Как правило, чтобы пробудить слово, нужна причина или хотя бы повод, как источник вдохновения.
А что получится - тост, философское эссе, заявление в суд или конституция - зависит от любимого авторского стиля, аудитории и мощности этого самого «источника вдохновения».
Так, в период зарождения и становления правовых основ в различных государствах, новые конфликты или преступления влекли за собой появление новых законов. Да и в наши дни, порой, невиданные доселе события пробуждают законотворческую деятельность на новом уровне.
Проявление агрессии отдельных государств влечет множество резолюций, меморандумов, заявлений, нот протеста или ультиматумов.
Гонения на первых христиан породили апологетические труды великих христианских просветителей. Из этих трудов мы черпаем по сей день сведения об устройстве Церкви в ранние века, о христианских истинах, об отношении христиан к вызовам внешнего мира.
Появление ересей - ложных учений о Христе и Церкви вынудило полноту Церкви соборным голосом отвечать на спорные вопросы догматического, церковно-политического и дисциплинарного характера. Так появились многие решения Вселенских Соборов, ставшие правилами для христиан на тысячелетия вперед.
Всенародные события - великие победы или великие испытания вдохновляли поэтов, писателей, композиторов, живописцев, скульпторов, архитекторов и режиссеров на создание шедевров.
Глупость правителя или общественного деятеля, сказанная с высокой трибуны или ставшая стереотипом общественной жизни, еще недавно кормила сатириков, а в наши дни питает менее взыскательных «тружеников» - блогеров.
Несправедливость, возведенная в правило и совершающаяся с молчаливого согласия власти, порождает бурление в обществе на доступном уровне - на кухнях, в социальных сетях, а, порой, и на митингах, если этой несправедливостью воспользуются предприимчивые и оборотистые организаторы протестных мероприятий.
Сегодня наступила 72-я годовщина Великой победы нашего народа во Второй мировой войне.
Само по себе это событие - повод для добрых дел, высоких мыслей и значимых слов. И слова эти не должны быть похожими на суетливую перебранку, нелепый спор или безудержный пафос. Казалось бы, нет здесь места и всепроникающим праздничным карьеристам из политических или общественных организаций.
Но вот, вдруг в СМИ появились сообщения, что ставший привычным для всех один из символов Победы - георгиевская ленточка отныне не может быть повязана нигде, кроме, как на лацкане пиджака.
Упоминается «недопустимость» ношения ее на голове или крепление к деталям автомобиля, а также - на сумочках и в иных местах. СМИ обещают также, что какие-то молодежные группы будут ходить и разъяснять, какая форма ношения георгиевской ленточки - этична, а какая, соответственно - неэтична.
Попытка найти с помощью поисковых систем - кем именно из уполномоченных структур установлен «регламент» ношения этого символа успехом не увенчалась. Многие публикации на эту тему начинаются со слов «В РФ принято решение...» или «Запрещено ношение....» и т.п. Однако, ссылки на правовой акт какого-либо органа власти найти не удалось. Единственная организация, на которую все же ссылаются в контексте нововведений и запретов вокруг георгиевской ленточки - общественное движение «Волонтеры Победы».
Возможно, отдельные СМИ не совсем корректно выразились. Возможно, следовало указать не «запретили», а что-то типа: «представители такой-то общественной организации считают так-то». Иначе возникает ряд вопросов, в том числе,- риторических.
Почему «волонтеры», а не добровольцы, если речь, все же о патриотизме? Кто наделил общественную организацию полномочиями что-либо запрещать кому-то кроме своих членов? Или, все же есть распоряжение (постановление) какого-либо органа власти, а общественная организация лишь выступила с инициативой?
Пока нет ответа на этот, последний вопрос, буду называть информацию о «запрете» и «регламенте» идеей.
Так вот, идея эта представляется не зрелой, не вполне этичной и не слишком удачной, не говоря уже об отсутствии целостности или системности.
Сегодня георгиевская ленточка воспринимается практически в одном значении и теми, кто ее носит и теми, кто от нее бежит, как бес от ладана. Для большинства - это и символ победы, и символ приверженности целям возрождения сильной, могущественной и великой России. Некоторые видят ленточку, как инструмент пропаганды и поддержки действующей власти. В любом случае, это напоминание себе самим и тем, кто потерял память, о реальных победителях в той страшной войне.
Историю самого символа, геральдический смысл, использование его в разное время знают, конечно, не все. У георгиевской ленточки много врагов - от побежденных нацистов до их идеологических потомков, от журналиста Невзорова, до современных украинских политиков.
Само стремление блюсти святость символов мужества и жертвенности народа, нации, страны - это похвальное стремление. Однако, в любом деле порыв нужно сочетать с обращением к разуму, традиции, культуре и истории.
