Возьмем для простоты и образности элементарное сравнение (не полное и не точное, как все наши представления о взаимоотношениях с Творцом). Православный храм - это родной дом для верующих православных людей. В доме есть Хозяин - Господь наш Иисус Христос. В доме установлены правила, связанные с почтительным (благоговейным) отношением к гостеприимному Хозяину. Не потому, что мы можем оскорбить Его, а потому, что, не уважая Хозяина, не надо вообще ходить к Нему в гости. Правила элементарные - как одеваться, где располагаться, куда ходить не следует, как себя вести, когда говорить, а когда молчать и слушать.
В человеческом обществе, если мы приходим в гости на званый ужин, на свадьбу или на поминки, мы ведем себя соответственно. В одежде это будет или вечернее платье, или праздничный наряд, или траурный темный костюм. Время для нашего тоста нам укажет распорядитель пира, или сам хозяин. Музыка должна соответствовать обстановке.
«Вечную память» не следует петь на свадьбе, а плясать «Комаринскую» - не принято на похоронах или на официальном приеме у посла. Тем более, недопустимо плясать ее на столе, в маске, изрыгая временами нецензурную брань и проклятия в адрес хозяев и присутствующих.
И вот приходит в Ваш добрый дом группа лиц со своим магнитофоном, врубает собственную музыку, устраивает шабаш, гадит Вам в тарелку с супом, рассказывает непристойный анекдот про Ваших родителей, и заявляет, что это был концерт, а нагаженное - это арт-объект, произведение искусства, который надо уважать, любить, ценить и нюхать.
Допустим случай попроще, когда хозяин в доме не Сам Господь, а всего лишь какой-то император, король, или на худой конец президент, или, уж в крайнем случае, глава транснациональной корпорации. А смутьяны - то ли его подданные, то ли засланные какие-то из числа нерукоподатных, то ли, как говорится, «никто и звать никак». Какие будут последствия?
Или представим, что в наши дни в государстве Израиль в синагогу врывается «творческий коллектив» арабов в масках и вместе со своим «художественным руководителем» исполняет что-нибудь задушевное. Или группа свободных художников нарисует непристойную картинку во всю Стену плача... Что сделает полиция, как поступят руководство страны и её граждане в этом случае?
Может быть, в Ватикане в соборе Святого Петра можно безнаказанно пошутить на темы о Богородице, папе Римском и «клёво» перепеть «Аве Мария» в фекальном стиле, приплясывая у Престола?
Или вот такой еще вариант: в Саудовской Аравии группа «невинных» геев и лесбиянок, или просто такая же Pussy Riot споет такую же песенку, в такой же манере - только про Аллаха, пророка Мухаммеда и местного духовного лидера. А потом прочитают веселую пародию на строки из Корана. Ну и, если успеют скрыться (что вряд ли), выложат все это в интернет.
Все это немыслимо, недопустимо, безобразно, неприемлемо, абсурдно - скажете вы, и будете правы!
И только у нас подобные выходки - это повод для широких дискуссий - наказывать или не наказывать, хулиганство или невинная шалость, творческое самовыражение или окончательное самовырождение? И правозащитники, как всегда тут как тут. И вновь не на страже общественной нравственности, порядка, культуры и законности, не на страже прав верующих и памяти НАШИХ предков, а на страже свободы хулиганства, распущенности, разжигания национальной и религиозной вражды, оскорбления религиозных чувств и кощунства.
Многие в нашем современном обществе уже привыкли по случаю и без такового «попинывать» и «покусывать» Церковь, рассчитывая на безответность и ее традиционное миролюбие. Православным постоянно напоминают «для профилактики» о необходимости подставлять левую щеку после того, как ударят по правой (то есть слева, вероломно, исподтишка). Но надо помнить, что речь идет не о личном оскорблении отдельного христианина, а о вызове христианству, Церкви, России, памяти предков, национальному достоинству. И вот здесь действует правило, сформулированное Святителем Филаретом Московским в середине девятнадцатого столетия: «Гнушайтесь... врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших». Это о христианском отношении. А есть еще светские государственные законы. И, если чья-то свобода самовыражения наносит существенный ущерб правам и свободам других граждан, должна наступать предусмотренная этими законами ответственность.
