Предвыборную ситуацию в США комментирует в интервью «Русской народной линии» петербургский политолог, д.ф.н. Сергей Лебедев.
Открытый враг куда лучше скрытого: знаешь, чего от него ожидать, и откуда он нападет. В этом отношении хорошо, что Ромни проявил свою резкую антирусскую позицию. Но, конечно, «хрен редьки не слаще». Главная специфика этих выборов в том, что это редкий случай, когда не столько личности и не столько внешне или внутриполитические акции, сколько социально-культурное различие Америки проявляется в полной мере.
Начнем с того, что Ромни - мормон, то есть адепт богатой тоталитарной секты, отошедшей от Христианства. Его поддерживает «одноэтажная», белая, англосаксонская, в большинстве своем еще протестантская Америка. По сути дела, это потомки тех, кто создал Америку.
Кто стоит за Бараком Обамой? Сам он афроамериканец. Это не политкорректность, а констатация того факта, что ведь его отец - настоящий негр из Кении, вовсе не потомок рабов, которых когда-то привезли в Америку в кандалах. За него голосует большое количество афроамериканцев. Они будут за него голосовать из чувства расовой солидарности, даже не вчитываясь в его программу.
Как известно, Демократическая партия традиционно привлекала к себе различные меньшинства, и не только этнические, хотя масса эмигрантских диаспор поддерживает Барака Обаму, но и сексуальные и прочие извращенческие меньшинства. Как известно, когда Барак выступил после «долгих размышлений» в поддержку содомитских браков, то он автоматически получил поддержку содомитов, а это в некоторых городах до 15 % избирателей.
Не надо забывать такую вещь: одно дело - большие мегаполисы, такие как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, где царят вседозволенность, население смешанное, люди и в прямом и переносном смысле Бога забыли, но существует и другая Америка, провинциальная, фермерская. Среднюю часть Америки называют еще «библейским поясом», где люди пытаются, насколько это возможно в США, жить по христианским заповедям. Неслучайно ядовитые критики из больших городов говорят, что жители «библейского пояса», кроме Библии, вообще ничего не читали. На что жители «библейского пояса» огрызаются, что жители мегаполисов, кроме комиксов, ничего не читают. Так вот эта белая, законопослушная, религиозная и трудовая Америка, скорее всего, будет голосовать за Митта Ромни, хотя бы по той причине, что им больше не за кого голосовать.
Специфика замечательной двухпартийной англосаксонской системы в том и заключается, что никакой реальной альтернативы не существует, надо выбирать из двух зол. В этом плане все-таки в Европе, где можно голосовать за какую-нибудь радикальную партию, не важно, левую или правую, а все же альтернатива присутствует. В США ничего подобного нет, хотя формально можно голосовать за какую-нибудь партию, заведомо не проходящую к власти.
И намечается такой раскол: за Обамой идет цветная Америка (цветная, включая «голубых» и «розовых»), живущая на пособия, привыкшая качать права, но не выполнять обязательства, упоминающая имя Господне лишь всуе, желающая и дальше разбойничать, захватывать нефтяные государства, но так, чтобы это стоило недорого. За Ромни идут изоляционисты «одноэтажной» Америки, настроенные против авантюр за океаном, считающие, что у них своих проблем хватает, что отчасти объясняется провинциализмом. Для них город на побережье Америки - совсем иной мир, а про Европу, Азию, Россию они и понятия не имеют. Образ России у них не изменился со времен холодной войны, многие считают, что у нас Троцкий правит.
Белая Америка ненавидит цветную. Напомню, что 11 сентября - это не только годовщина, когда непонятно кто взорвал кого-то, это еще и день рождения Тимоти Маквея - ветерана «Бури в пустыни». Он в 1994 году взорвал федеральный центр в Оклахома Сити, считая, что так надо начинать революцию, чтобы уничтожить «цветных паразитов», задавивших настоящую белую Америку. Маквея, как известно, казнили в 2001 году 11 июня, а потом последовала известная трагедия. В США не случайно существует жанр «альтернативной литературы», то есть белой контр-культуры, посвященный восстаниям белого населения против «цветных паразитов».
Помните, как в России Зюганов возился с «народным ополчением», чтобы отвлечь внимание от соглашательской роли своей партии? А в США такое «народное ополчение» есть. В «Белых штатах» существует милиция из нескольких сотен тысяч вооруженных человек, ненавидящих федеральное правительство, исповедуя специфический правый расизм и такой же правый анархизм с лозунгом: «Не лезьте в наше дело, мы сами разберемся». С их точки зрения, «большое правительство» существует только для того, чтобы сидеть на шее у народа.
По моему мнению, Митт Ромни почти ничем не отличается от Барака Обамы, нацепившего имидж «голубя», хотя этот нобелевский лауреат так и не прекратил войны в Афганистане, но среди фанфар совершенно незаметно убрал войска из Ирака, фактически признав поражение США в этой войне.
Для России, считаю, было бы все-таки лучше, чтобы и дальше контактировать с Бараком Обамой, он пока еще не успел испортить отношения с Россией, хотя «перезагрузка», которую там провозгласили, оказалась «пшиком». Ведь то, что он опирается на откровенно паразитические слои населения, на людей, у которых отношение к Америке как к большому собесу, а если собес не выполнит своих обязательств, они начинают бузить, - ослабляет его администрацию и значение США в мире. Нам это на руку. Но мы не расстроимся, если победит Митт Ромни, по той причине, что открытый враг лучше, и нужно учитывать, что одно дело - предвыборная риторика, а другое дело - реальность.
И последнее. Сейчас еще рано ставить на кого-то. Американцы такие: основная масса сообразит, за кого голосовать буквально накануне выборов, за два месяца до ноября может случиться всякое. В США сейчас очень многое зависит от позиции латиноамериканцев. Их в США около 50 миллионов, это самое крупное расовое меньшинство после белых. Латиносы очень редко голосуют вообще, а если голосуют, то всегда за поддерживающую цветное население Демократическую партию. Однако, Джордж Буш младший, который с детства говорил по-испански и был два срока губернатором Техаса (штата, где латиносы и афроамериканцы превосходят по численности англосаксов), не случайно во время своей избирательной кампании в 2000 и 2004 годах выступал по-испански перед латиноамериканским электоратом. Это привлекло к нему голоса громадного большинства латиносов, обеспечивших ему переизбрание в 2004 году.
Сейчас ожидается решение латиносов - или они вернутся на сторону Демократической партии, к которой всегда были лояльны, или Ромни воспользуется опытом Буша младшего для того, чтобы отколоть от цветной коалиции 50-миллионную латиноамериканскую общину. Надо иметь в виду, что в США де факто испанский язык - второй язык государства, а в пяти штатах латиносов больше. Кроме того, стратегия республиканцев по привлечению на свою сторону латиносов сыграла свою роль в том, что знаменитый калифорнийский «Терминатор» был избран губернатором в почти все время до этого демократической Калифорнии от республиканцев именно за счет привлечения на свою сторону латиносов, так что все зависит от говорящих по-испански. За кого они пойдут, тому, в конце концов, приз Белого дома и достанется.
А пока мы видим четкое социокультурное расслоение: белая «одноэтажная» Америка и цветная, многорасовая, живущая на соцобеспечении, либеральная, космополитизированная Америка мегаполисов. Мало когда за последние 150 лет после гражданской войны так четко выступал раскол внутри этой страны. Да и то, 150 лет назад раскол произошел между англосаксами, говорящими на одном языке, исповедующими одну протестантскую религию, а сейчас ситуация более серьезная.
1. Re: Хрен редьки не слаще