без всякой иронии. О священноисповеднике Афанасии Сахарове недавно опубликовали замечательный материал, я в передаче на радио посоветовал всем слушателям его прочесть. Но Ваши поучения на форуме… Помните, как Вы любили обличать о.Александра Шумского – «Дух не тот. Чувствую, что неправославный дух у Шумского. Куда архиереи смотрят»? То же самое могут сказать о писательнице с Прозы-ру Екатерине Домбровской-Кожуховой, которая высокомерно поучает неугодных ей священников – «отчетливый дух прелести и превозношения». Что Вы на это ответите? Не считаю, что женщины не имеют права учить. Например, такие женщины как Ирина Медведева и Татьяна Шишова, Людмила Рябиченко, Лариса Павлова находятся на передовой в сражениях информационной войны и по отваге и стойкости превосходят многих мужчин. Они могут судить о том, что происходит. Из писательского же кабинета взгляд на события совершенно иной. Хотя в народе говорят: «Есть женщины, которые на каждой свадьбе желают быть невестой, а на каждых похоронах – покойником». Только для этого нужен талант особенный. Искренне желаю Вам, Екатерина, успеха в Вашем творчестве, но не стоит направлять свой талант на ябедничество и осуждение не угодивших Вам священников.
Хотелось бы обратиться к «гонимым» батюшкам, за которых так отважно сражается с грубиянами Екатерина Домбровская. Дорогой отец Алексей Бачурин! Я искренне рад узнать, что Вы являетесь постоянным слушателем радио «Радонеж». Радует и то, что наши с Вами точки зрения почти всегда совпадают. Но, дорогой батюшка, неужели Вы действительно считаете, что у меня в Красном углу висит портрет Сталина? Поверьте, еще в далекие советские «доперестроечные» времена в моем Красном углу рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы стоял портрет Государя. Икон Царя-мученика в то время еще не было. А Иосифа Сталина я считаю великим государственным деятелем, сохранившим Россию, как великую державу. В своей беседе на радио «Радонеже» «Святой Царь-мученик и Иосиф Сталин» я старался объяснить свое отношение к личности Сталина и трагическому времени, которое пришлось пережить нашему Отечеству. Еще раз повторю: «Никто из нас не тоскует о черных воронках, о Гулагах, вертухаях и т.п. Мы не меньше антисталинистов почитаем подвиг новомучеников и исповедников. Но мы видим Промысел Божий в тех очистительных страданиях, которые послал Господь нашему народу и Русской Православной Церкви в ХХ веке. Не оправдывая палачей и воинствующих безбожников, мы чтим страдания и подвиг народа, сумевшего сохранить свою душу и вынести все испытания, посланные России в ХХ столетии. Мы считаем, что Великая Победа была одержана нашим народом с помощью Божией и по молитвам Пресвятой Богородицы и всех русских святых. В том, что Победа была одержана на Пасху Христову в 1945 году невозможно не видеть знамение милости Божией. Мы не считаем, что советский период является черной дырой Русской истории. Эти годы были наполнены молитвами, страданием и великим трудом народа. Мы знаем, что покаяние преображает души. Покаянная молитва – единственный путь, которым человек и народ возвращается к Богу и возрождается для новой жизни. Но мы не желаем слышать призывы к покаянию от духовных наследников иуд, предававших Царя-мученика, и нео-троцкистов, которые сегодня именуют себя демократами. Мы видим, что эти люди сотворили с нашей страной. Верим, что Россия возродится милостью Пресвятой Богородицы, но нам необходимо отличать подлинное покаяние перед Богом, от лже-покаяния, которое навязывают нам под видом различных «десталинизаций».
Дорогой отец Алексей, разве возможно, почитая святого Царя-мученика разделять взгляды о.Савченко? Я не говорю о его «антисталинской эпопее» на форуме РНЛ. Она напоминает заученные речи сектантов, у которых в голове автомат периодически переворачивает одну и ту же пластинку. Неужели Вы разделяете его пламенную любовь к гуманным демократиям США и Англии, которые стремились искренне помочь несчастной России? Или фантазии о.Савченко о том, что в феврале 17-го генералы-изменники сохраняли верность Государю? Это же явная клевета и ложь, порочащая память святого Царя. В свое время, чтобы опровергнуть «Ледокол» предателя Резуна, историкам пришлось писать книги по объему намного превышающие книжонку перебежчика, состряпанную в традиционно «дружественной» Англии. Я хорошо понимаю профессиональных историков Анатолия Степанова и Леонида Болотина, не желающих вести полемику с о.Савченко. И Болотин, и Степанов много лет посвятили изучению этой эпохи и опровергать полет фантазии о.Савченко для профессионального историка все равно, что серьезно спорить с «Новой историей» Фоменко и Носовского. Хотя и Фоменко, и Носовский, и о.Савченко, похоже, преследуют одни и те же цели.