В этом смысле для меня остается непонятным, почему речь идет только о хулиганстве, и не обсуждается вопрос о квалификации деяния группы «творческих личностей» по 282-й статье. Публичные бесчинства в православном храме, устроенные группой лиц по предварительному сговору с использованием записывающей аппаратуры и дальнейшим распространением в СМИ текста песни и выкриков, содержащих явное глумление и оскорбление в адрес Церкви, Господа, духовенства и верующих, разве это не те самые «действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам ... отношения к религии, ... совершенные публично или с использованием средств массовой информации»?
Возможно, повлияло заявление одной из участниц безобразий в очередном интервью, что в скандальной группе, среди выступавших имеются православные прихожане? Но эти слова могут рассматриваться, простите, лишь, как изощренное издевательство над мозгом читателей. Утверждения грабителя, что он «друг ограбленной семьи» или насильника, что «все было по любви», не повод отказаться от обвинения. Если бы во время Нюрнбергского процесса кто-нибудь из верхушки Рейха заявил, что в душе он славянин, и Россию любит, как родную, что изменилось бы в его дальнейшей судьбе? А если бы, к примеру, американская администрация заявила, что их солдаты приняли ислам перед тем, как учинить сожжение Корана и расстрелять мирных жителей в Афганистане? Это звучало бы убедительно?
Когда подобных нашим «героям» провокаторов обсуждают, порицают, задерживают, сажают в обезьянники и штрафуют, они получают вожделенную славу, отрабатывает вложенные в дестабилизацию средства «старших товарищей» и получают признание в своей среде. Как говорится, «отряд ОМОН поколотил демонстрацию извращенцев - обе стороны остались довольны».
Интересно, что хулиганские и кощунственные действия провокаторов продолжают называть арт-концертами, выставками и творчеством. Так и представляю себе сообщение в прессе: «Художник выступил на городской площади с новым смелым арт-шоу, в ходе которого наглядно продемонстрировал общественности в творческой форме состав статей 105 (убийство), 131 (изнасилование), 134 (... действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста) и других интересных статей, вызывающих общественный резонанс. Акцию снимали ведущие телеканалы, билеты на представление были раскуплены. Творческую личность теперь преследуют ничего не понимающие в искусстве родители пострадавших, милиция и другие реакционеры. Правозащитники требуют прекратить травлю гуманиста».
Если можно пропагандировать свободу кощунства, святотатства, зоофилии и других извращений, то почему бы не разрешить пропаганду свободы в сфере убийств, грабежей, человеческих жертвоприношений? Это все один ряд, и грань весьма расплывчатая.
Что решит суд, мы не знаем. Что говорит участникам суд совести, мы, возможно, не узнаем никогда. Однако есть еще Божий суд - надежный и неподкупный.
История свидетельствует, что кощунство и святотатство (осквернение и кража святынь) - это особая разновидность греха. Последствия таких злодеяний наступают быстро и весьма очевидны для посторонних глаз. Как говорится, в научение народу. Если в иных случаях времени для покаяния бывает достаточно много, и человек успевает исправить свою жизнь с Божьей помощью, то в случаях такого рода все иначе. Один следователь, который ловил тех, кто грабил православные храмы в 90-е годы, рассказывал, что к моменту обнаружения злоумышленников нашим карательным органам и делать-то было уже нечего. Одних грабителей прежде настигала «случайная» пуля, на других обрушивались немыслимые проблемы со здоровьем - вплоть до тяжелой инвалидности и уродств, третьи сами лишались всего или сходили с ума. Печальны судьбы и многих из тех, кто рушил и осквернял храмы в десятилетия воинствующего атеизма. Порой, кара Божья настигала их непосредственно в момент совершения беззаконий.
Желать таких последствий мы не можем никому. Каждый из нас не сможет нести тяжесть ответственности за все свои дела без надежды на милосердие Господне. Но особенно страшно, когда по опыту других видишь: времени, чтобы что-то исправить, так мало, что его может не хватить.
Родион Часовников, публицист, поэт
22. Ответ на 21., ВВячеслав:
21. RE: 20
20. Ответ на 19., ВВячеслав:
19. RE:18. GEORGIY
18. Ответ на 17., ВВячеслав:
17. Ответ на 16., GEORGIY:
16. русским вахабитам
15. Ответ на 12., Галина :
14. Переходим к действиям
13. Апофеоз занятия демократизмом.