Депутат фракции КПРФ, первый заместитель председателя думского комитета по образованию Олег Смолин, отвечая на вопрос издания, почему так получилось, что в число худших попали педагогические, технические, сельскохозяйственные вузы, готовящие специалистов, в которых очень нуждается страна, заметил: «На заседании открытого правительства 25 июля текущего года состоялась напряженная дискуссия между Дмитрием Медведевым и Олегом Смолиным. По многим позициям премьер согласился со мной, депутатом от оппозиции. Но по одной не согласился решительно. Он заявил, цитирую близко к тексту: в России, в отличие от других стран, чем крупнее вуз, тем лучше качество образования, а потому, как сказал Медведев, Карфаген должен быть разрушен, – часть вузов должна быть присоединена к другим, и в конечном счете закрыта. И вот мы видим результаты мониторинга, проведенного министерством образования и науки по методике Высшей школы экономики».
По словам О.Смолина, результаты удивляют трижды. Во-первых, отметил депутат, мониторинг удивил своими критериями оценки эффективности вузов, которых было пять:
«Первый критерий: средний балл ЕГЭ поступающих в вузы. Сразу говорил авторам этой идеи, что мы ставим под удар вузы педагогические, инженерные, сельскохозяйственные и некоторые другие, совсем не лишние для страны. Не потому, что они плохо работают, а потому, что государство безобразно платит учителю, инженеру, агроному. Таким образом, эти вузы хотят наказать дважды: за то, что государство не платит их выпускникам, а второй раз за то, что они тем не менее готовят самых необходимых для страны специалистов.
Второй критерий: количество иностранных студентов. Не понимаю, почему в России работу вузов нужно оценивать по количеству иностранных студентов? Единственное объяснение – заработанные деньги. Но подчеркиваю – российские вузы должны обеспечивать качество российского образования, а не зарубежного.
Третий критерий – количество квадратных метров на студента. То есть, чем менее эффективно использует вуз свои площади, тем он лучше. Согласно этой логике, самыми лучшими становятся вузы, которые выгнали большую часть студентов, высвободив "эффективные" квадратные метры.
Четвертый критерий – это наука. Но не количество и тем более не качество научных работ, а объем привлеченных денег. Совершенно понятно, что в этом смысле гуманитарные вузы поставлены в неравные условия с другими, прежде всего с экономическими и юридическими.
Пятый критерий – внебюджетные доходы вуза».
«Как видим, большая часть критериев ориентирована на коммерческий успех, а вовсе не на качество образования», - отметил Олег Смолин.
Во-вторых, обратил внимание эксперт, весьма специфическим оказался характер рейтинга-мониторинга. «Треть вузов, которые предлагается ликвидировать, "оптимизировать", реорганизовать, помимо педагогических, инженерных, сельскохозяйственных, – это вузы культуры и вузы, которые обучают людей с инвалидностью. В Москве это Московская государственная гуманитарная экономическая академия и специализированный Институт искусств для инвалидов. Если мы будем по таким критериям закрывать институты, которые обучают инвалидов, то, думаю, мы далеко продвинемся в реализации Конвенции по правам инвалидов – только задом наперед», - считает политик.
Третье, что удивляет в мониторинге, это явный политический подход, заметил О.Смолин: «Среди вузов, признанных неэффективными, числится по крайней мере два, которые считаются политически нелояльными. Это Российский государственный торгово-экономический университет. Его ректор Сергей Бабурин не раз критиковал современную образовательную политику. Второй, с противоположной бабуринской точки зрения, – Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Руководит им ректор, вполне лояльный к власти. Но когда-то РГГУ финансировался в том числе и Ходорковским, а теперь почему-то считается, что не то ему симпатизирует внесистемная оппозиция, не то он симпатизирует этой внесистемной оппозиции. Хотя не так давно этот вуз оценивался как один из ведущих в российской гуманитаристике».
Поэтому, убежден депутат, министр образования и науки Д.Ливанов должен потребовать назад деньги, потраченные Высшей школой экономики на проведение мониторинга; признать результаты мониторинга недействительными и выработать реальные критерии на проведение мониторинга эффективности российских вузов, исходя из качества образования, а не из коммерческого успеха.