Но Вы, уважаемый отец Алексей, неужели не чувствуете, что сегодня вовсе не о.Александр и все, кто желает развеять хрущевский миф о Сталине, примеряют на себя комиссарские кожанки чекистов? Именно работники Красносельской прокуратуры в наши дни продолжают «славное дело» Ягоды и Ежова. Вы, батюшка, не задумывались, почему они обрушились именно на РНЛ, Анатолия Степанова и о.Александра? К сожалению, отец Алексей, и Ваша богатая творческая фантазия (которая позволяла видеть в словах о.Александра «сталинское» желание всех расстреливать) помогает обвинять РНЛ в экстремизме. Неужели Вы приветствуете «либеральную ежовщину», неужели Вам нравятся нынешние либеральные «стукачи» и «вертухаи», которые обвиняют «православных сталинистов» в экстремизме? Может быть, пока Вы старательно боретесь с «идолом Сталина» либеральное «желтое колесо» пытается набирать новые обороты, перемалывая Россию? Во всяком случае, пока Вы называете нас «растрельщиками», о. Александру Шумскому приходят реальные письма с обещанием «пули в лоб». Хорошо и довольно безопасно бороться с вымышленным идолом Сталина, в то время, когда либеральные революционеры готовят новый погром российской государственности. Но хотелось бы от Вас, батюшка, в эти дни услышать не очередные обличения Сталина и сталинистов, а слова поддержки РНЛ. Думаю, что несмотря на различное отношение к Сталину, в подавляющем большинстве материалы РНЛ не вызывают у Вас отторжения? Кстати, дорогой о. Алексей, я за все годы напечатал на РНЛ первый материал о Сталине. У Вас, если не ошибаюсь, на эту тему на РНЛ было опубликовано гораздо больше материалов. Разве это не свидетельствует о беспристрастности главного редактора Анатолия Степанова?
Дорогой отец Алексей, не надеюсь Вас переубедить, но, обратите внимание: почему покойный отец Дмитрий Дудко, ныне здравствующие архимандрит Петр Кучер и протоиерей Сергий Вишневский, которые жили в те годы, воевали (о.Дмитрий прошел и лагеря), почему они иначе, чем Вы, оценивают то время и личность Сталина? Допустим, о.Александру Шумскому и всем нам, кто его поддерживает, можно отказать в истинно христианском взгляде на историю страны. Но неужели Вы и столь уважаемым священникам в этом посмеете отказать? Мне приходилось в Оптиной Пустыни говорить о том времени с монахом Александром, много лет подвизавшимся на горах Кавказа. Он прошел тюрьмы и лагерь в 50-е и 60-е годы. Отец Александр с удивительным беззлобием и смирением говорил так: «В то время многие неверующие люди были гораздо выше многих нынешних православных».
Совершенно очевидно, что гонения на РНЛ, сфабрикованное Красносельской прокуратурой дело – попытка либералов уничтожить влиятельный православный патриотический информационный ресурс. Один из немногих православных информационных ресурсов, чье влияние неуклонно растет. Статья о.Александра Шумского выбрана ими для обвинения РНЛ в экстремизме не случайно. Пытаются запугать православных священников, которые осмеливаются открыто говорить о волнующих общество проблемах и защищать государство и общество от очередной «оранжевой революции». Поверьте, работая 22 года на радиостанции «Радонеж», я знаю, что далеко не все священники осмеливаются говорить на подобные темы: либералы обрушатся всей мощью СМИ, да и еще от церковного начальства получишь по шапке. Лучше не высовывался, лучше ответить уклончиво. Митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского все любят, но следовать за ним не многие решаются. Церковные либералы не простят – доносами священноначалие забросают.
Все это поразительно напоминает начало ХХ века. Либеральная пресса в те годы не просто подвергала методичному морально-психологическому террору православных священников, но и прибегала к открытым угрозам. Травили не только таких священников, как Иоанн Восторгов, архиереев, как Никон Рождественский, но и святого Иоанна Кронштадтского. Во время первой революции священников, верных Государю, тех, кто пытался остановить революционное беснование, стали убивать. Что было после второй революции, хорошо известно. Атака на РНЛ – это продолжение информационной войны с Русской Православной Церковью. И началась она сразу после кощунства в Храме Христа Спасителя. Авторы РНЛ, в том числе о.Александр Шумский твердо отстаивали в этой войне Русскую Православную Церковь и российскую государственность. Либералы мстят и одновременно пытаются взять реванш. Ну что ж, на войне как на войне. Будем отстаивать Русскую Народную Линию.
На войне люди ведут себя по-разному. Думаю, что А.Г.Раков, Екатерина Домбровская и Владимир Семенко все же находятся с нами в одном окопе, в отличие от церковных либералов, «предателей в рясах». На войне не каждый может подняться из окопа во весь рост, так как это сделал Адвокат. Но не надо издавать панические крики, призывая Степанова сдать о. Александра Шумского, ради того, чтобы враги ослабили огонь. Не хочется в очередной раз смущать о.Алексея Бачурина, но закончу словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж»
356. Re: Благоразумное предательство
355. 349. свщ Алексий Бачурин
354. Ответ на 352., Адвокат: Ну что, японско-подданый, не дождался победы гомосятины?
353. Ответ на 350., Hyuga :
352. Re: Благоразумное предательство
351. но и у о.Александра Шумского есть духовник. И у Анатолия Дмитриевича.
350. Ответ на 340., Галина Старикова :
349. Ответ на 339., Иванович Михаил :
348. Re: "Благоразумное предательство"
347. 329. свщ Алексий Бачурин