Украинская мифологема, создаваемая под влиянием, руководством и при самом непосредственном участии поляков и австрийцев, была призвана обеспечить такую модель менталитета и социального поведения, которая бы позволила сформировать из русинов, малорусов, гуцулов, бойков, лемков, полищуков и пинчуков, т.е. югорусов или южных русских, не столько окультуренных европейцев, сколько нерусских украинцев. Это делалось с целью не допустить социально-политического воссоединения Русского Мира в XIX столетии, когда объединительные устремления охватили практически всё русинское общество, оказавшееся в составе Австро-Венгерской Империи. Собственно говоря, австрийскую практику следует рассматривать не только как продолжение политики Речи Посполитой по ополячиванию русских, оказавшихся в её составе в XIV-XVIII вв., но и как продвижение религиозной экспансии со времён Брестской унии 1596 г., которая de-facto означала католическое вторжение на территорию Русского Православия.
Таким образом, украинство и, собственно, Украина, как территория его физического существования, являются антирусским и антиправославным проектами. (Потому, кстати, переименование украинского экзархата Русской Православной Церкви в Украинскую Православную Церковь представляет очень серьёзную опасность для Русского Православия, ибо новым названием легализуются скрытые антирусские и антиправославные модели поведения, которые ломают духовно-ментальные устои и прихожан, и священников этой Церкви).
Следовательно, антирусская или нерусская, а по форме украинская политика в государстве под названием «Украина» является и антиправославной, если она направлена против канонической Русской Православной Церкви. Свидетельством этой порочной связи – антирусскости и антиправославия – является политика коммунистов при Советской власти, особенно в первые годы её существования. Примечательно, что так называемые безбожные кампании, когда разрушались храмы и церкви, преследовались прихожане и подвергались репрессиям священники, соседствовали с антирусской политикой, одним из проявлений которой были кампании по украинизации на Украине и татаризации в Крыму.
По причине такой украинской специфики, любая власть на Украине, лишённая русского православного содержания рано или поздно (как правило – рано) становится и антирусской и антиправославной (в каноническом понимании Православия). В этих условиях мы неизбежно приходим к заключению, что при нынешней власти Партии регионов не стоит ожидать не только прекращения антирусской политики, но и надо ожидать дальнейших провокационных действий по расколу Русской Православной Церкви. В этом случае политика В.Януковича и Партии регионов ничем не отличается от политики Л.Кравчука, Л.Кучмы и даже В.Ющенко. Все они действуют на предмет образования т.н. «Соборной Церкви Украины», куда стремятся втиснуть Украинскую греко-католическую Церковь (униатов), неканоническую Украинскую автокефальную Православную Церковь, раскольническую Украинскую Православную Церковь лже-патриарха Денисенко («Филарета») и откольников из Украинской Православной Церкви во главе с архиепископом Александром (Драбинко). Особо подчеркну, что всё это делается политическими методами.
Все эти организации и люди их представляющие исповедуют, по сути, антирусские идеи, выступают против Русского Мира. Их настроения передал бывший лидер Украинской греко-католической Церкви Любомир Гузар 20 апреля 2012 г. в эфире Первого украинского национального канала: «Русский Мир – очень хорошая политическая структура. Ее выдумали, потому что она полезна и оправдывает определенное понятие, что все есть едино. Но как же оно едино? Я не обращаю на это внимания, потому что не вижу ценности и основания для такого больного мышления. Оно кому-то выгодно. Это хорошо для российского народа. Мы бы хотели, чтобы Церковь в России воспринималась наилучшим образом. Но это – Церковь в России, для россиян. А мы бы хотели иметь Церковь в Украине, которая была близка украинскому народу». При этом господин Л.Гузар скромно умалчивает, что его Церковь находится в сфере юрисдикции Римской Католической Церкви, которая, уж точно, далека от украинского народа, строилась и действует в обществах с совершенно иными культурно-цивилизационными стандартами и традициями.
Отсюда возникает вывод, что Русская Православная Церковь на Украине в лице её священноначалия должна активно включаться в политический процесс, отстаивая не только традиции коренного для нынешней Украины Русского Православия, но и ценности Русского Мира как культурно-цивилизационного феномена. Как показывает практика, Русской Православной Церкви не стоит надеяться на поддержку в сохранении территории канонического Православия на украинскую власть, даже если она шла на выборы с православными лозунгами. Тому пример не только период президентства Л.Кучмы, который активно сотрудничал с раскольниками во главе с Денисенко («Филаретом»), но и нынешнее время президентства В.Януковича. Причём последний декларировал, особенно в годы противостояния его политической группы с «оранжевыми» политическими силами, полную поддержку канонической Православной Церкви на Украине, находящейся в неразрывном единстве с Русской Православной Церковью. Сейчас же, усилиями Администрации президента Януковича, возглавляемой Лёвочкиным и Герман, разрабатываются сценарии продвижения на пост предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата кавалера ордена Мазепы (из рук В.Ющенко) архиепископа Драбинко. Именно он является организатором внутреннего заговора, направленного на отрыв православных людей Украины от Русской Православной Церкви и формирования т.н. «Украинской Соборной Церкви» из отмеченных выше разнородных и даже различных конфессиональных организаций (украинские греко-католики фактически принадлежат к католической конфессии).
Мы неоднократно убеждаемся в том, что создание в 1990-х годах Украинской Православной Церкви на основе Украинского Экзархата Русской Православной Церкви вовсе не ослабило конфессиональное раскольничество и церковный сепаратизм, а скорее провоцирует эти губительные для православных верующих Украины тенденции. Пример с вл. Драбинко наглядное тому свидетельство. Для Русской Православной Церкви, имеющей юрисдикции и епархии во множестве стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, автономные Церкви в Японии, Украине, Латвии, Эстонии, Молдавии, Китае, соединённой в 2007 г. с Русской Православной Церковью заграницей, назрела необходимость стать Вселенской Русской Православной Церковью и возложить на себя заботы по сохранению и развитию традиционного исторического Христианства, каковым является Православие. Создание Вселенской Русской Православной Церкви (ВРПЦ) станет весомой преградой для деятелей типа Гузара с их попытками ограничить сферу деятельности Русской Православной Церкви только территорией современной Российской Федерации.
Но особое значение в этом исторически и природно обоснованном восхождении Русской Православной Церкви к статусу Вселенской имеет сейчас конфессиональная ситуация на Украине в связи с имеющимися расколами и отколами. Преодолеть эту губительную для Вселенского Православия ситуацию, провоцируемую политическими недругами Русского Мира, можно только политическими средствами, в том числе с помощью политической партии, строящейся на принципах русской идеологии и канонах Русского Православия.
Потому Русская Православная Церковь должна принять участие через свои приходы и своих священников, имеющих украинское гражданство, в формировании политической партии, которая будет неукоснительно отстаивать интересы и ценности Русского Мира и Русской Православной Церкви на Украине. Отдавать политическое поле различным проходимцам, эксплуатирующим Православие и русскую идею в угоду своих групповых и личных корыстных интересов не правильно и непозволительно.
Анатолий Сергеевич Филатов, заместитель директора по науке украинского филиала Института стран СНГ, координатор Ассоциации православных экспертов по Крыму