Носить символ на лацкане пиджака - это, наверное, уместно и достойно. Так носят многие символы. Но вряд ли разумно носить георгиевскую ленточку исключительно на лацкане пиджака, имея ввиду ее значение, как воинской награды или части воинской награды. А ведь именно так было в разные исторические периоды Российской империи, СССР, Российской Федерации.
В прошлом и Георгиевский крест и орден славы и медаль за победу над Германией и другие награды, к которым полагалась такая лента, можно было заслужить лишь в боях. Носить ее каждому, как награду, все равно, что носить на груди воинские ордена деда или прадеда. Вряд ли это этично.
Если же мы носим ленточку, как символ Победы, то нужно отказаться от неосторожных ограничений такого порядка. Ею могут быть украшены портреты, фасады зданий, композиции на автомобилях (мне доводилось видеть и весьма удачные) и многое другое. Нет кощунства и в аккуратном и уместном размещении ленточки на головном уборе, рубашке, кофте.
Думаю, над входом в подъезд или на автомобиле, если уж уместными бывают флаги, разве не столь же уместна будет и георгиевская ленточка?
Еще в Российской империи георгиевская лента присваивалась, например, некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - георгиевским серебряным трубам, знамёнам и штандартам. Офицеры носили георгиевские ленточки в петлицах и на фуражках, а также носили георгиевский шеврон на левом рукаве. В 1806 году в русской армии были введены наградные Георгиевские знамена. В навершии знамени помещался Георгиевский крест, под навершием повязывалась чёрно-оранжевая Георгиевская лента со знаменными кистями.
Конечно, привязанная к полуспущенным рваным джинсам или к бутылке водки, заменяющая шнурки на ботинках она вряд ли послужит делу исторической памяти и чувству национального достоинства. Но людей, поступающих таким образом не много. К тому же, так легко обозначатся люди недалекие, провокаторы и лица, утратившие чувство такта и связь со своим народом. Просветительская работа с ними может носить разный характер. Системный - подойдет лучше всего.
Безусловно, значимые символы должны охраняться. Но в России и по сей день, слава Богу, действуют внутренние нравственные и культурные критерии. У нас до сих пор в сердцах еще присутствуют природная деликатность и сдержанность.
У большинства из нас чувство неловкости, брезгливости и недоумения возникает при виде американцев в трусах, шортах или носках, сшитых из их же собственного флага. Никто не стремится им подражать. У них какая-то своя форма патриотизма. Возможно, потому, что американские героические символы замешаны больше на чужой крови, а российские - на крови наших предков. Разная у нас с Западом героическая история, разные, порой, представления о добре и зле, а уж тем более о том, что этично, а что - нет.
По количеству комментариев и анекдотов можно заметить, что идея регламента нуждается в корректировке, что она появилась, возможно, и из благих намерений, но, явно, наскоро и без учета реальной обстановки. Странно ограничивать ношение георгиевской ленточки лацканом пиджака, когда на машинах у нас людей куда больше, чем в пиджаках. При таком поспешном подходе, эта идея может стать выгодна тем, кто хочет, чтобы ленточек стало меньше, а не тем, кто заинтересован в возрождении исторической памяти.
И, уж если говорить об этике, о том, что режет глаз, слух или задевает нравственное чувство, то нужно затронуть многие сферы.
Мне, к примеру, до самых глубин души неприятно слышать старые песни о Великой отечественной войне в исполнении большинства представителей современного шоу-бизнеса, когда слова о подвиге погибших извергают, извиваясь на сцене, вульгарные голоса, выращенные на фабриках терпимости звезд, в будуарах продюсеров и в «проектах» по изгнанию нравственности. Разве это не то же самое, что увидеть орден мужества, прикрепленным к флагу ЛГБТ во время гей-парада? Разве это не глумление над памятью павших и патриотическим чувством живущих?
Или с подобными проявлениями теперь положено мириться из соображений толерантности? Но важно понимать, что истерия политкорректности и «обязанность» соответствовать неким современным «ценностям» базируется, порой, на отсутствии ценностей, как таковых, и соответствует лишь целям узкой группы лиц. А эти цели противоположны стремлению возродить сильную страну, сильное государство и национальную идентичность.
Достойной данью памяти победителей было бы произнесение твердого «НЕТ!» либерально-толерантной истерии, превращающей народ из наследников Великой Победы в рабов западных финансово-политических манипуляторов и их агентов влияния в нашей стране.
Вспомните, - каждая строчка военной песни, каждый призыв командира на поле боя, каждое письмо близким из окопа, каждый рассказ ветерана - это пример отсутствия всякой толерантности. Там были не только великие дела, но и ясные, твердые, честные и внятные слова. Все было названо своими именами. Да и не было бы никакой победы в условиях толерантности и либеральной демагогии в умах. Победить можно было только так, как поется в песне «Священная война», ставшей гимном ратного подвига народа:
«Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!»