И хотя здравый смысл, опирающийся на целый ряд неудачных предсказаний конца света, подсказывает, что и нынешнее пророчество, по всей видимости, окажется ложным, тем не менее, 21 декабря 2012 года, действительно, может войти в историю как трагическая дата, по крайней мере, для американской экономики. Дело в том, что 21 декабря 2012 года истекает 99-летняя аренда денежного станка Федеральной резервной системой (ФРС), данный ей в 1913 году Конгрессом США. Для того чтобы продлить аренду, 21 декабря 2012 года ФРС потребуется не только большинство голосов в Сенате и в Палате представителей, но и три четверти голосов от законодателей каждого из 50 штатов, иначе закон автоматически утрачивает свою силу. Сделать это будет очень непросто, учитывая колоссальный долг и обесценивание доллара, не привязанного к золоту. Золотые сертификаты, которые выплачиваются ФРС за печатание долларов, подлежат погашению только золотом.
Возвращаясь к фильму «2012», стоит отметить, что эта кинокартина интересна не столько визуализацией конца света, и даже не тем, что она вошла в список самых кассовых фильмов в мире за всю историю кинематографа, собрав в мировом прокате 769,6 млн. долларов США, а сколько попыткой моделировать поведение государств и их лидеров во время глобальной катастрофы. На мой взгляд, попытка оказалась вполне удачной: модель выглядит невероятно правдоподобно.
В фильме говорится, что признаки конца света обнаружил безызвестный индийский ученый, который сообщил о своем открытии американскому геологу Адриану Хелмсли. Тот в свою очередь информирует о надвигающейся глобальной катастрофе президента США Томаса Уилсона (примечательно, что как Хелмсли, так и Уилсон - чернокожие). Затем американский президент на саммите G8 при закрытых дверях с пафосом заявляет: «Мир, каким мы его знаем, скоро перестанет существовать». Перед тем, как произнести свою патетическую речь Уилсон просит всех, кроме глав государств-членов G8, покинуть помещение. Советники и переводчики покинули зал, замешкался только переводчик президента России «господина Макаренко». Российский Президент в ответ на просьбу президента США, обращенную к переводчикам и обслуживающему персоналу, покинуть зал, заметно разволновался, стал испуганно озираться, глупо хлопать глазами, шептаться со своим переводчиком, хмурить весьма густые брови, делающие его похожим на Леонида Брежнева. После того, как американский президент заверил российского лидера в том, что ему нечего опасаться, «господин Макаренко» отпустил своего переводчика. Лидеры G8 расположились в креслах, опять же кроме беспокойного «господина Макаренко», который продолжал стоять, озабоченно и туповато глядя по сторонам. Американский президент с трудом упросил «господина Макаренко» сесть в кресло. Затем он сообщил о приближении конца света и о необходимости совместных усилий по спасению человечества. План спасения, естественно, был разработан американцами и единогласно принят всеми членами G8.
Согласно этому плану, в Китае строились гигантские корабли, названные «ковчегами», на которые должны были сесть лидеры государств, представители политической элиты и «лучшие носители генофонда», призванные, по словам главы администрации президента США Карла Анхаузера, продолжить человеческий род после конца света. Для финансирования проекта было разрешено продавать билеты на «ковчеги» богатым людям по цене 1 миллиард евро за человека. По словам персонажа фильма Чарли Фроста, этот билет по карману только Биллу Гейтсу, Руперту Мердоку и «какому-то русскому олигарху». На протяжении всего фильма показана история русского олигарха Юрия Карпова, обладателя счастливого билета, стремящегося во что бы то ни стало попасть на «ковчег». Этот персонаж скопирован авторами фильма, очевидно, с образа буржуя, созданного советской пропагандой. Жирный, самодовольный, туповатый и похотливый тип. По ходу повествования выясняется, что Юрий Карпов бросил жену, нашел себе молодую любовницу, которую заставил сделать пластическую операцию, причем здорово на этой операции сэкономив, в итоге он бросает любовницу, в последний миг закидывает своих сыновей на «ковчег», а сам срывается в пропасть.
На спасательные «ковчеги» сели лидеры всех мировых держав, кроме президента США и премьер-министра Италии, которые не захотели бросать свои народы «в годину трудных испытаний». Итальянский премьер показан вместе со своей семьей, молящейся на площади Святого Петра в Ватикане, заполненной католиками. В Ватикане происходит сильнейшее землетрясение, от которого рушится собор Святого Петра. Под обломками собора погибает папа Римский, кардиналы, простые католики и премьер-министр Италии со своей семьей. Причем во время обрушения собора молящиеся католики в панике разбегаются, неподвижно стоит только углубленный в молитву итальянский премьер, обнимающий испуганных жену и детей.
Таким же набожным смельчаком изображен президент США. Когда стихийные бедствия настигли США и пришло время для вылета «борта №1» в Китай для посадки на «ковчег», глава администрации президента США Карл Анхаузер зашел в овальный кабинет и, не застав там президента, поинтересовался у его секретарши, а где находится американский лидер, на что та ответила, что президент молится в часовне. «Неуместное» поведение американского лидера в условиях стихийных бедствий возмутило Анхаузера, который заявил, что для молитвы можно было бы найти более подходящее время. «В данной ситуации не такая уж плохая идея», - справедливо отметила секретарша президента США. Закончив молитву, американский лидер сообщает Анхаузеру о том, что решил остаться со своим народом. В итоге «борт №1» улетает в Китай без главного пассажира. Когда становится понятно, что не удастся спасти большинство американцев, он решается выступить по телевидению с обращением к народу. «В нашей стране живут представители различных конфессий, но я думаю, следующие слова выражают суть религиозных воззрений каждого из нас: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем …» - на этих словах речь президента США прерывается, телевизионное вещание пропадает.
Примечательно, что глава американского государства обратился к народу словами 22 Псалма, который, по словам святителя Афанасия Великого, «воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что пасет их Господь, и описывают также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их». Ведь свою речь президент США адресует всем американцам: христианам, представителям иных религиозных конфессий и атеистам. Протопресвитер Григорий Разумовский в работе «Объяснение священной книги псалмов» так толкует слова 22 Псалма, которые удалось произнести американскому лидеру: «То есть Сам Господь Пастырь мой: Он пасет меня и ничего не лишит меня, под Его водительством и пастырством я ни в чем нуждаться не буду, не лишит ни вещественных благ, ни духовных. При этом само собою предполагается и является в мыслях другое, противоположное состояние – лишения, скудости, духовной бедности в отчуждении от Бога, без веры в Него, в каковом состоянии пребывают все неверующие, все язычники, забывшие Бога». Действительно, в фильме президент США в условиях, когда люди думают о своем спасении, ищут защиты, постоянно напоминает им о Боге, чем изрядно раздражает главу своей администрации Карла Анхаузера, считающего, что в таких условиях молитва совершенно неуместна.
После прекращения телевизионного вещания президент США устраивает в Белом доме госпиталь и лично принимает участие в спасении пострадавших. Погибает он, находясь на лужайке перед Белым домом.
Вообще фигуры президента США и премьер-министра Италии, представленные в фильме, вызывают сочувствие и уважение, чего нельзя сказать об образе Президента России, неуверенного, пугливого, не имеющего собственного мнения, неизменно принимающего американскую сторону после приступа природного упрямства. На одном из «ковчегов», где собрались лидеры мировых держав, решение открыть ворота ковчега, чтобы в него могли войти люди, находящиеся вовне его, было принято только после того, как дочь погибшего президента США заявила, что если бы на «ковчеге» был ее отец, то он открыл бы ворота. Ее заявление вызвало на лице российского лидера глуповато-одобрительную улыбку, на него до сих пор хмурого и чем-то недовольного наконец-то снизошло озарение: ворота надо открыть. Он тут же заявляет, что Россия, Китай и Япония согласны открыть ворота.
В фильме молящимися показаны только католики, мусульмане на Ближнем Востоке, буддисты Тибета и американцы. Авторы кинокартины не чужды библейских ассоциаций. Во время демонстрации в США один мужчина с плакатом призывает: «Покайтесь, еще есть время». Вероятно, в данном случае осуществляется попытка вызвать у зрителя ассоциацию со словами Евангелия от Матфея: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1-2). Герои фильма несколько раз говорят о Втором пришествии. Когда ворота «ковчега» застопориваются из-за поломки механизма, то поломку устраняет писатель-фантаст Джексон Кёртис с помощью своего сына Ноя.
Фильм «2012» выполнен в ленинском духе. В свое время Ленин заявил, что кино есть не столько искусство, сколько средство агитации и пропаганды. В его «Директивах по киноделу» говорится, что «наркомпрос должен организовать наблюдение за всеми представлениями и систематизировать это дело. Все ленты, которые демонстрируются в РСФСР, должны быть зарегистрированы и занумерованы в Наркомпросе. Для каждой программы кинопредставления должна быть установлена определенная пропорция:
а) увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции) и
б) под фирмой «из жизни народов всех стран» - картины специально пропагандистского содержания, как-то: колониальная политика Англии в Индии, работа Лиги наций, голодающие Берлина и т. д. и т. д. Нужно показывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями. Добиться, чтобы кинотеатры, находящиеся в частных руках, давали бы достаточно дохода государству в виде аренды, предоставить право предпринимателям увеличивать число номеров и вводить новые, но с непременной цензурой Наркомпроса и при условии сохранения пропорции между увеселительными картинами и картинами пропагандистского характера под названием «Из жизни народов всех стран», с тем чтобы промышленники были заинтересованы в создании и производстве новых картин. Им должна быть в этих рамках дана широкая инициатива. Картины пропагандистского и воспитательного характера нужно давать на проверку старым марксистам и литераторам, чтобы у нас не повторялись не раз происходившие печальные казусы, когда пропаганда достигает обратных целей. Специально обратить внимание на организацию кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна».
Как заявил в свое время Ленин, «пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».
Обсуждаемая кинокартина, на мой взгляд, является отличным образчиком пропагандистского кино, выполненного в полном соответствии с «Директивами по киноделу», разработанными Лениным. Американцы «не знают» о возрождении Православия в России, им «неведомо», что Российским государством правят православные руководители, не стесняющиеся публично молиться, креститься и прикладываться к святыням, они «не заметили» второго крещения Руси. Фильм «2012» – весьма искусно сделанный агитационный материал без гипербол и патетики, так свойственных американцам. Полагаю, что эта кинокартина может стать учебным пособием по созданию качественных пропагандистских художественных фильмов.
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
9. от аренды денежного станка к кинопроизводству
8. 21 декабря 2012 года - Конец света для ФРС.
7. О США например.
6. Re: Американская пропаганда по-ленински
5. Ответ на 4., рудовский :
4. Re: Американская пропаганда по-ленински
3. Re: Американская пропаганда по-ленински
2. Re: Американская пропаганда по-ленински
1. Re: Американская пропаганда по-ленински